Адм. дело № 5-258/2020 Мотивированное постановление изготовлено 19 июня 2020 года
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
17 июня 2020 года г. Кировск
Судья Кировского городского суда Мурманской области Кулыгина С.Н. в помещении Кировского городского суда Мурманской области, расположенном по адресу Мурманская область г. Кировск, пр. Ленина, д. 16а, рассмотрев протокол об административном правонарушении и материалы к нему в отношении:
Пчёлкина Константина Станиславовича, ... года рождения, уроженца ..., которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заявившего ходатайство о допуске к участию в деле защитника,
с участием защитника: Кисилева Германа Валентиновича, ... года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: ..., которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ходатайств не заявившего,
У С Т А Н О В И Л :
08 июня 2020 года в 11 часов 50 мин. Пчёлкин К.С. находился в общественном месте, в помещении магазина «Евророс», расположенного по адресу: г. Кировск Мурманской области, ул. Олимпийская, д. 11, без применения средств индивидуальной защиты органов дыхания (маска или респиратор), чем нарушил правила поведения, обязательные для исполнения гражданами при введении режима повышенной готовности с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденные постановлением Правительства Мурманской области от 04.04.2020 № 175-ПП (в редакции от 07.06.2020). Своими действиями Пчёлкин К.С. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пчёлкин К.С., ознакомленный со своими правами, отвод судье не заявил, вину во вменяемом ему правонарушении не признал, пояснив, что 08 июня 2020 года он находился в помещении магазина «Евророс» с целью приобретения продуктов. В связи с тем, что у него при себе не имелось маски, его отказались обслужить (продать ему товар), в связи с чем, по его просьбе сотрудники магазина вызвали наряд полиции. Полагает, что сотрудниками магазина были нарушены его права потребителя, в связи с чем, он по прибытию сотрудников полиции оформил заявление на имя начальника полиции о привлечении администрации магазина к ответственности. Указал, что в его действиях отсутствует состав вменяемого ему правонарушения в связи с тем, что обязательное использование маски или респиратора при посещении магазинов ничем не предусмотрено, а носит исключительно рекомендательный характер, он же в свою очередь, использовать маску при посещении магазина не считает необходимым. На его вопрос относительно правовых оснований требовать от покупателей магазина находиться в маске, сотрудники магазина никаких документов, обязывающих покупателей использовать при приобретении товаров средства индивидуальной защиты, ему не представили. Также обращает внимание, что губернатор субъекта Российской Федерации не уполномочен издавать законы, обязывающие граждан использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания при нахождении в общественных местах.
Защитник Пчёлкина К.С.: Кисилев Г.В. поддержал указанные доводы. В дополнение указал, что срок действия Постановления Правительства Мурманской области от 04.04.2020 № 175-ПП истек 30 апреля 2020 года, режим карантина на территории Мурманской области отменен, режим чрезвычайной ситуации не вводился, соответственно, никаких ограничений в настоящее время не существует, а использование СИЗ (маски либо респиратора) в общественных местах носит исключительно рекомендательный, а не обязывающий характер.
Исследовав материалы дела, заслушав Пчёлкина К.С. и его защитника Кисилева Г.В., прихожу к следующему решению.
Часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Санкция части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 (далее – Правила).
Данные Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны: соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации; при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (подпункты «а», «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 настоящего Федерального закона (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1. пункты «а», «у», «ф» статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), на основании подпункта «б» пункта 6 статьи 4.1, подпункта «у» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 № 9, протокола заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Мурманской области от 02.04.2020 № 2, Постановлением Правительства Мурманской области от 04.04.2020 № 175-ПП на территории Мурманской области продлен режим повышенной готовности для органов управления и сил Мурманской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее – Правила).
Данные Правила устанавливают требования к поведению, обязательные для исполнения гражданами и организациями в условиях режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), направленные на защиту жизни и здоровья граждан, ликвидацию новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в окружающей среде, основанные на подходах разобщения граждан, минимизации контактов, не обусловленных жизненной необходимостью.
Согласно пункту 2.1 Правил (в редакции от 07.06.2020), граждане обязаны: использовать средства индивидуальной защиты (маски или респираторы) (далее – СИЗ) при нахождении в общественных помещениях, общественном транспорте, включая такси, на всех объектах розничной торговли, аптеках, в помещениях иных организаций независимо от формы собственности. При использовании СИЗ граждане обязаны соблюдать условия использования изделия, указанные в инструкции (при наличии таковой), а также следующие рекомендации: обязательная смена маски через два-три часа постоянного использования, смена респиратора или его фильтра; исключение повторного использования и какой-либо обработки одноразовых масок из нетканого материала; повторное использование многоразовой маски допускается только после проведения специальной обработки; утилизация использованных средств индивидуальной защиты осуществляется в герметично закрытых пакетах (подпункт 2.1.1).
Вина Пчёлкина К.С. подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении №... от 08 июня 2020 года, рапортами сотрудников полиции от 08 июня 2020 года, заявлением Пчёлкина К.С. на имя начальника полиции от 08 июня 2020 года и другими материалами дела.
В объяснениях, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, Пчёлкин К.С. указал о том, что с правонарушением не согласен по причине не предоставления ему документов относительно обстоятельств совершения им вменяемого правонарушения, поскольку, по его мнению, использование маски либо респиратора в общественных местах, в том числе, в магазине, носит не обязательный, а рекомендательный характер.
При этом от подписи в протоколе об административном правонарушении Пчёлкин К.С. отказался, о чем имеется соответствующая запись сотрудника полиции.
Из пояснений Пчёлкина К.С., данных при рассмотрении протокола об административном правонарушении, следует, что сотрудники магазина нарушили его права потребителя, потребовав от него использование СИЗ при приобретении товаров, с чем он категорически не согласен ввиду отсутствия законодательного обоснования.
Вместе с тем, данные Пчёлкиным К.С. объяснения не опровергают наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку факт нахождения его в общественном месте – в помещении магазина «Евророс» без использования средств индивидуальной защиты (маска или респиратор) подтверждается совокупностью представленных доказательств и самим Пчёлкиным К.С. с учетом его пояснений также не оспаривается.
Более того, в заявлении на имя начальника полиции МО МВД России «Апатитский» о привлечении администрации магазина к административной и уголовной ответственности от 08 июня 2020 года Пчёлкин К.С. не оспаривал факт своего нахождения в магазине «Евророс» без СИЗ, в связи с чем, ему сотрудниками магазина не был продан товар.
Утверждение Пчёлкина К.С. и его защитника о том, что использование маски в общественном месте носит рекомендательный характер, ошибочно, а потому не может быть принято во внимание.
Так, из буквального содержания пункта 2.1 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных Постановлением Правительства Мурманской области от 04.04.2020 № 175-ПП (в редакции от 07.06.2020, действовавшей на момент совершения правонарушения), следует именно об обязанности граждан, а не их праве, использовать средства индивидуальной защиты (маски или респираторы) (СИЗ) при нахождении в общественных помещениях, общественном транспорте, включая такси, на всех объектах розничной торговли, аптеках, в помещениях иных организаций независимо от формы собственности. Данная норма, вопреки доводам Пчёлкина К.С. и его защитника, носит императивный, обязывающий характер, а не рекомендательный.
При этом Постановление Правительства Мурманской области от 04.04.2020 № 175-ПП (с внесенными в него изменениями) является действующим, в связи с чем, его соблюдение является обязательным всеми гражданами в период действия на территории Мурманской области режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Сам факт не предоставления Пчёлкину К.С. сотрудниками магазина по его просьбе текста указанного Постановления Правительства Мурманской области от 04.04.2020 № 175-ПП (с внесенными в него изменениями), а также иных нормативных документов, регламентирующих использование СИЗ при посещении магазина, не является обстоятельством, освобождающим от ответственности за совершенное правонарушение, при том, что с Правилами, устанавливающими требования к поведению, обязательные для исполнения гражданами и организациями в условиях режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с учетом внесенных в них изменений, Пчёлкин К.С. имел возможность и обязан был ознакомиться самостоятельно непосредственно перед посещением магазина, поскольку данные Правила носят общедоступный характер и являются обязательными для исполнения всеми субъектами на территории Мурманской области в условиях продления режима повышенной готовности, который на момент совершения правонарушения не отменен.
Иные доводы Пчёлкина К.С. и его защитника, в том числе, о том, что никаких ограничений на территории Мурманской области в настоящее время не имеется, поскольку режим чрезвычайной ситуации не вводился, являются субъективным мнением, а потому не подлежат правовой оценке при решении вопроса о наличии вины Пчёлкина К.С. в совершении вменяемого правонарушения.
Таким образом, из представленных материалов усматривается, что Пчёлкин К.С. нарушил обязанность использовать средства индивидуальной защиты (маски или респираторы) при нахождении в общественных помещениях, общественном транспорте, включая такси, на всех объектах розничной торговли, аптеках, в помещениях иных организаций независимо от формы собственности, установленную для граждан п. 2.1 Правил поведения, утвержденных Постановлением Правительства Мурманской области от 04.04.2020 № 175-ПП (в редакции от 07.06.2020).
Указанные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оценены судьей в совокупности, получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано. Отказ Пчёлкина К.С. от подписи протокола об административном правонарушении удостоверен подписью сотрудника полиции.
Таким образом, судья приходит к выводу, что Пчёлкин К.С. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах дела, оснований для освобождения Пчёлкина К.С. от административной ответственности по основаниям, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется. Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность Пчёлкина К.С., в соответствии со ст.ст. 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из представленных материалов, Пчёлкин К.С. к административной ответственности привлекается впервые.
В силу п. 2 Постановления Правительства Мурманской области от 04.04.2020 № 175-ПП Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями на территории Мурманской области установлены с учетом введения режима повышенной готовности с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Объектом посягательства в данном случае является установленный порядок поведения граждан в условиях режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что указывает на значительную степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего жизнь и здоровье других граждан.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательных мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденном Президиумом Верховного суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года (вопрос 21), административное наказание в виде предупреждения может быть назначено любому субъекту административного правонарушения (гражданину, должностному лицу, лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическому лицу), предусмотренному нормой ч.1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в зависимости от конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении.
Учитывая тяжесть правонарушения, обстоятельства, при которых оно было совершено, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, личность правонарушителя, который не работает, ранее не привлекался к административной ответственности, а также принимая во внимание то обстоятельство, что совершенное Пчёлкиным К.С. правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий, полагаю возможным назначить административное наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.4, 23.1, 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ... ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░. 20.6.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░