Дело №2-1814/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2013 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретере Козловской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Селивановой Н.В. к администрации Минусинского района о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Селивановой Н.В. обратился в суд с иском к администрации Минусинского района, просил обязать ответчика предоставить Селивановой Н.В. по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет жилое помещение площадью 33 кв.м., с допусками установленными ч.14 ст.<адрес> от 02.11.2000г. № «О защите прав ребенка» ( не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.). Свои требования в исковом заявлении и судебном заседании через своего представителя Куповасову А.Е. прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Селиванова Н.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в 2010 году осталась без попечения родителей, поскольку её мать С. умерла 07.02.2010г., а отец был вписан в свидетельство о рождении со слов матери. Постановлением администрации <адрес> №177-о от 19.03.2010г. При определении истицы на воспитание в государственное учреждение жилого помещения за ней не закреплялось. В настоящее время истица оканчивает ГБОУ РХ СПО «Черногорский механико-технологический техникум» проживает в <адрес>, своего собственного жилья не имела и не имеет, нуждается в предоставлении ей жилого помещения.
В судебном заседании истица Селиванова Н.В. исковые требования полностью поддержала. Суду пояснила, что в 2010 году она осталась без попечения родителей, поскольку ее мать – С. умерла 07.02.2010г., а отец вписан в свидетельство о рождении со слов матери. После смерти матери жилого помещения за ней не закреплялось, поскольку С. своего жилья не имела, при жизни проживала в <адрес> в доме своего сожителя, где и состояла на регистрационном учете вместе с детьми, там же до настоящего времени по месту жительства зарегистрирована и сама истица. Фактически данное жилое помещение не пригодно для проживания, поскольку находится в ветхом состоянии. С 15 лет до своего совершеннолетия истица находилась под опекой С., у которой проживала в <адрес> Республики Хакасия. Поскольку своего жилого помещения она не имела, в 2010г. она обратилась в органы опеки <адрес> для постановки на учет, как ребенок – сирота, нуждающаяся в жилье и предоставила все необходимые документы. На учет ее поставили, однако позже исключили по неизвестным причинам. В сентябре 2012г. она вновь обратилась в органы опеки <адрес>, повторно предоставила необходимый пакет документов, однако был ли он направлен в Министерство образования и науки <адрес> ей не известно. В настоящее время она обучается в ГБОУ «Черногорский механико-технологический техникум» в <адрес>, снимает жилье в аренду в <адрес>. Поскольку она с матерью проживала на территории <адрес>, где и зарегистрирована по месту жительства, полагает что жилое помещение должно быть предоставлено ей на территории <адрес>.
Представитель ответчика администрации Минусинского района Белоусова Н.Г. исковые требования не признала. Суду пояснила, что оснований для возложения на администрацию Минусинского района в судебном порядке обязанности по предоставлению Селивановой Н.В. жилого помещения не имеется. В связи с изменениями в законе, с 01.01.2013г. предоставление жилых помещений детям-сиротам, включенным в указанный список, осуществляется в порядке очередности, формируемой в хронологическом порядке по мере подачи соответствующих заявлений. Селиванова Н.В. для постановки в Министерство образования и науки Красноярского края на учёт, как оставшийся без попечения родителей ребенок, нуждающийся в жилье не обращалась и соответственно на учет поставлена не была, в связи с чем она должна обратится с таким заявлением на общих основаниях и после того как она будет внесена в краевой список, ей в порядке очередности будет предоставлено жилое помещение. В связи с изложенным, оснований для внеочередного предоставления ей жилого помещения по решению суда не имеется и исковые требования удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования и науки Красноярского края Кулакова Л.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела (л.д.58-64) в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление, указала, что в предоставленном Селивановой Н.В. в Министерство образования и науки Красноярского края пакете документов в справке БТИ о наличии (отсутствии) у последней жилого помещения была указана другая дата рождения и отчество, в связи с чем отсутствие у истицы жилого помещения не доказано, что лишает возможности краевую комиссию решить вопрос о включении ее в соответствующий список для предоставления жилья. Также истицей не предоставлено доказательств отсутствия у нее жилого помещения на территории Республики Хакасия, что также лишает возможности определить ее относимость к категории нуждающихся в жилье. Кроме того, обеспечению жилым помещением подлежат лица завершившие обучение в образовательных учреждениях. Селиванова Н.В. в настоящее время обучается в ГБОУ «Черногорский механико-технологический техникум», в связи с чем отсутствуют правовые основания для обеспечения Селиванову Н.В. жилым помещением.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истица Селиванова Н.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в раннем возрасте осталась без попечения родителей. Её мать С. 07.02.2010г. умерла, отец был вписан в свидетельство о рождении со слов матери. Постановлением администрации <адрес> № 177-п от 19.03.2010г. над истицей было установлено попечительство, попечителем назначена С.. При этом жилого помещения за Селивановой Н.