РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06.09.2019 Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Пискаревой И.В.,
при секретаре Егорове В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3469/2019 по иску Волобуевой ФИО8 к Департаменту градостроительства г.о.Самары о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Волобуева В.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самары о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В обоснование заявленных требований Волобуева В.В. ссылается на следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ Волобуевой В.В. получен отказ Департамента градостроительства г.о.Самара № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности Волобуевой В.В. с кадастровым номером №
В своем отказе департамент ссылается на то, что согласно сведениям, содержащимся в ИСОГД г.о.Самара и предоставленным документам, испрашиваемый земельный участок находится в границах второго и третьего пояса зоны санитарной охраны водозабора, установленных постановлением Правительства Самарской области от 26.07.2012 № 304 «Об утверждении проекта «Зоны санитарной охраны «Самараводооканал» и об установлении границ и режимов зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции № 1 МП г.Самара «Самараводоканал». Таким образом, испрашиваемый земельный участок является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в собственность по основаниям, предусмотренным п.2 ст.27 ЗК РФ, ст.11.9 ЗК РФ,
Считает отказ необоснованным. При издании распоряжения департамент руководствовался только сведениями из ИСОГД, однако данные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку ИСОГД содержит информацию только в графическом изображении, при этом каких-либо документов, послуживших основанием для внесения данной информации в графичском отображении в ИСОГД не представлено.
Проект установления зоны санитарной охраны водозабора, не разрабатывался, соответствующие сведения в государственный кадастр не вносились.
На основании изложенного просит суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности Волобуевой В.В. с кадастровым номером №;
установить, что данное решение является основанием для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключения соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности Волобуевой В.В. с кадастровым номером №;
обязать Департамент градостроительства г.о.Самара по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Волобуевой В.В. путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключения соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности Волобуевой В.В. с кадастровым номером №, согласно заявлению Волобуевой В.В. от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца Волобуевой В.В. – Дмитриев С.Д. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске, просил иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Департамента градостроительства г.о.Самара Попова М.Н. в судебном заседание возражала против удовлетворения административного иска Волобуевой В.В. по основаниям указанным в письменных объяснениях.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.о.Самары в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела, заявлений и ходатайств не поступало.
Представитель заинтересованного лица МП г.Самары "Самараводоканал" в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, и просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Правительства Самарской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административный иск в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ООО "Самарские коммунальные системы" в судебное заседание не явился, представил письменные пояснения, в котором оспариваемое распоряжением считает законным и обоснованным, решение по делу оставляет на усмотрение суда.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 № 1 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент градостроительства наделен полномочиями по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Волобуева В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: <адрес>, площадью 186 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером № пересекает границы земельных участков (земельного участка) с кадастровым номером №, что подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Волобуева В.В. обратилась с заявлением о перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в частной собственности с кадастровым номером №, на основании пп.3 п.1.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключением соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в частной собственности».
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, Воолбуевой В.В. отказано в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером 63:01:0624004:1134, находящегося в собственности, о чем в ЕГРН имеется запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку образуемый земельный участок находится в границах второго и третьего пояса зоны санитарной охраны водозабора, установленных постановлением Правительства Самарской области от 26.07.2012 № 304 «Об утверждении проекта «Зоны санитарной зоны водозабора насосно-фильтровальной станции № 1 МП г.Самары «Самараводоканал» и об установлении границ и режимов зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции № 1 МП г.Самары «Самараводоканал».
Статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается порядок обращения с заявлением о перераспределении таких земельных участков, перечень прилагаемых к заявлению документов, порядок и сроки рассмотрения указанного заявления, а также порядок заключения соглашения о перераспределении земельных участков.
При этом согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о перераспределении земельных участков прилагается, в том числе, схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.
Основания для отказа в заключение соглашения о перераспределении земельных участков установлены пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
К таким основаниям, согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного Кодекса Российской Федерации, относятся случаи, когда уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 10 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Разработка схемы расположения земельного участка с нарушением установленных статьей 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственного водоснабжения (подпункт 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ).
Частью 1 ст.43 Водного кодекса РФ установлено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 названного кодекса.
Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав (пункт 1 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов административного дела, по сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования г.о.Самары земельный участок площадью 157 кв.м. обременен охранной зоной инженерных коммуникаций (канализация d-150мм). Испрашиваемые земельные участки площадью 343 кв.м. и 157 кв.м. находятся в границах 2 и 3 поясов зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции № 1 МП г.Самара «Водоканал».
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 введены в действие Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (вместе с "СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002).
Согласно п.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно п.1.15. СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы, санитарные мероприятия должны выполняться: а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Режим и мероприятия по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника установлены п.3.3.2 и должны выполняться владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
К указанным мероприятиям также относятся: недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод; запрещение расположения стойбищ и выпаса скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения; запрещение сброса промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, содержание в которых химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.
В силу пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проекта "Зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции N 1 муниципального предприятия г. Самары "Самараводоканал" (<адрес>) и об установлении границ и режимов зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции N 1 муниципального предприятия <адрес> "Самараводоканал" (<адрес>)".
Пунктом 2.1 вышеуказанного проекта предусмотрено, что границы второго пояса (пояса ограничений) ЗСО устанавливаются с учетом природных, климатических и гидрологических условий. Границы второго пояса (пояса ограничений) ЗСО удалены по акватории во все стороны от водозабора на расстояние 3 километра и от уреза воды при летне-осенней межени - на расстояние 750 метров.
Пунктом 3.1 вышеуказанного проекта предусмотрено, что границы третьего пояса (пояса ограничений) ЗСО совпадают с границами второго пояса ЗСО. Границы третьего пояса (пояса ограничений) ЗСО удалены по акватории во все стороны на расстояние 3 километра от водозабора и от уреза воды при летне-осенней межени - на расстояние 750 метров.
По сведениям ООО «Самарские коммунальные системы» испрашиваемый земельный участок находится в границах 2 и 3 пояса ЗСО водозабора, установленных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Графические сведения о границах санитарно-охранной зоны внесены в ИСОГД на основании вышеуказанного постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Пунктом 1 вышеуказанного постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект «Зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции № 1 МП г.Самары «Самараводоканал» (<адрес>), разработанный ООО «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы истца о том, что границы санитарно-защитной зоны водозабора не стоят на кадастровом учете, графические границы зоны в системе ИСОГД не имеют под собой документального обоснования, не могут являться основанием для признания действий Департамента градостроительства г.о.Самары незаконными.
Указанные обстоятельства, что границы зоны не стоят на кадастровом учете не свидетельствуют об их отсутствии или об их произвольном установлении. Имеется нормативный акт – постановление Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, которым данная зона установлена, следовательно, административный ответчик действовал обосновании в рамках установленных Земельным кодексом РФ и постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № ограничений при перераспределении земельных участков.
Установив вышеприведенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что испрашиваемый земельный участок находятся во втором и третьем поясе санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения адрес, в связи с чем данные участки ограничены в обороте и в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации их приватизация запрещена.
Таким образом, нормативное регулирование правовых отношений, связанных с нахождением земельных участков в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, накладывает ограничения на оборот земельных участков и не предполагает их передачу в частную собственность.
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В ходе рассмотрения дела подтвердился факт нахождения земельного участка во втором и третьем поясе зоны санитарной охраны водного объекта.
Исходя из содержания вышеуказанных норм закона и представленных сторонами доказательств как оснований своих возражений, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Волобуевой В.В. требований.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из содержания вышеуказанной нормы следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Совокупности обстоятельств, установленных вышеуказанными нормами закона, являющихся основанием для признания незаконным Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, по настоящему делу не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Волобуевой ФИО9 к Департаменту градостроительства г.о.Самары о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Промышленный районный суд г. Самары.
Мотивированное решение суда изготовлено 09.09.2019.
Председательствующий: (подпись) И.В. Пискарева