Решение в окончательной форме изготовлено 4 августа 2017 года.
Дело № 2-844/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2017 года Пермский край г. Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мялицыной О.В.,
при секретаре судебного заседания Карташовой Ю.А.,
с участием истца - помощника прокурора Макаричевой Ю.А.,
представителя ответчика - Администрации Осинского городского поселения Локтева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Осинского района Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Осинское городское поселение» о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Осинское городское поселение», выразившегося в непринятии мер к обустраиванию участков автомобильных дорог вблизи детских образовательных организаций пешеходными переходами с использованием дорожных знаков, ограждений, светофоров и тротуаров, возложении обязанности по установке дорожных знаков «Пешеходный переход», по установке светофоров на нерегулируемых пешеходных переходах, пешеходных ограждений перильного типа на автомобильных дорогах, обустройству тротуаров вдоль автомобильных дорог,
у с т а н о в и л:
Прокурор Осинского района Пермского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Осинское городское поселение» о возложении обязанностей организовать и обеспечить проведение необходимых работ по установке дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета на автомобильных дорогах, проходящих вдоль либо вблизи следующих детских образовательных учреждений на территории МО «Осинское городское поселение»: - возле МБДОУ «Детский сад № 8 Солнышко», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Ст. Разина, 17; возле корпусов МБДОУ «Детский сад № 8 Солнышко», расположенных по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Урицкого, 34 и ул. Урицкого, 67; возле корпуса МБДОУ «Детский сад № 8 Солнышко», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Садовая, 3; возле МБОУ «СОШ № 1 им. Героя РФ В.П. Брюхова», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Советская, 30; возле МБДОУ ЦРР детский сад «Лира», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. К. Маркса, 97; возле МБОУ ДОД ДЮСШ, расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Советская, 45а; возле ГБПОУ «Осинский профессионально-педагогический колледж», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Свердлова, 7;
по установке на нерегулируемых пешеходных переходах светофоров типа Т.7 и установке с обеих сторон улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа на автомобильных дорогах, проходящих вдоль, либо вблизи следующих детских образовательных учреждений на территории МО «Осинское городское поселение»: возле МБДОУ «Детский сад № 8 Солнышко», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Ст. Разина, 17; возле корпусов МБДОУ «Детский сад № 8 Солнышко», расположенных по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Урицкого, 34 и ул. Урицкого, 67; корпуса МБДОУ «Детский сад № 8 Солнышко», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Садовая, 3; корпуса МБДОУ «Детский сад № 8 Солнышко», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Ст. Разина, 67; МБС Коррекционное образовательное учреждение, расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Мелентьева, 3; МБОУ «СОШ № 1 им. Героя РФ В.П. Брюхова», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Советская, 30; возле МБДОУ ЦРР детский сад «Лира», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. К. Маркса, 97; МБОУ «СОШ № 2 г. Оса», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. М. Горького, 63; МБОУ «СОШ № 4 г. Оса», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Строителей, 31; МБОУ ДОД ДЮСШ, расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Советская, 45а; ГБПОУ «Осинский профессионально-педагогический колледж», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Свердлова, 7;
по обустройству тротуаров вдоль автомобильных дорог, проходящих вдоль либо вблизи детских образовательных учреждений на территории МО «Осинское городское поселение»: возле МБДОУ «Детский сад № 8 Солнышко», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Ст. Разина, 17; возле МБС Коррекционное образовательное учреждение, расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Мелентьева, 3; возле корпуса МБДОУ «Детский сад № 8 Солнышко», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Ст. Разина, 67; возле МБДОУ ЦРР детский сад «Лира», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. К. Маркса, 97; возле МБОУ «СОШ № 2 г. Оса», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. М. Горького, 63; возле МБОУ «СОШ № 4 г. Оса», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Строителей, 31 в срок до 30 октября 2017 года.
Также заявлено требование о признании бездействия Администрации муниципального образования «Осинское городское поселение», выразившегося в непринятии мер к обустраиванию участков автомобильных дорог вблизи детских образовательных организаций пешеходными переходами с использованием дорожных знаков, ограждений, светофоров и тротуаров.
В судебном заседании помощник прокурора Осинского района Пермского края суду пояснила, что не возражает продлить срок для исполнения решения суда в части обустройства тротуаров вдоль автомобильных дорог, проходящих вдоль либо вблизи детских образовательных учреждений, до 31 августа 2018 года. Остальные требования, изложенные в исковом заявлении, исполнить в срок до 31 октября 2017 года. Ответчик не принимает мер к обустройству дорог вблизи детских учреждений, бездействует. Изменения в ГОСТ были внесены в 2014 году, на протяжении трех лет ответчиком меры не принимались, с вопросом о выделении денежных средств по данной статье на заседание Думы городского поселения обращений не было, проект по реконструкции дорог не разрабатывался. В результате дети вынуждены передвигаться по обочинам дорог.
Представитель ответчика Администрации Осинского городского поселения суду пояснил, что исковые требования в части возложения обязанности по установке дорожных знаков, светофоров, обустройству тротуаров и перильных ограждений на них в зоне пешеходных переходных переходов признают. Не согласны со сроками проведения работ до 30 октября 2017 года, так как необходимо соблюсти процедуру, которая исчисляется месяцами, требует значительных временных и финансовых затрат: разработать проект в связи с реконструкцией дорог; внести предложение в Думу Осинского городского поселения о выделении денежных средств; так как бюджет на 2017 финансовый год сформирован и сбалансирован по доходной и расходной части, новые расходы предусмотреть на 2018 финансовый год; при положительном решении Думы о выделении денежных средств в бюджете 2018 года внести изменения в план и график закупок; провести аукцион на заключение муниципального контракта; при наличии победителя аукциона заключить муниципальный контракт, при отсутствии заявок провести процедуру повторно. Разумный период для исполнения судебного решения с учетом сезонного характера работ, связанного с возможностью производства таких работ только в летний период, составляет до 31 августа 2018 года.
Для исполнения решения суда необходимо будет установить 11 перильных ограждений, 11 светофоров Т.7, 32 дорожных знака, которые до 30 октября 2017 года приобрести будет невозможно. Для их приобретения необходимо обращение в Думу городского поселения для выделения денежных средств, затем при положительном решении проведение процедуры по заключению муниципального контракта.
При этом не признают исковые требования в части признания незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Осинское городское поселение», выразившегося в непринятии мер к обустраиванию участков автомобильных дорог вблизи детских образовательных организаций пешеходными переходами с использованием дорожных знаков, ограждений, светофоров и тротуаров.
Работа по организации движения пешеходов вблизи детских образовательных учреждений организована и проведена, в указанных местах установлены знаки 5.19 «Пешеходный переход» установленного образца. Единственным отличием установленных знаков является отсутствие на них флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета по периметру знака, однако эти знаки правилами дорожного движения не отменены. Движение пешеходов организовано по тротуарам.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Осинского района совместно с сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Осинский» проведен мониторинг состояния законности в сфере дорожной безопасности, в части организации движения пешеходов через пешеходные переходы вблизи образовательных организаций города Оса Пермского края.
В ходе проведения обследования установлено, что в нарушение требований пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, пункта 6 статьи 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года, статьи 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ, а также требований ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Государственный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и их характеристики. Методы испытаний», не обеспечена на должном уровне организация содержания и обслуживания улично-дорожной сети г. Оса, прилегающей к образовательным организациям.
Так, возле МБДОУ «Детский сад № 8 Солнышко» по адресу Пермский край, г. Оса, ул. Ст. Разина, 17 дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» не выполнены на щитах световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета; отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1, обозначающая пешеходный переход, выполненная в контрастном (бело-желтом) исполнении, не установлен на нерегулируемом пешеходном переходе светофор типа Т.7, отсутствуют с обеих сторон улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа, отсутствует тротуар с одной стороны дороги;
возле корпусов МБДОУ «Детский сад № 8 Солнышко» по адресу Пермский край, г. Оса, ул. Урицкого, 34 и ул. Урицкого, 67 дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» не выполнены на щитах световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, не установлен на нерегулируемом пешеходном переходе светофор типа Т.7, отсутствуют с обеих сторон улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа;
возле корпуса МБДОУ «Детский сад № 8 Солнышко» по адресу Пермский край, г. Оса, ул. Садовая, 3 дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» не выполнены на щитах световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, не установлен на нерегулируемом пешеходном переходе светофор типа Т.7, отсутствуют с обеих сторон улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа;
возле корпуса МБДОУ «Детский сад № 8 Солнышко» по адресу Пермский край, г. Оса, ул. Ст. Разина, 67 не установлен на нерегулируемом пешеходном переходе светофор типа Т.7, отсутствуют с обеих сторон улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа, отсутствует тротуар с одной стороны дороги;
возле МБС Коррекционное образовательное учреждение по адресу Пермский край, г. Оса, ул. Мелентьева, 3 дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» не выполнены на щитах световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, не установлен на нерегулируемом пешеходном переходе светофор типа Т.7, отсутствуют с обеих сторон улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа, отсутствуют тротуары;
возле МБОУ «СОШ № 1 им. Героя РФ В.П. Брюхова» по адресу Пермский край, г. Оса, ул. Советская, 30 дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» не выполнены на щитах световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, не установлен на нерегулируемом пешеходном переходе светофор типа Т.7, отсутствуют с обеих сторон улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа;
возле МБДОУ ЦРР детский сад «Лира» по адресу Пермский край г. Оса, ул. К. Маркса, 97 дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» не выполнены на щитах световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, не установлен на нерегулируемом пешеходном переходе светофор типа Т.7, отсутствуют с обеих сторон улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа, отсутствует тротуар с одной стороны дороги;
возле МБОУ «СОШ № 2 г. Оса» по адресу Пермский край, г. Оса, ул. М. Горького, 63 не установлен на нерегулируемом пешеходном переходе светофор типа Т.7, отсутствуют с обеих сторон улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа, отсутствует тротуар с одной стороны дороги;
возле МБОУ «СОШ № 4 г. Оса» по адресу Пермский край, г. Оса, ул. Строителей, 31 не установлен на нерегулируемом пешеходном переходе светофор типа Т.7, отсутствуют с обеих сторон улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа, отсутствуют тротуары;
возле МБОУ ДОД ДЮСШ по адресу Пермский край, г. Оса, ул. Советская, 45а не установлен на нерегулируемом пешеходном переходе светофор типа Т.7, отсутствуют с обеих сторон улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа, дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» не выполнены на щитах световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
возле ГБПОУ «Осинский профессионально-педагогический колледж» по адресу Пермский край, г. Оса, ул. Свердлова, 7 не установлен на нерегулируемом пешеходном переходе светофор типа Т.7, отсутствуют с обеих сторон улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа, дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» не выполнены на щитах световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
Положениями статьи 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения; приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 21 указанного Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Согласно статье 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Частью 1 статьи 22 этого же Федерального закона установлено, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
В силу пункта 6 части 1 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимают деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, и содержанию автомобильных дорог. Под содержанием автомобильных дорог, относящимся к дорожной деятельности, понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункты 6, 12). При этом пунктом 1 статьи 17 данного Федерального закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Из положений статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» 10.12.1995 года № 196-ФЗ следует, что содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Состояние дорог должно соответствовать техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, и удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно статье 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств содержатся в «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утверждены Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 года № 120-ст), Национальный стандарт Российской Федерации. Правила применения, виды и исполнения, цветографическое изображение, размеры, технические требования и характеристики, методы испытаний сигнальной разметки содержатся в «ГОСТ Р 12.4.026-2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 19.09.2001 года № 387-ст).
Обязательность применения требований вышеприведенных технических регламентов вытекает из положений Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона «О безопасности дорожного движения», статья 46 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также Правил дорожного движения Российской Федерации.
Правилами дорожного движения Российской Федерации, принятыми Постановлением правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090, предусмотрены:
Дорожные знаки - предупреждающие, к числу которых относятся знаки особых предписаний, в том числе знаки «Пешеходный переход» 5.19.1 и 5.19.2.
Дорожные транспортные светофоры, к числу которых относятся светофоры «Т.7».
Из положений абзаца 5 пункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 (в редакции, введенной в действие с 28.02.2014 года) следует, что знаки 5.19.1 и 5.19.2 должны быть выполнены на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета. Допускается применять и другие знаки на таких щитах для профилактики возникновения ДТП на опасных участках.
В силу п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 светофоры Т.7 применяются в случаях, в том числе, если пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» со дня вступления в силу данного Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических лиц или юридических лиц. Обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе, посредством соблюдения технических требований к состоянию автомобильных дорог, соответствует перечисленным в законе целям.
В силу вышеуказанной нормы закона в рассматриваемой ситуации применению также подлежат положения п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004, согласно которому у всех регулируемых и нерегулируемых наземных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, подлежат применению ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа.
В силу пунктов 4.5.1.1., 4.5.1.3 ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 года № 270-ст, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты, тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Факт несоответствия установленным требованиям участков автомобильных дорог общего пользования, проходящих возле указываемых в иске образовательных организаций г. Оса, подтверждается письменными материалами дела, в частности актами выявленных недостатков в содержании дорог, проведенных совместно с сотрудником ОГИБДД МО МВД России «Осинский» от 19.06.2017 года (л.д. 14 - 24).
Согласно статье 12 Федерального закона Российской Федерации «О полиции» от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ на полицию возлагается обязанность по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Корреспондирующим данной норме Федерального закона приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02 марта 2009 года № 185 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно пункту 39 данного Регламента, контроль за дорожным движением включает в себя, в том числе, наблюдение за состоянием технических средств организации дорожного движения, проезжей части дорог и дорожных сооружений, элементами их обустройства.
Таким образом, анализ информации о состоянии безопасности дорожного движения входит в компетенцию Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, также решают иные вопросы местного значения.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно- опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. В соответствии со статьей 13 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения, правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В силу пункта 5 статьи 6 Устава МО «Осинское городское поселение» к вопросам местного значения Осинского городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года № 124-ФЗ ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом. Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из части 1 статьи 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года № 124-ФЗ при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Таким образом, в силу приведенных норм права лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения, является соответствующий орган местного самоуправления, который должен обеспечить содержание автомобильных дорог местного значения в соответствии с требованиями технических регламентов, то есть применительно к рассматриваемому случаю - администрация МО «Осинское городское поселение».
Анализ приведенных выше положений позволяет сделать вывод, что отсутствие соответствующих дорожных знаков, ограждений, светофоров, тротуаров вблизи выше указанных детских образовательных учреждений ставит в опасность участников дорожного движения, в том числе обучающихся в них и посещающих данные учреждения несовершеннолетних граждан и иных лиц.
То обстоятельство, что участки автодороги вблизи детских образовательных учреждений не оборудованы необходимыми средствами улучшения организации движения пешеходов, ответчиком не оспорено и свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанности по содержанию автомобильных дорог, поскольку безопасность дорожного движения должна быть обеспечена в настоящее время.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, принимаемые администрацией муниципального образования меры не обеспечивают постоянного безопасного дорожного движения без угрозы для жизни и здоровья для жителей Осинского городского поселения, в том числе несовершеннолетних воспитанников детских учреждений, их имущества, нарушают их права при передвижении на безопасное движение по автомобильной дороге - улице, что свидетельствует о недостаточности проводимых органом местного самоуправления мероприятий.
Непринятие мер по обустройству дороги приводит к передвижению пешеходов по проезжей автомобильной дороги и создает предпосылки к возникновению дорожно-транспортных происшествий, как следствие, создает реальную угрозу жизни и здоровью.
Оснований не согласиться с доводами истца у суда не имеется, поскольку материалами дела подтверждено, что состояние дорог на вышеперечисленных участках в настоящее время не соответствует установленным техническим регламентам, и как следствие, находится в прямой причинно - следственной связи с незаконным бездействием со стороны Администрации Осинского городского поселения. После введения изменений в ГОСТ Р 52289-2004 с 28.02.2014 года мер для приведения улично-дорожной сети в соответствие с установленными требованиями ответчиком на спорных участках дорог не принимается. Доказательств принятия всех зависящих мер для выполнения установленных требований в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, требование о признании бездействия со стороны ответчика незаконным является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Незапланированность оборудования спорного участка дороги тротуарами, необходимым оборудованием, отсутствие финансового обеспечения расходных обязательств органа местного самоуправления не являются основанием для освобождения Администрации Осинского городского поселения от исполнения обязанности по обустройству названных участков дороги, принятию мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. Финансовое обеспечение осуществления возложенных на органы местного самоуправления полномочий, решение вопросов местного значения является обязанностью соответствующих органов муниципального образования.
Истцом в судебном заседании заявлено требование о возложении обязанности обустроить тротуар на данных участках автодороги в срок до 31.08.2018 года в связи с необходимостью проведения реконструкции, а в срок до 30.10.2017 года установить дорожные знаки, светофоры, ограждения перильного типа. Заявленные сроки для устранения выявленных недостатков в состоянии дорожной сети являются разумными и достаточными.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Осинского района Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Осинское городское поселение», выразившееся в непринятии мер к обустраиванию соответствующих участков автомобильных дорог вблизи детских образовательных организаций пешеходными переходами с использованием дорожных знаков, ограждений, светофоров и тротуаров.
Обязать Администрацию муниципального образования «Осинское городское поселение» организовать и обеспечить проведение необходимых работ в срок до 30 октября 2017 года:
по установке дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета на автомобильных дорогах, проходящих вдоль либо вблизи следующих детских образовательных учреждений на территории МО «Осинское городское поселение»: - возле МБДОУ «Детский сад № 8 Солнышко», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Ст. Разина, 17; возле корпусов МБДОУ «Детский сад 8 Солнышко», расположенных по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Урицкого, 34 и ул. Урицкого, 67; возле корпуса МБДОУ «Детский сад № 8 Солнышко», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Садовая, 3; возле МБОУ «СОШ № 1 им. Героя РФ В.П. Брюхова», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Советская, 30; возле МБДОУ ЦРР детский сад «Лира», расположенного по адресу: Пермский край г. Оса, ул. К. Маркса, 97; возле МБОУ ДОД ДЮСШ, расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Советская, 45а; возле ГБПОУ «Осинский профессионально-педагогический колледж», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Свердлова, 7;
по установке на нерегулируемых пешеходных переходах светофоров типа Т.7 и установке с обеих сторон улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа на автомобильных дорогах, проходящих вдоль либо вблизи следующих детских образовательных учреждений на территории МО «Осинское городское поселение»: возле МБДОУ «Детский сад № 8 Солнышко», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Ст. Разина, 17; корпусов МБДОУ «Детский сад № 8 Солнышко», расположенных по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Урицкого, 34 и ул. Урицкого, 67; корпуса МБДОУ «Детский сад № 8 Солнышко», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Садовая, 3; корпуса МБДОУ «Детский сад № 8 Солнышко», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Ст. Разина, 67; МБС Коррекционное образовательное учреждение, расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Мелентьева, 3; МБОУ «СОШ № 1 им. Героя РФ В.П. Брюхова», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Советская, 30; МБДОУ ЦРР детский сад «Лира», расположенного по адресу: Пермский край г. Оса, ул. К. Маркса, 97; МБОУ «СОШ № 2 г. Оса», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. М. Горького, 63; МБОУ «СОШ № 4 г. Оса», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Строителей, 31; МБОУ ДОД ДЮСШ, расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Советская, 45а; ГБПОУ «Осинский профессионально-педагогический колледж», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Свердлова, 7.
Обязать Администрацию муниципального образования «Осинское городское поселение» обустроить тротуары вдоль автомобильных дорог, проходящих вдоль либо вблизи следующих детских образовательных учреждений на территории МО «Осинское городское поселение»: возле МБДОУ «Детский сад № 8 Солнышко», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Ст. Разина, 17; возле МБС Коррекционное образовательное учреждение, расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Мелентьева, 3; возле корпуса МБДОУ «Детский сад № 8 Солнышко», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Ст. Разина, 67; возле МБДОУ ЦРР детский сад «Лира», расположенного по адресу: Пермский край г. Оса, ул. К. Маркса, 97; возле МБОУ «СОШ № 2 г. Оса», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. М. Горького, 63; возле МБОУ «СОШ № 4 г. Оса», расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Строителей, 31, в срок до 31 августа 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Мялицына