51RS0003-01-2020-000476-17
Дело № 2-759/20
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 марта 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2020 года г. Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Тищенко Г.Н.,
при секретаре Величко Е.М.,
с участием истца Смирновой А.В.,
представителя истца Карпенко Е.Р.,
представителя ответчика Пискуновой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой А.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о признании решения незаконным, понуждении к назначению страховой пенсии, произведении перерасчета пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Смирнова А.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске (далее ГУ УПФ РФ в г. Мурманске) о признании решения незаконным, понуждении к назначению страховой пенсии, произведении перерасчета пенсии.
В обоснование иска истец указала, что она является лицом, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости по ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях». 27 марта 2019 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 16 июля 2019 года ей было отказано в назначении страховой пенсии, в связи с наличием вида на жительство и постоянной регистрации на территории Украины. С решением пенсионного органа она не согласна, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ установление и выплата страховых пенсий производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. При смене места жительства выплата страховой пенсии осуществляется на основании его выплатного дела по новому месту жительства или пребывания. При обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, она приложила все необходимые документы для назначения пенсии, в соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии по старости, в том числе паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о ее регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>
С учетом изложенного, просит признать незаконным решение пенсионного органа об отказе в назначении страховой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 27 марта 2019 года, то есть с момента обращения за пенсией, а также произвести перерасчет страховой пенсии и выплатить страховую пенсию за период с 27.03.2019 по настоящее время.
В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали, по основаниям и доводам, изложенным в иске. Истец дополнительно пояснила, что в Украине проживают ее престарелые родственники, в том числе свекровь, которой 85 лет. В связи с тем, что сестра мужа имеет возможность ухаживать за свекровью только в зимний период, она (истица) вынуждена каждый год на летний период времени выезжать в Украину для ухода и оказания помощи. Ее поездки носят временный и вынужденный характер, и фактически связаны с оказанием помощи ее престарелым родственникам, в том числе свекрови. Вид на жительство был оформлен ею для того, чтобы она могла находится на территории иностранного государства свыше 90 дней на законных основаниях. Полагает, что наличие вида на жительство на территории иностранного государства не свидетельствует о ее выезде на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации. Также обратила внимание, что она не является получателем пенсии на территории Украины, у нее нет намерений постоянно проживать там, поскольку она является гражданином Российской Федерации и большую часть времени проживает в городе Мурманске, где имеет регистрацию с 24 ноября 1986 года. Считает, что наличие у нее вида на жительство и постоянной регистрации на территории иностранного государства не должно нарушать ее прав, как гражданина Российской Федерации, на пенсионное обеспечение.
Представитель ответчика Пискунова М.С. в судебном заседании с требованиями истца не согласилась, по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, в котором указала, что Россия и Украина являются государствами – участниками Соглашения от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в соответствии со статьей 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств – участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся. При этом назначение пенсий гражданам государств – участников Соглашения производится по месту жительства. Также указал, что 27.03.2019 истица обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в котором она указала, что по семейным обстоятельствам постоянно проживает на территории Украины, в связи с чем ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости. При этом представитель пенсионного органа не отрицал, что по состоянию на 27.03.2019 у Смирновой А.В. имелось право на страховую пенсию по старости, поскольку она достигла пенсионного возраста (55 лет), имеет необходимый страховой стаж и необходимую величину индивидуального пенсионного коэффициента.
Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела в отношении Смирновой А.В. (отказного), суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции до 01.01.2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.).
Как установлено судом и подтверждено материалами гражданского дела, материалами пенсионного дела в отношении Смирновой А.В. (отказного), Смирнова Алла Васильевна, 01 июня 1962 года рождения зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 22 мая 2002 года.
27 марта 2019 года, то есть по достижении 55-летнего возраста, Смирнова А.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в Ленинском административном округе г. Мурманска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Вместе с тем, решением пенсионного органа от 16 июля 2019 года № Смирновой А.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду постоянного проживания на территории Украины.
Из оспариваемого решения ответчика следует, что при обращении Смирновой А.В. за пенсией ею были предоставлены следующие документы: трудовая книжка; справка об уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ; справка о заключении брака; свидетельство о рождении; справка о заработной плате <данные изъяты> завода; справки о реорганизации <данные изъяты> завода; справка о заработной плате Главного управления статистики в Харьковской области; справка Главного управления статистики в Харьковской области; ответ УМВД России по Мурманской области; выписка из индивидуального лицевого счета.
Также в оспариваемом решении указано, что Россия и Украина являются государствами – участниками Соглашения «О гарантиях прав государств-участников Содружества независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992, основанного на территориальном принципе. В соответствии со статьей 1 которого, пенсионное обеспечение граждан осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Поскольку Смирнова А.В. при обращении за пенсией представила вид на постоянное проживание на территории Украины, а также указала в заявлении, что в настоящее время постоянно проживает на территории Украины по семейным обстоятельствам, пенсионный орган пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости по законодательству Российской Федерации.
Материалами дела подтверждено, что при обращении за пенсией Смирнова А.В. предоставила заявление от 27.03.2019, в котором указала, что она проживает в г. Мурманске по адресу регистрации, имеет вид на жительство в иностранном государстве (Украина), имеет там регистрацию по адресу: <адрес> Также Смирновой А.В. написано заявление, в котором указано, что с 1986 года она постоянно проживает в г. Мурманске, имеет вид на жительство в Украине с регистрацией по адресу: <адрес>. За назначением пенсии в Украине никогда не обращалась.
Судом установлено, что Смирнова А.В. является гражданином Российской Федерации и имеет регистрацию по месту жительства по адресу<адрес> (л.д. 11).
Справкой формы №9, выданной ГОБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Мурманской области» подтверждено, что Смирнова А.В., зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> с 26.11.1986 по настоящее время, её супруг – <данные изъяты> также зарегистрирован на данному адресу начиная с 18.05.1983 года и по настоящее время (л.д. 28).
Согласно справке отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Мурманской области Смирнова А.В. с 26.11.1986 зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 29).
По информации УВМ УМВД России по Мурманской области, Смирновой А.В. подано письменное уведомление о наличии документа на право постоянного проживания в Украине. Паспорт гражданина Российской Федерации № выданный 08.02.2008 ОУФМС России по Мурманской области в Ленинском АО г. Мурманска недейственным не значится.
В судебном заседании истец пояснила, что на территории Украины у нее проживают престарелые родственники, в том числе свекровь, которой 85 лет, в зимний период времени на территории Украины находится сестра мужа, а в летний период она. В связи с данными обстоятельствами она каждый год в весенне-летний период времени выезжает на территорию Украины по месту жительства свекрови для того, чтобы оказать ей помощь и уход. Именно с этой целью ею был оформлен вид на жительство на территории Украины, для того, чтобы легализовать свое нахождение на территории иностранного государства. Фактически весь осенне-зимний период она постоянно проживает в городе Мурманске, весной (конец апреля, начало мая) она уезжает в Украину, где помогает и ухаживает за свекровью до ноября, после чего возвращается в г. Мурманск, где проживает по своему месту жительства.
Из документов, представленных истцом и содержащихся в материалах пенсионного дела, в частности из справки Богодуховского объединенного управления Пенсионного Фонда Украины Харьковской области, следует, что Смирнова А.В. на учете в пенсионном органе не состоит, каких-либо видов пенсии и помощи не получает (л.д. 10).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Соглашением от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" закреплены основные принципы пенсионного обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории одного из государств - участников Содружества Независимых Государств и реализуют это право на территории другого государства - участника Соглашения. Одним из них является принцип сохранения приобретенного права на пенсию за лицами, находящимися вне территории государства, по законодательству которого она назначена.
Украина является одной из сторон межгосударственного Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992.
В соответствии со ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст. 5 Соглашения оно распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения.
Статьей 6 Соглашения установлено, что назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Таким образом, Соглашение указывает на необходимость применения пенсионного законодательства того государства, в которое переселился гражданин, претендующий на назначение пенсии.
Согласно Федеральному закону "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 1 статьи 4), при определении права на страховую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3).
Как установлено судом, основанием для отказа истице в назначении страховой пенсии по старости явилось наличие у нее вида на жительство на территории Украины и наличие постоянной регистрации на территории указанного государства. По мнению ответчика, данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии постоянного места жительства у Смирновой А.В. на территории Российской Федерации.
Между тем, суд не может согласиться с данными выводами пенсионного органа, поскольку Смирнова А.В. является гражданином Российской Федерации, имеет постоянную регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес> гражданства Республики Украины не приобретала и получателем пенсии в Украине не является.
Из представленных копий паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации № сроком действия с 01.04. 2014 по 01.04.2019 года и № сроком действия с 22.03.2018 по 22.03.2028 года, следует, что Смирнова А.В. в 2014 году въехала на территорию республики Украина в сентябре 2014 и покинула ее в ноябре 2014; в 2015 году въехала на территорию республики Украина в апреле 2015 и покинула ее в ноябре 2015; в 2016 году въехала на территорию республики Украина в июне 2016 и покинула ее в ноябре 2016; в 2017 году въехала на территории республики Украина в апреле 2017 и покинула ее в декабре 2017; в 2018 году въехала на территории республики Украина в апреле 2018 и покинула ее в декабре 2018; в 2019 году въехала на территории республики Украина в апреле 2019 и покинула ее в ноябре 2019. При этом имели место краткосрочные выезды за пределы Украины с одновременным возвращением обратно.
Таким образом, установлено, что нахождение Смирновой А.В. на территорию Украины в весенне-летний период носит временный и вынужденный характер, обусловлен проживанием на территории Украины престарелых родственников, которые нуждаются в помощи и уходе.
Указанные обстоятельства подтверждены представленными материалами, и не оспорены ответчиком.
Доказательств того, что Смирнова А.В. выехала на территорию Украины для постоянного проживания, в связи с чем назначение пенсии по старости должно производиться по нормам пенсионного законодательства Украины, ответчиком суду не представлено.
То обстоятельство, что у Смирновой А.В. имеется вид на жительство на территории иностранного государства, не должно нарушать ее конституционного права на получение пенсии на территории Российской Федерации, поскольку вид на жительство – это документ, который позволяет легально находиться на территории Украины длительный период времени. Получая вид на жительство на территории иностранного государства, гражданин Российской Федерации не лишается гражданства Российской Федерации, не лишается установленного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение по возрасту, имеет право на свободу передвижения.
Учитывая, что законодательство Российской Федерации и Конституция Российской Федерации гарантировали Смирновой А.В. право на получение страховой пенсии по старости, суд приходит к выводу, что у ответчика не имелось законных оснований для отказа истцу в назначении страховой пенсии по старости по указанному выше основанию, следовательно, решение пенсионного органа, которым истице отказано в назначении страховой пенсии по старости, нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Материалами пенсионного дела подтверждено, что Смирнова А.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 27.03.2019. На момент обращения за пенсией Смирновой А.В. исполнилось 55 лет, из пояснений представителя ответчика следует, что по состоянию на 27.03.2019 у Смирновой А.В. имелся страховой стаж для назначения пенсии, также она имеет необходимую величину индивидуального пенсионного коэффициента.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что требования истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению, в связи с чем на пенсионный орган должна быть возложена обязанность по назначению истцу страховой пенсии по старости с момента обращения за пенсией, то есть с 27.03.2019.
При этом суд учитывает, что право на страховую пенсию возникло у Смирновой А.В. до изменений, внесенных Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ, следовательно, положения о повышении пенсионного возраста в данном случае не применимы.
Истцом заявлено требование о возложении обязанности осуществить перерасчет страховой пенсии, и выплатить пенсию с 27.03.2019 года по настоящее время, которое, по мнению суда не подлежит удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Таким образом, перерасчет размера страховой пенсии производится в случаях, установленных частью 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях», при условии уже установленной и выплачиваемой пенсионным органом страховой пенсии.
В рамках рассмотрения настоящего гражданского дела не установлено, что Смирновой А.В. решением пенсионного органа была установлена страховая пенсия по старости, в связи с чем оснований для произведения перерасчета не имеется.
При этом, суд учитывает, что в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, то обстоятельство, что суд пришел к выводу о возложении обязанности на пенсионный орган по назначению истцу страховой пенсии по старости с момента обращения за пенсией, то есть с 27.03.2019, порождает обязанность пенсионного органа по выплате страховой пенсии с указанной даты.
В соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, уплаченная при подаче искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Смирновой А.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о признании решения незаконным, понуждении к назначению страховой пенсии, произведении перерасчета пенсии – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске № от 16 июля 2019 года, которым Смирновой А.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске назначить Смирновой А.В. страховую пенсию по старости с 27 марта 2019 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске в пользу Смирновой А.В. уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Смирновой А.В. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Г.Н. Тищенко