В. не закреплялось. До смерти С. истица с ней проживала в доме в <адрес>, где и состоит до сих пор на регистрационном учете по месту жительства. 03.03.2010г. на основании постановления администрации <адрес> № 107-п Селиванова Н.В. была поставлена на льготную очередь для получения жилья в <адрес> (номер очереди № 53), однако жилье ей предоставлено не было. Своего собственного жилья истица не имела и не имеет, в настоящее время временно проживает в <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, паспортом Селивановой Н.В., свидетельством и справкой о её рождении, свидетельством о смерти С., постановлением администрации <адрес> № 177-п от 19.03.2010г. об установлении попечительства над истицей, постановлением администрации <адрес> № 107-п от 03.03.2010г. о включении истицы в список очередников для обеспечения жильем (л.д.69), справкой о регистрации истицы по месту пребывания, запросом ГБОУ «Черногорский механико-технологический техникум» о предоставлении документов и приказом о постановки истицы на полное гособеспечение, справками УО администрации <адрес> РХ о снятии истицы с учета для выплаты пособия в связи с совершеннолетием и о внеконкурсном поступлении в техникум, заявлением истицы в краевую комиссию о рассмотрении пакета документов, справками администрации <адрес> об отсутствии жилья у истицы, сообщением Министерства образования и науки <адрес> от 14.06.2013г. № о наличии ошибок в документах истицы, справками ГБОУ «Черногорский механико-технологический техникум», справками Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация», Минусинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за Селивановой Н.В., дипломом об окончании истицей ГБОУ «Черногорский механико-технологический техникум.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст.8 этого же закона (в ред.Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
На основании ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 (в редакции Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-977) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления). С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. Также с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров. Уполномоченный орган местного самоуправления заключает с лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, договор найма специализированного жилого помещения на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования о предоставлении лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
В силу ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" (в ред. Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-981) администрация Минусинского района наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", которые включают в себя приобретение жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем размещения муниципального заказа на приобретение жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора, предъявленные к администрации Минусинского района являются обоснованными.
Как установлено судом, Селиванова Н.В. с раннего возраста осталась без попечения родителей, не имела и не имеет жилого помещения, в котором могла бы проживать, окончила образовательное учреждение, в связи с чем она нуждается в предоставлении жилья. Поскольку истица длительное время постоянно проживала и состоит на регистрационном учете в Минусинском районе, на основании постановления администрации Минусинского района № 107 – п от 03.03.2010г. была включена в список очередников нуждающихся в жилье, суд приходит к выводу, что именно администрация г.Минусинска обязана предоставить ей жилье по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы представителя администрации Минусинского района о том, что жилое помещение должно быть предоставлено истице в порядке очередности, суд полагает необоснованными. Как установлено в судебном заседании истица еще в 2010 и в 2012 году истица обращалась в Управление образования администрации Минусинского района с заявлением о постановке на учет для предоставления жилья, как ребенок-сирота, однако в соответствующий список внесена не была в связи с допущенными ошибками при направлении документов и жилое помещение ей предоставлено не было, чем было нарушено её право на внеочередное предоставление жилого помещения, предусмотренное положениями закона, действующими до 31.12.2012г., которое подлежат восстановлению в судебном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Минусинского района предоставить Селивановой Н.В. на территории Минусинского района по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение площадью 33 кв.м., с допусками установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края лот 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» (но не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.).
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 22.11.2013г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть).
22 октября 2013 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретаре Козловской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Селивановой Н.В. к администрации Минусинского района о предоставлении жилого помещения,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Минусинского района предоставить Селивановой Н.В. на территории Минусинского района по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение площадью 33 кв.м., с допусками установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» (но не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.).
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий