Судья < Ф.И.О. >2 дело № 33а-45367/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 декабря 2018 г. город Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.
судей Кузьминой А.В., Кривцова А.С.,
по докладу Кривцова А.С.,
при секретаре < Ф.И.О. >4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бычкова < Ф.И.О. >8 к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Краснодарскому краю о признании незаконным действия (бездействие) в непринятии своевременных мер по списанию задолженности по налогам,
с апелляционной жалобой Бычкова < Ф.И.О. >9 на решение Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 18 сентября 2018 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Бычков В.П обратился в суд с исковым заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 (далее МИФНС России № 1 по Краснодарскому краю) о признании незаконными действия (бездействие) в непринятии своевременных мер по списанию задолженности по налогам.
В обоснование исковых требований Бычков В.П. указал, что получил от ответчика письмо с требованием об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 17 мая 2018 г.
Как следует из указанного требования, Бычкову В.П. необходимо уплатить: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ (далее ПФРФ) на выплату страховых пенсий до <...> прочие начисления <...>
Истец обратился с письменным заявлением в МИФНС № 1 по Краснодарскому краю с целью применить к нему нормы, введенные Федеральным законом от 28 декабря 2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», списать задолженность по налогам, образовавшуюся до 1 января 2015 г., а также пени, штрафы и иные виды санкций и неустойки по дату принятия решения налоговым органом. Списать задолженность по уплате обязательных платежей по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Также просил направить соответствующие документы в Управление Федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю о снятии обременений (арестов) с принадлежащего ему имущества и счетов в кредитных организациях (банках).
По результату рассмотрения данного заявления, Бычковым В.П. был получен ответ, в котором ему отказано в установленном законом праве.
Полагая, данный отказ налогового органа незаконным, истец обратился за защитой своих прав и законных интересов в судебном порядке.
Решением Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 18 сентября 2018 г. исковые требования Бычкова В.П. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Бычков В.П. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение Тихорецкого городского суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что судом неверно определены обстоятельства, необходимые для правильного рассмотрения дела.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела отчетами об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором, об отложении судебного разбирательства не заявляли. Учитывая изложенное, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., осуществляется соответствующими органами ПФР и ФСС в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона № 250-ФЗ.
В силу положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 243-Ф3 «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон от 3 июля 2016 г. № 243ФЗ), с января 2017 г. Федеральная налоговая служба осуществляет полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
В целях реализации данных полномочий утвержден Порядок обмена информацией территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации от 22 июля 2016 г. <...>.
В рамках передачи полномочий по администрированию, органы ПФР и органы ФСС России в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального Закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона» о внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ) осуществляют передачу налоговым органам сведений о суммах задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г.
В соответствии с порядком, утвержденным Федеральной налоговой службой России, ПФР и ФСС России от 22 июля 2016 г. № ММВ-23-1/12@/ЗИ и № ММВ-23-11/1@/02-11-10/06-3098П, передача осуществляется в электронном виде, что также регламентировано Законом от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ.
Указанным порядком предусмотрено, что одновременно со сведениями о суммах задолженности передаются сведения и о мерах по ее взысканию, принятые фондами до 1 января 2017 г.
В рамках передачи полномочий по администрированию страховых взносов органами ПФР в налоговые органы переданы сведения о сальдовых остатках по состоянию на 1 января 2017 г. без сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах за предшествующий период времени и уплаченные платежи учтены органами ПФР при определении сальдовых остатков плательщиков страховых взносов.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 212-ФЗ контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу приведенных нормативных положений, администратором страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., являлся ПФР.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по состоянию на <...> за Бычковым В.П. числится задолженность в сумме <...> руб. <...> коп., в том числе: <...>
Как установлено, <...> истец обратился в МИФНС России № 1 по Краснодарскому краю с заявлением о списании задолженности по налогам, образовавшейся до <...>, а также пени, штрафов и иных видов санкций по дату принятия решения налоговым органом, списании задолженности по уплате обязательных платежей по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.
По результату рассмотрения данного заявления Бычкову В.П. было разъяснено, что согласно статьям 6, 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ у налоговых органов в настоящее время отсутствуют основания для признания задолженности по страховым взносам и пеням.
В случае несогласия с размером задолженности по страховым взносам, заявитель вправе обратиться в орган ПФР и в случае обращения в указанные органы срок проведения ПФР мероприятий с учетом норм, содержащихся в статье 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не должен превышать 20 рабочих дней со дня поступления обращений плательщиков страховых взносов.
В случае не согласия с данными, переданными в инспекцию ПФР РФ, согласно письму Федеральной налоговой службы России от 2 мая 2017 г. № <...> заявитель вправе обратиться в ПФР.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-Ф3 признание безнадежными к взысканию и списание недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя.
Решение о признании таких недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.
Согласно изменениям, внесенным в пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ, органы контроля - ПФР и ФСС должны передать налоговым органом не только сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года, но и сведения о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом РФ.
Как установлено судом первой инстанции, сведений из органов Пенсионного фонда РФ и ФСС, подтверждающих наличие безнадежной к взысканию недоимки по страховым взносам в отношении Бычкова В.П., в налоговый орган не поступало.
Поскольку недоимка по страховым взносам возникла до 1 января 2017 г., судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что начисление не было связано с непредставлением индивидуальным предпринимателем отчетности в налоговые органы и на них налоговая амнистия не распространяется.
Таким образом, налоговым органом не утрачена возможность взыскания переданных сумм задолженности, факт утраты возможности взыскания не установлен.
При этом, списание задолженности по страховым взносам будет произведено после получения необходимых сведений от территориальных органов
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что факт утраты налоговыми органами возможности взыскания задолженности по страховым взносам и пеням в связи с пропуском срока после 1 января 2017 г. в настоящее время не установлен.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности отказа МИФНС № 1 по Краснодарскому краю по списанию налогов и обязательных платежей, поскольку данное налогового органа основано на нормах действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы истца.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с указанными выводами суда первой инстанции, с установленными судом обстоятельствами, были предметом рассмотрения в районном суде и правомерно отклонены, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327–330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 18 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Бычкова < Ф.И.О. >10 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: