Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-304/2021 ~ М-246/2021 от 19.04.2021

№2-304/2021

УИД 10RS0008-01-2021-000814-70

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    27 мая 2021 года                                       г.Медвежьегорск

Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Свинкиной М.Л.,

при секретаре Теребовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масиева Н.М.о. к Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» и ФИО2 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о признании права собственности на недвижимое имущество,

у с т а н о в и л :

Масиев Н.М.о. обратился в суд по тем основаниям, что является собственником нежилого здания (здания магазина), расположенного по адресу <адрес>, кадастровый , площадью 81,7 кв.м. На основании проекта реконструкции здания магазина (со строительством пристройки) от апреля 2020 года и градостроительного плата, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» от 07.02.2020 №132, Масиев Н.М.о. произвел реконструкцию вышеназванного объекта недвижимости путем строительства пристройки, увеличив общую площадь магазина до 127,5 кв.м. Публичные слушания про проекту постановления Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», назначенные на 07.04.2020 в 15:00, не состоялись. В проведении повторных публичных слушаний Масиеву Н.М.о. 19.10.2020 было отказано, поскольку на момент обращения реконструкция объекта недвижимости уже была произведена. Право собственности на реконструируемое нежилое здание Масиевым Н.М.о. не зарегистрировано. Ссылаясь на статью 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», истец просит признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Масиева Н.М.о. на нежилое помещение с кадастровым номером общей площадью 81,7 кв.м., исключить из Единого государственного реестра недвижимости регистрационную запись , признать право собственности Масиева Н.М.о. на нежилое помещение с кадастровым номером общей площадью 127,5 кв.м.

В последующем Масиев Н.М.о. изменил предмет иска, окончательно просил признать за собой право собственности на реконструированный объект недвижимости – здание магазина, расположенного по адресу <адрес>, общей площадью 127,5 кв.м., кадастровый .

Изменение предмета иска судом принято.

В судебное заседание Масиев Н.М.о. и его представитель по доверенности Михайлов А.В. не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило. В материалы дела представлен отзыв относительно первоначально заявленных исковых требований, в котором указывается, что вопреки доводам истца в результате реконструкции в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) вносятся изменения в основные сведения об объекте недвижимости, а не осуществляется государственная регистрация права на реконструируемый объект недвижимости, что не приводит к погашению в ЕГРН записи об исходном объекте недвижимости и прав на него, в связи с чем Управление полагает, что истцу следует уточнить исковые требования и просить суд признать право собственности на реконструированный объект недвижимости. В случае удовлетворения уточненных исковых требований на основании статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» вступивший в силу судебный акт будет являться основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Кроме того, Управление указывает, что прав и законных интересов истца не нарушало, в спорном правоотношении не участвовало, собственников спорного объекта недвижимости не является и не претендует на него, в связи с чем является по делу ненадлежащим ответчиком, в удовлетворении требований, заявленных к Управлению, просит отказать.

Ответчик Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В материалы дела представлен отзыв, в котором указывается, что постройка (магазин продовольственных товаров), расположенная по адресу <адрес>, соответствует нормативам градостроительного проектирования Медвежьегорского муниципального района, утвержденным решением Совета Медвежьегорского муниципального района 26.11.2019 №227, нормативы градостроительного проектирования Медвежьегорского городского поселения на сегодняшний день не утверждены. Правилами землепользования и застройки Медвежьегорского городского поселения, утвержденными решением Совета Медвежьегорского городского поселения от 31.10.2012 №235, в территориальной зоне Ж-3 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), в которой расположена названная выше постройка, установлен предельный процент застройки земельного участка (30%), в то время как пристройка предельный параметр разрешенного строительства превышает, составляет 52%. Статья 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Истец в феврале 2020 года обратился в Администрацию с заявлением о выдаче такого разрешения. В соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей рассмотрение предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, на 07.04.2020 были запланированы публичные слушания, однако в связи с введением ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, они были отменены и перенесены на неопределенный срок. Летом 2020 года Масиев Н.М.о., воспользовавшись наиболее удобным для строительства периодом, с целью избежания убытков торговой деятельности в период ограничительных мер, самостоятельно произвел реконструкцию объекта без получения соответствующего разрешения. В соответствии с пунктом 3.6 Порядка организации и проведения публичных слушаний в Медвежьегорском городском поселении, утвержденного решением Медвежьегорского городского поселения от 26.07.2007 №37, решение публичных слушаний носит рекомендательный характер. Как правило, на публичные слушания население не приходит. Вины Масиева Н.М.о. в отмене публичных слушаний нет. С большой долей вероятности Администрация выдала бы Масиеву Н.М.о. разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (увеличение процента застройки). Администрация считает, что постройка (магазин продовольственных товаров) по адресу <адрес>, не ущемляет права и законные интересы физических и юридических лиц, расположена на земельном участке, не имеющего общих границ с иными земельными участками, необходимые противопожарные разрывы до соседних строений соблюдены. В данной связи Администрация не возражает против удовлетворения заявленных истцом требований.

С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

В силу положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права собственности на имущество осуществляется в судебном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

По смыслу указанных положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в ЕГРН лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

В соответствии с правовой позицией, определенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09, суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Согласно пункту 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

Сохранение самовольно реконструированного объекта недвижимости и признание на него права собственности возможно в случае, если единственными признаками самовольной постройки у самовольно реконструированного объекта являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, осуществившее самовольную реконструкцию, предпринимало меры, однако уполномоченным органом в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию было неправомерно отказано, при этом сохранение объекта в реконструированном состоянии не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 26 данного постановления).

Таким образом, обстоятельства того, допущены ли при проведении самовольной реконструкции помещения существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, предпринимало ли лицо меры к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, является ли отказ уполномоченного органа в выдаче соответствующих документов правомерным, нарушает ли сохранение объекта в реконструированном состоянии права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли этот объект угрозу жизни и здоровью граждан, являются юридически значимыми по делам о сохранении помещения в реконструированном состоянии и признании права собственности на самовольно реконструированный объект недвижимости, подлежащими установлению и определению в качестве таковых судом в силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Как установлено судом, Масиев Н.М.о. является собственником нежилого здания (здания магазина), расположенного по адресу <адрес>, кадастровый , площадью 81,7 кв.м., а также земельного участка с кадастровым номером 10:13:0010913:69, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под зданием магазина, площадью 275 кв.м., на котором расположено названное выше здание магазина.

Постановлением Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» от 07.02.2020 №132 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка в <адрес>» утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 10:13:0010913:69 в <адрес>, на землях населенных пунктов для реконструкции магазина со строительством пристройки.

В апреле 2020 года Масиевым Н.М.о. изготовлен и согласован в установленном порядке проект реконструкции здания магазина (со строительством пристройки).

Правилами землепользования и застройки Медвежьегорского городского поселения, утвержденными решением Совета Медвежьегорского городского поселения от 31.10.2012 №235, в территориальной зоне Ж-3 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), в которой расположена названное выше здание магазина, установлен предельный процент застройки земельного участка (30%).

Реконструированное здание магазина (с пристройкой) превышает предельный размер разрешенного строительства, составляет 52%.

В силу предписаний статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подготавливается в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении такого разрешения и подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия в течение пятнадцати рабочих дней со дня окончания таких обсуждений или слушаний осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Масиев Н.М.о. в феврале 2020 года обратился в Администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» с заявлением о выдаче названного выше разрешения, публичные слушания были запланированы на 07.04.2020, отменены и перенесены на неопределенный срок в связи с введением ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции.

Реконструкция здания магазина произведена Масиевым Н.М.о. без получения соответствующего разрешения.

Администрацией муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» указывается, что постройка (магазин продовольственных товаров) по адресу <адрес>, не ущемляет права и законные интересы физических и юридических лиц, расположена на земельном участке, не имеющего общих границ с иными земельными участками, необходимые противопожарные разрывы до соседних строений соблюдены, препятствий для выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (увеличение процента застройки) не имеется.

В данной связи суд приходит к выводу о том, что сохранение здания магазина в реконструированном состоянии не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан,

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В силу части 5 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся, в том числе основные сведения об объекте недвижимости: описание местоположения объекта недвижимости, площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место.

При установленных судом обстоятельствах заявленные Масиевым Н.М.о. требования к Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В удовлетворении требований, заявленных к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, надлежит отказать, поскольку Управление прав истца не нарушало, на спорный объект недвижимости не претендует, участником спорных правоотношений не является.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», судебные издержки, понесенные стороной истца, судом не распределяются, относятся на счет истца, что соответствует принципу добросовестности лиц, участвующих в деле, и не нарушает баланс прав и интересов сторон, поскольку удовлетворение заявленных требований не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком (статьи 12, 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования, заявленные к Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район», удовлетворить.

Признать за Масиевым Н.М.о. право собственности на реконструированный объект недвижимости – здание магазина, расположенного по адресу <адрес>, общей площадью 127,5 кв.м., кадастровый .

В удовлетворении исковых требований, заявленных к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                          М.Л. Свинкина

Полный текст решения изготовлен 31 мая 2021 года

2-304/2021 ~ М-246/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Масиев Ниязи Муса Оглы
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
Администрация МО "Медвежьегорский муниципальный район"
Другие
Михайлов Алексей Валериевич
Суд
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
Судья
Свинкина Марина Львовна
Дело на странице суда
medvezhegorsky--kar.sudrf.ru
19.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2021Передача материалов судье
22.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2021Судебное заседание
27.05.2021Судебное заседание
31.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2021Дело оформлено
05.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее