Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1754/2019 ~ М-1059/2019 от 18.02.2019

<***>

Дело 2-1754/2019

УИД № 66RS0003-01-2019-001061-05

Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 09 апреля 2019 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Исаковой К. В.,

при секретаре судебного заседания Игуменщевой В. С.,

с участием представителя истцов истца Сергеевой Ю. В., представителя ответчика Администрации г. Екатеринбурга Левкина П. Ю., представителя ответчика Администрации Кировского района г. Екатеринбурга Шибковой М. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черепанова А.Г., Черепановой Р.Г. к Администрации Кировского района города Екатеринбурга, Администрации города Екатеринбурга о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Черепанов А. Г. и Черепанова Р. Г. обратились в суд с иском к Администрации Кировского района города Екатеринбурга, Администрации города Екатеринбурга о защите нарушенных жилищных прав.

В обоснование исковых требований указали, что спорным жилым помещением является ***. Указанное жилое помещение предоставлено Черепановой Р. Г. в *** в связи с трудовыми отношениями с Уральским электромеханическим заводом, на право занятия помещения был выдан ордер *** от ***. В *** Черепанова Р. Г. вселилась в жилое помещение, постоянно проживает в нем и по настоящее время, зарегистрирована постоянно по месту жительства, несет расходы по оплате жилья и коммунальных услуг. Совместно с ней в квартире проживает сын Черепанов А. Г.

Черепанова Р. Г. уволена с Уральского электромеханического завода в связи с выходом на пенсию. С целью реализации права на приватизацию занимаемого жилого помещения Черепанова Р. Г. в *** обратилась в Администрацию Кировского района г. Екатеринбурга с заявлением об исключении жилого помещения из числа служебных жилых помещений. Последний документ представлен в Администрацию района ***, о чем свидетельствует отметка о принятии специалиста отдела по жилищной политике Бессонова Д. И. Однако, до настоящего момента заявление не рассмотрено, ответ не поступил.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от *** спорная квартира принята в муниципальную собственность на основании Постановления главы Екатеринбурга от *** ***, включена в реестр муниципального имущества.

Кроме того, Черепанова Р. Г., являясь пенсионером и бывшим работником Уральского электромеханического завода, обращалась к заместителю генерального директора завода с заявлением дать разрешение «расслужебить» спорное жилое помещение. Заявление было удовлетворено. Однако, оформить документы руководство завода не успело в связи с передачей дома в муниципальную собственность.

Учитывая положения закона, истцы полагают незаконным отказ ответчиков в снятии статуса служебного со спорного жилого помещения.

Истцы обладают всеми правами и обязанностями, вытекающими из правоотношений социального найма спорной квартиры, в том числе, правом на приватизацию жилого помещения

На основании изложенного, истцы просят признать за Черепановым А. Г. и Черепановой Р. Г. право пользования жилым помещением по адресу: ***, на условиях социального найма; признать за Черепановым А. Г. право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.

Истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, доверили судебную защиту своих интересов представителю.

Представитель истцов Сергеева Ю. В., действующая на основании доверенностей от *** и от ***, в судебном заседании исковые требования поддержала по заявленному предмету и основаниям, на их удовлетворении настаивала.

Представитель ответчика Администрации города Екатеринбурга Левкин П. Ю., действующий на основании доверенности от ***, в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что требования истцами заявлены преждевременно, так как полный пакет документов по снятию со спорного жилого помещения статуса служебного принят от истцов ***, плановый срок оказания муниципальной услуги – ***. Таким образом, в настоящий момент отсутствует факт нарушения прав и законных интересов истцов незаконными действиями Администрации города Екатеринбурга.

Представитель Администрации Кировского района г. Екатеринбурга Шибкова М. В., действующая на основании доверенности от ***, также с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что, согласно Административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Исключение жилых помещений муниципального жилищного фонда из числа служебных помещений», утвержденного Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 09.06.2014 № 1561, специалистом Администрации Кировского района г. Екатеринбурга заявление Черепановой Р. Г. с пакетом необходимых документов было направлено в Комитет по жилищной политике администрации города Екатеринбурга для принятия решения об исключении либо отказа в исключении жилого помещения из числа служебных. Плановый срок оказания муниципальной услуги – ***. Соответственно, поскольку на настоящий момент материалы дела Черепановой Р. Г. находятся на рассмотрении в Администрации города Екатеринбурга, исковое заявление подано в суд преждевременно.

Заслушав пояснения представителя истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (ст.2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты-ст.7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18) на основе конституционного равноправия (ст.19. ч.1.ч.2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (ст.21.ч.1,ч.2), обеспечивается право каждого на жилище (ст.40, ч.1 и 3), а права свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55, ч.2 и 3).

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 «О приватизации жилого фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие помещения в государственном и муниципальном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность.

Согласно ст. 11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Муниципальный жилищный фонд составляет фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

В силу статьи 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

В силу ч. 2 п. 5 «Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа», утвержденного Указом Президента от 01.07.1992 № 721, акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством РФ предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации.

Согласно ст. 18 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения, либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

В п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

В статье 30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» также содержится запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры.

Из пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не допускалось включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из анализа приведенных норм права, действовавших на момент приватизации здания, следовало, что жилой фонд, к которому относятся и жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания, подлежал передаче в муниципальную собственность при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности (в том числе при приватизации). За проживающими в данном жилом фонде гражданами сохранялись все жилищные права, в том числе и право на бесплатную приватизацию жилья.

Исходя из положений ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" служебные жилые помещения не подлежат приватизации.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.

Обращаясь в администрацию Кировского района г. Екатеринбурга с соответствующим заявлением, истцы руководствовались именно приведенными положениями закона, полагая, что имеют право занятия жилого помещения на условиях социального найма.

Так, из материалов дела следует, что истец Черепанова Р. Г. *** проживает в ***.

При этом, указанное жилое помещение предоставлено Черепановой Р. Г. в *** в связи с трудовыми отношениями с Уральским электромеханическим заводом, на право занятия помещения был выдан ордер *** от ***.

В *** Черепанова Р. Г. вселилась в жилое помещение, постоянно проживает в нем и по настоящее время, зарегистрирована постоянно по месту жительства, несет расходы по оплате жилья и коммунальных услуг. Совместно с ней в квартире проживает сын Черепанов А. Г.

*** Черепанова Р. Г. уволена с Уральского электромеханического завода в связи с выходом на пенсию по собственному желанию, что следует из записи в трудовой книжке.

Указанные обстоятельства стороной ответчика не опровергнуты.

*** от Черепановой Р. Г. специалистом Администрации Кировского района г. Екатеринбурга принято заявление об исключении занимаемого жилого помещения из числа «служебных» жилых помещений, заключении договора социального найма, с необходимым пакетом документов для рассмотрения поставленного вопроса.

В соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Исключение жилых помещений муниципального жилищного фонда из числа служебных помещений», утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 09.06.2014 № 1561, заявление Черепановой Р. Г. с пакетом необходимых документов было направлено в Комитет по жилищной политике администрации города Екатеринбурга для принятия решения об исключении либо отказа в исключении жилого помещения из числа служебных.

Плановый срок оказания муниципальной услуги – ***, о чем прямо указано в расписке в получении документов для предоставления услуги.

Таким образом, суд приходит к выводу, что иск заявлен истцами преждевременно, заявление о снятии с жилого помещения статуса «служебного» истцами подано в уполномоченный орган, в настоящий момент находится на рассмотрении, решение об отказе в удовлетворении заявления Администрацией города Екатеринбурга не принято, оснований для судебной защиты прав и законных интересов истца не имеется в силу отсутствия факта нарушения такого права.

Вопреки доводам стороны истца, факт принятия ответчиком заявления и документов у истцов в апреле 2018 года материалами дела не подтвержден.

Действительно, квартира № 39 в жилом доме по адресу: пер. Асбестовский, д. 7, принята в муниципальную собственность города Екатеринбурга на основании постановления Главы города Екатеринбурга от *** *** включена в реестр муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург».

Однако, и при таких обстоятельствах, не смотря на длительный срок нахождения спорного жилого помещения в муниципальной собственности, суд не усматривает оснований для судебной защиты прав и законных интересов истцов, поскольку до момента подачи в феврале 2019 года документов о снятии с жилого помещения статуса «служебного» и заключении договора социального найма, истцы с требованиями относительно закрепления своего права в отношении жилого помещения на условиях социального найма к ответчикам не обращались, данное обстоятельство они не оспаривали.

Суд разъясняет истцам, что в случае отказа Администрацией города Екатеринбурга в удовлетворении заявления, поданного истцами ***, у них появится основание для подачи нового искового заявления, которое, с учетом конкретных вновь возникших обстоятельств, не будет тождественно рассмотренному настоящему исковому заявлению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Черепанова А.Г., Черепановой Р.Г. к Администрации Кировского района города Екатеринбурга, Администрации города Екатеринбурга о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья <***> К. В. Исакова

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

2-1754/2019 ~ М-1059/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Черепанов Андрей Геннадьевич
Черепанова Роза Григорьевна
Ответчики
Администрация г.Екатеринбурга
Администрация Кировского района г.Екатеринбурга
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Исакова Кристина Владимировна
Дело на странице суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
18.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2019Передача материалов судье
21.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.03.2019Предварительное судебное заседание
09.04.2019Судебное заседание
15.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2020Дело оформлено
24.03.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее