Судья ФИО1 Дело <данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего ФИО2,
судей Варламовой Е.А., ФИО4,
при секретаре ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10 на решение Луховицкого районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по заявлению ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10 об оспаривании решения администрации Луховицкого муниципального рйона.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда ФИО2,
Объяснения ФИО6, представителя администрации <данные изъяты> – ФИО7
УСТАНОВИЛА:
ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10 обратились в суд с заявлением, в котором просят признать отказ об изменении разрешенного вида использования земельного участка «для сельскохозяйственного производства» на разрешенный вид использования «для дачного строительства» администрации Луховицкого муниципального района <данные изъяты> незаконным; обязать администрацию Луховицкого муниципального района <данные изъяты> изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:35:0020402:334, расположенного по адресу: <данные изъяты>, д.Озерицы, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства» на разрешенный вид использования «для дачного строительства».
В обоснование заявленных требований ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10 пояснили, являясь собственниками земельного участка площадью 40 000 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, д.Озерицы, кадастровый номер 50:35:0020402:334, в установленном законом порядке обратились в администрацию Луховицкого муниципального района <данные изъяты> с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Решением и.о. руководителя администрации Луховицкого муниципального района в удовлетворении заявления было отказано. Данный отказ нарушает права заявителей как собственников земельного участка владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом.
Решением Луховицкого районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении заявления ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10 просят об отмене решения суда.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Суд установил, что ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10 принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 40 000 кв.м., адрес объекта: <данные изъяты>. Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Согласно кадастрового паспорта земельного участка, земельному участку присвоен кадастровый номер 50:35:00204002:334 категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Решением администрации Луховицкого муниципального района, отраженным в письме за <данные изъяты>-ко от <данные изъяты>за подписью и.о.руководителя администрации Луховицкого муниципального района (л.д.7), в удовлетворении заявления об изменении вида разрешенного использования отказано со ссылкой на то, что проектом генплана сельского поселения Фруктовское не предусмотрено размещение дачного строительства на вышеуказанном земельном участке.
Как усматривается из выкопировки из проекта генерального плана с.<данные изъяты> муниципального района (л.д.57) земельный участок с кадастровым номером 50:35:0020402:334 принадлежащий заявителям находится в зоне сельскохозяйственных угодий.
Согласно ч.3 ст.37 Градостроительного кодекса изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.
В силу п.2 ст.7 ЗК РФ вид разрешенного использования земель определяется в соответствии с зонированием территорий, а так же исходя из принадлежности земель к той или иной категории. В соответствии с ч.б ст.30 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земель указывается в градостроительном регламенте.
В соответствии с ч.6 ст.36 Градостроительного кодекса градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 4 ФЗ РФ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве и к <данные изъяты> до <данные изъяты> и к обеспечению использования в целях, установленных Федеральным законом от <данные изъяты> N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", находящихся в федеральной собственности земельных участков и земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства до <данные изъяты>, а в других случаях применительно к муниципальным районам до <данные изъяты>, к городским поселениям и городским округам до <данные изъяты>, к сельским поселениям до <данные изъяты> решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
На основании Соглашения <данные изъяты> от <данные изъяты> «О передаче Луховицкому муниципальному району <данные изъяты> осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения сельского поселения <данные изъяты> на 2012 г.» (л.д.62) поселение передало в муниципальный район осуществление полномочий по изменению одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования.
И.о. руководителя администрации Луховицкого муниципального района, рассмотрев заявление ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10 в пределах своей компетенции, счел невозможным в отсутствие утвержденной схемы территориального планирования с.<данные изъяты> муниципального района изменить вид разрешенного использования земельных участков, принадлежащих заявителям.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, являющегося сельскохозяйственными угодьями, с вида "для ведения сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства" на землях сельскохозяйственного назначения означает вывод таких земельных участков из-под действия Федерального закона N 101-ФЗ и. соответственно, ограничений, связанных с оборотом и использованием таких земельных участков.
Поскольку одним из основных принципов земельного законодательства является принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (пп. 2 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ), дачное строительство недопустимо на сельскохозяйственных угодьях, в связи с чем изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах сельскохозяйственных угодий, на вид разрешенного использования "для дачного строительства" невозможно без изменения категории земель.
В абзаце 2 п. 2 ст. 7 ЗК РФ указано, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Однако, нормы данной статьи свидетельствуют о том, что возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в ст. 78 ЗК РФ и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 1 ст. 78 ЗК РФ установлено, что гражданами земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использовать граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Законодательство допускает использование для дачного строительства тех земельных участков из категорий земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
Из содержания представленных свидетельств о государственной регистрации права собственности усматривается, что заявителям принадлежит земельный участок: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, то есть изначально данный земельный участок не предназначался и не предоставлялся для дачного строительства.
Законом не предусмотрен вид использования земельного участка «под дачное строительство» в отношении земельных участков, ранее предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и находящихся в собственности граждан.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от <данные изъяты> № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" следует, что предусмотренная данной нормой закона процедура изменения вида разрешенного использования земельных участков по решению главы местной администрации не применяется в случае изменения одного вида разрешенного использования на другой вид разрешенного использования земельных участков, если он предусматривает жилищное строительство.
Учитывая, что дачные земельные участки предназначаются, в том числе, для возведения жилых домов, что требует изменения категории земельного участка, отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка с разрешенным использованием "дачное строительство" в процедуре предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что решение от <данные изъяты> <данные изъяты>-кол администрации Луховицкого муниципального района было получено заявителями <данные изъяты> С заявлением в суд ФИО6. ФИО8, ФИО9, ФИО10 обратились <данные изъяты>, то есть по истечении срока, установленного законодательством для обращения с заявлением в суд. В силу ст. 199 ГПК РФ данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителей.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения в суд заявители суду не представили. Факт обращения их с заявлением в Управление Федеральной антимонопольной службы не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока, так как ФАС по <данные изъяты> не является вышестоящей организацией по отношению к администрации <данные изъяты> и обращение в ФАС не лишало заявителей возможности обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения должностного лица.
Решение суда законное и оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не состоятельные и не могут служить основанием к отмене решения суда.
руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Луховицкого районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи