Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3695/2021 ~ М-3253/2021 от 28.06.2021

26RS0002-01-2021-004916-98

2-3695 /2021

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    04 октября 2021 года                        город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края

в составе: председательствующего судьи Даниловой Е.С.,

при секретаре Аванесян О.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес обезличен> гражданское дело по иску Белоцерковская Р. А. к Министерству имущественных отношений <адрес обезличен> о признании недействующим пункта перечня объектов недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Белоцерковска Р.А. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений <адрес обезличен> о признании недействующим пункта перечня объектов недвижимого имущества, в котором просит, признать не действующим пункт <номер обезличен> раздела Труновское <адрес обезличен> «Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019- 2020 год утвержденного приказом министерства имущественных отношений <адрес обезличен> от <дата обезличена> года<номер обезличен>.

В обоснование заявленных требований истец указала, что <дата обезличена> министерством имущественных отношений <адрес обезличен> издан приказ <номер обезличен> « Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Приказ от <дата обезличена> размещен на официальном сайте <адрес обезличен> в ИТС «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных отношений <адрес обезличен>. В пункт <номер обезличен> раздела «Труновское» Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>. Объект был внесен в Перечень на основании Решения « Совета муниципального образования Труновского сельсовета <адрес обезличен> <дата обезличена>. Истец является собственником объекта вышеуказанной недвижимости исходя из документации на объект недвижимости и его фактического использования (Производственная деятельность, для эксплуатации административного здания) условия для включения его в Перечень, установленный ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствовали. Поскольку включение спорного объекта недвижимости в Перечень влечет увеличение размера налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц от <дата обезличена> <номер обезличен>. <дата обезличена> Белоцерковская Р.А обратилась с заявлением об исключении из перечня объектов недвижимости имущества налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость с 2019 г. по 2021г., министерство имущественных отношений <адрес обезличен> отказало в решении вышеуказанного вопроса. Истица полагает, что объект не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), не соответствуют ни одному из условий, указанных в пунктах 3 и 4 названной правовой нормы. Нормативный правовой акт в оспариваемой части незаконно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества. Правовое и фактическое обоснование заявленных требований подробно приведено в административном исковом заявлении.

В судебное заседание истец Белоцерковская Р.А. и ее представитель Соловьева Н.А., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, истец ходатайствовала о рассмотрении дела ее отсутствие. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

                Представитель ответчика Министерства имущественных отношений СК, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, лишивших возможности являться в судебное заседание, ответчик не представил. Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума ВС РФ от <дата обезличена> <номер обезличен> «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст. 167 и 233 ГПК РФ. Суд признает неявку представителя ответчика неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствии по имеющимся в деле материалам в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, в порядке заочного судопроизводства.

Исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Способы защиты гражданских прав установлены ст. 12 ГК РФ, в соответствии с положениями которой защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания права.

Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле (ч. 1 ст. 57 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Анализ приведенных норм закона во взаимной связи, приводит к выводу, что гражданское дело должно рассматриваться судом в пределах основания и предмета иска, с учетом представленных истцом доказательств, а также в пределах возражений ответчика, с учетом представленных им же соответствующих доказательств.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу положений ч.1-3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от <дата обезличена> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 НК РФ).

Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением о министерстве имущественных отношений <адрес обезличен> утвержденным постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена> N 137, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами определяет перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, расположенных на территории <адрес обезличен>.

В подпункте 16.1 раздела 3 «Полномочия» указанного Положения установлено, что Министерство имущественных отношений определяет в соответствии со статьей 378 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и его размещение на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

При таких обстоятельствах Министерство имущественных отношений <адрес обезличен>, как орган исполнительной власти, наделено достаточной компетенцией и полномочиями для определения, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество физических лиц на этот налоговый период определяется как их кадастровая стоимость.

С учетом изложенного, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Министерством имущественных отношений <адрес обезличен> с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

Стороны не ставили под сомнение компетенцию Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> на принятие оспариваемого приказа.

В соответствии с п. 13 раздела 1V Положения о Министерстве имущественных отношений <адрес обезличен>, утвержденного постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>, Министр имущественных отношений края издает в пределах своей компетенции распоряжения и приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим вопросам организации министерства - приказы ненормативного характера.

Оспариваемый в части нормативный правовой акт и утвержденный им Перечень объектов недвижимого имущества размещен на официальном сайте Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> - www.pravo.stavregion.ru.

Приказом Федеральной Налоговой Службы России от <дата обезличена> № ММВ-7-11/64 определен состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Приложения к оспариваемому приказу Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> соответствуют названному приказу Федеральной Налоговой службы России.

При таких обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт введены в действие и опубликован в соответствии с требованиями <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов <адрес обезличен>».

На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении Министерством имущественных отношений <адрес обезличен> порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу.

В оспариваемый пункт 937 Перечня на 2020 год, определенный приказом Министерства имущественных отношений от <дата обезличена> <номер обезличен>, по мнению истца, незаконно включен принадлежащий е й на праве собственности объект недвижимого имущества, вследствие чего у неё возникла обязанность по уплате налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости объекта.

Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении признаваемых объектами налогообложения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1); в отношении нежилых помещений, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2). Из содержания <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-кз усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2019 год определяется как их кадастровая стоимость.

Статьей 402 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции от <дата обезличена> № 284-ФЗ, вступившего в законную силу с <дата обезличена>) законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации предписано в срок до <дата обезличена> определить единую дату начала применения на территории субъекта порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

<адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-кз «Об установлении единой даты начала применения на территории <адрес обезличен> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такая дата определена – с <дата обезличена>.

<адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-кз «О внесении изменений в <адрес обезличен> «О налоге на имущество организаций», вступившим в законную силу с 1 января 015 года, внесены дополнения в статью 1.<адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-кз «О налоге на имущество организаций» - «Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества».

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункты 2 пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, объект с кадастровым номером с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, включенный в Перечень на 2020 год под пунктом 937, представляет собой нежилое здание, наименование: магазин «Универмаг», имеет особые отметки: сведения о назначении, количестве этажей, в том числе подземных имеют статус «актуальные незасвидетельствованные», площадь 349, 1 кв.м, находится в собственности Белоцерковской Р.А.. Объект согласно представленным доказательствам расположен на земельном участке с кадастровым номером 26:05:051212:366, общей площадью 693+/-9 кв.м., имеющем вид разрешенного использования – производственная деятельность, для эксплуатации административного здания, категория земель - земли населенных пунктов.

Из технического паспорта здания и/н 1211, расположенного по адресу: СК, <адрес обезличен>. следует, что оно имеет наименование – «Универмаг»; по экспликации к плану строения состоит из: торговых залов, подсобного помещения, коридора, кабинета, котельных, бытового помещения, тамбуров, туалета, магазинов, уборной).

Как следует из материалов дела, здание с кадастровым номером 26:05:051212:74, по состоянию на 2020 год используется в целях размещения производственных, складских и административных помещений, большая часть объекта не используется.

Вид разрешенного использования земельного участка «для размещения производственной базы и административно-бытового корпуса» не совпадает с кодами Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от <дата обезличена> <номер обезличен>, включающими в том числе виды деятельности: бытовое обслуживание (код/числовое обозначение вида разрешенного использования земельного участка - 3); предпринимательство (код/числовое обозначение вида разрешенного использования земельного участка - 4); деловое управление - 4.1, объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) - 4.2, рынки - 4.3, магазины - 4.4, банковская и страховая деятельность - 4.5, общественное питание - 4.6, гостиничное обслуживание - 4.7, развлечения - 4.8, обслуживание автотранспорта - 4.9, объекты придорожного сервиса - 4.9.1, 4.9.1, выставочно-ярмарочная деятельность - 4.10.

Таким образом, здание с кадастровым номером 26:05:051212:7 расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого однозначно не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов).

В связи с изложенным вопрос о включении здания в Перечень должен был разрешаться с учетом фактического использования такого объекта недвижимости, или сведений, содержащихся в кадастровом паспорте данного объекта или документах технического учета (инвентаризации), указывающих на размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры не менее 20 процентов общей площади административного здания.

В ходе судебного разбирательства установлено, что фактическое использование принадлежащего административному истцу здания с кадастровым номером 26:05:051212:74 именно на момент утверждения оспариваемого перечня объектов недвижимого имущества не определялось.

Представленная документация не подтверждает наличие в спорном здании офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, сопутствующей инфраструктуры не менее 20 процентов от общей площади.

Суд учитывает, что административные помещения - кабинеты в спорном здании не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, поскольку термин «кабинет» равным по значению с термином «офис» не является.

Таким образом, включение ответчиком спорного объекта в силу ст. 378.2 НК РФ, являются безосновательными, поскольку ни вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, ни предназначение или фактическое использование здания не свидетельствуют о том, что оно может быть отнесено к объектам налогообложения, предусмотренным в статье 378.2 НК РФ, - административно-деловым центрам или торговым центрам.

Ответчиком доказательств, подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения в Перечень, не представлено.

Учитывая изложенное, а также распределение бремени доказывания, суд полагает, что стороной административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости с кадастровым номером 26:05:051212:74 критериям, поименованным в статье 378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах у Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> отсутствовали правовые основания для включения принадлежащего Белоцерковской Р.А. на праве собственности объекта недвижимости в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019- 2020 год утвержденного приказом министерства имущественных отношений <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований иска Белоцерковской Р.А..

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Белоцерковской Раи А. к Министерство имущественных отношений <адрес обезличен> о признании недействующим пункта перечня объектов недвижимого имущества, удовлетворить.

Признать недействующим пункт <номер обезличен> раздела Труновское <адрес обезличен> «Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019- 2020 год утвержденного приказом министерства имущественных отношений <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 11.10.2021 г.

    Судья                                    Е.С. Данилова

2-3695/2021 ~ М-3253/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Белоцерковская Рая Александровна
Ответчики
Министерство имущественных отношений Ставропольского края
Другие
Соловьева Наталья Александровна
Суд
Ленинский районный суд г. Ставрополя
Судья
Данилова Елена Сергеевна
Дело на странице суда
lenynsky--stv.sudrf.ru
28.06.2021Регистрация административного искового заявления
29.06.2021Передача материалов судье
01.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.07.2021Предварительное судебное заседание
16.08.2021Предварительное судебное заседание
21.09.2021Судебное заседание
04.10.2021Судебное заседание
11.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
09.11.2021Копия заочного решения возвратилась невручённой
09.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2021Дело оформлено
26.01.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
27.01.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.02.2022Судебное заседание
03.03.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее