Решение по делу № 2-435/2018 (2-5161/2017;) ~ М-5273/2017 от 05.12.2017

Дело № 2-5161/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 февраля 2018 г.

Орджоникидзевский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Попеновой Т.В.

при секретаре Галимовой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егорова И. И., Егоровой К. Ш. к Администрации го г. Уфа об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,

установил:

Егоров И. И., Егорова К.Ш. обратились в суд с иском к Администрации го г. Уфа об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, указывая на следующее.

Согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истцами был куплен жилой дом по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №, который, согласно Постановления Администрации городского округа город Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит истам на праве аренды, что подтверждается договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ они обратились Администрацию ГО города Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату. В удовлетворении заявления было отказано на том основании, что часть земельного участка находится в границах красных линиях, а также он частично расположен в границах резервируемых земель, что подтверждается письмом Управления земельных и имущественных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, обременение на испрашиваемый земельный участок в виде резервирования земель для государственных или муниципальных нужд не зарегистрирован в установленном законом порядке, в кадастр недвижимости, в ЕГРП не внесено. Спорный земельный участок из оборота не изъят; какие-либо ограничения предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка отсутствуют. На основании изложенного, просят обязать Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан заключить с Егоровым И. И. и Егоровой К. Ш. договор купли - продажи земельного участка с кадастровым номером №:22, расположенного по адресу: <адрес>, по выкупной цене согласно действующему законодательству.

Истцы Егоровы в суд не явились, о дне и времени слушания дела были извещены, просили дело рассмотреть без их участия.

Представитель истцов Логинова Е.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. за №, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель администрации го г. Уфа в суд не явился, о дне и времени слушания дела был извещен.

Представитель третьего лица УЗиО Администрации го г. Уфа Батюкина Ю.Ю., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. просила в удовлетворении иска отказать на основании нахождения испрашиваемого земельного участка в границах красных линий.

С учетом извещения истцом и ответчика, суд полагает возможным рассмотреть дело без их участия.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом абз. 2 п. 1 данной статьи Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право граждан - собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию таких земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Понятие земельного участка, как объекта гражданско-правовых отношений, определено в статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, по которой земельный участок является частью земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

На основании п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу пункта 2 части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) границы территориальных зон могут устанавливаться по красным линиям.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (часть 2 пункта 7 статьи 36 ЗК РФ).

Согласно подпунктам 11, 12 пункта 1 статьи 1 ГрК РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), а также участки под линейными объектами от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.

В пункте 12 статьи 85 ЗК РФ и пункте 8 статьи 28 Федерального закона от дата N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

На основании ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

На основании ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации к земельным участкам, изъятым из оборота, которые не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса); зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами организаций органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

К земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся, в том числе, земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель.

Установлено, что согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истцами был куплен жилой дом по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером № который, согласно Постановления Администрации городского округа город Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит Егоровым на праве аренды, что подтверждается договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились Администрацию ГО города Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату. В удовлетворении заявления было отказано на том основании, что часть земельного участка находится в границах красных линиях, а также он частично расположен в границах резервируемых земель.

Установлено, что согласно решению Совета городского округа гор; Уфа Республики Башкортостан № 41/6 (ред. от 29.06.2016) «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республи Башкортостан для муниципальных нужд», испрашиваемый земельный участок входит в перечень земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель и в соответствии с пп. 13 п. 5. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, отнесён к землям, ограниченным в обороте. Ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые расположены в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Так, земельный участок с кадастровым номером №: частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий <адрес>; в соответствии с решением Совета ГО г.Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ. № «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ. №, от ДД.ММ.ГГГГ. №, от ДД.ММ.ГГГГ. №) зарезервирован для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур.

Иная информация в Главархитектуре не имеется.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решение и действие (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как следует из содержания ст. ст. 2, 7, 48, 78 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), принятые органами местного самоуправления по вопросам местного значения муниципальные правовые акты, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер, а также решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Согласно ст. 34 Закона N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения от дата N 41/6) резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.

Согласно пункту 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории является одним из видов градостроительной документации, разрабатываемой органом местного самоуправления при подготовке документации по планировке территории.

Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

В свою очередь, разработка документов территориального планирования муниципального образования по смыслу норм статей 8, 9, 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к числу публичных полномочий органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности, а в силу статьи 2 названного Кодекса обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования относится к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

В силу части 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

В силу закона правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

Таким образом, из системного толкования указанных норм и норм части 1 и подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также изложенной правовой позиции следует, что разработка красных линий в составе проекта планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности.

Как усматривается из материалов дела, регистрация ограничения прав на спорный земельный участок в связи с его резервированием в Управление федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии по РБ не произведена.

Вместе с тем, согласно ответу заместителя начальника главного управления архитектуры и градостроительства администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ. №, спорный земельный участок частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий <адрес>.

В соответствии с выкопировкой из приложения № к решению Совета ГО г.Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ. № «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» испрашиваемый земельный участок частично зарезервирован для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур.

Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полоса.

Таким образом, утверждение проекта планировки, предусматривающего строительство новых улиц, предопределяет установление красных линий, обозначающих планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.

Следовательно, представленные документы территориального планирования являются основанием для принятия решения о резервировании спорного земельного участка.

Таким образом, с позиций приведенных выше норм права наличие сведений о запланированном на испрашиваемом заинтересованным лицом земельном участке строительстве, в том числе путем расширения (реконструкции) автомобильной дороги как территории общего пользования, и разграничение данной территории от других участков красными линиями, может служить самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Следовательно, само по себе отсутствие утвержденного проекта планировки и доказательств резервирования участков для муниципальных нужд, на что ссылается истец, не исключает возможность использования спорного участков в реализации запланированных целей развития населенного пункта

А поскольку имеются доказательства того, что испрашиваемый земельный участок используется (будет использоваться) как территория общего пользования, которой будет беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, то оснований для удовлетворения иска не имеется.

Со стороны Администрации ГО г. Уфа соблюдена процедура обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд.

Решение Совета ГО г.Уфа РБ от 28.01.2015г. №41/6 «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» кем-либо не оспорено, не отменено, недействительным не признано.

Истец по поводу предоставления ему земельного участка в собственность обратился после принятия указанного решения Совета городского округа.

Довод о том, что регистрация ограничения прав на спорный земельный участок в связи с его резервированием не произведена, что подтверждается выпиской из ЕГРН об отсутствии в ЕГРН сведений о правах и ограничениях на спорный земельный участок опровергается ответом главного управления архитектуры и градостроительства администрации ГО адрес Республики Башкортостан, которым подтверждено, что спорный земельный участок частично расположен в границах красных линий.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об ограничении в обороте земельного участка в связи с его резервацией для муниципальных нужд, что является обстоятельством, исключающим возможность предоставления спорного земельного участка в собственность истцов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░:                 ░.░. ░░░░░░░░    

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-435/2018 (2-5161/2017;) ~ М-5273/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Егорова Кашифа Шамсиахметовна
Егоров Игнатий Иосифович
Ответчики
Администрация ГО г. Уфа
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Попенова Т.В.
Дело на сайте суда
ordjonikidzovsky--bkr.sudrf.ru
05.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2017Передача материалов судье
07.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2017Подготовка дела (собеседование)
21.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2018Судебное заседание
01.02.2018Судебное заседание
05.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2018Дело оформлено
18.12.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее