Судья – <ФИО>2 Дело <№...>
2-6673/20
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 февраля 2021 года <Адрес...>
Судебная коллегия по гражданским делам
Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего <ФИО>9,
судей Старосельской О.В., Пархоменко Г.В.,
при секретаре – помощнике судьи <ФИО>5,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе первого заместителя министерства здравоохранения Краснодарского края – <ФИО>7 на решение Первомайского районного суда <Адрес...> от <Дата ...>.
Заслушав доклад судьи <ФИО>9, суд
УСТАНОВИЛА:
<ФИО>6 обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Краснодарского края об обязании обеспечить расходными материалами к инсулиновой помпе.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда <Адрес...> Краснодарского края от <Дата ...> исковые требования <ФИО>6 к Министерству здравоохранения Краснодарского края, удовлетворены.
Суд обязал Министерство здравоохранения Краснодарского края обеспечить <ФИО>1 своевременно, бесплатно, пожизненно, в необходимом количестве расходными материалами к инсулиновой помпе, а именно сенсорами Enlite MMT-7008A к системе непрерывного мониторинга инсулиновой помпы Medtroniс Minimed Paradigm MMT-754.
В апелляционной жалобе первый заместитель министерства здравоохранения Краснодарского края <ФИО>7 ставит вопрос об отмене решения суда, принятии нового судебного постановления, ссылаясь на неправильное определение юридически значимых по делу обстоятельств, неверную оценку доказательств.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, были надлежаще уведомлены о дате судебного заседания, суду о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон, признав причину их неявки неуважительной.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения суда по следующим основаниям.
Согласно статье 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений ст. 10, ст. 25 Конвенции о правах инвалидов:
«Государства-участники вновь подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.
Государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники:
- обеспечивают инвалидам тот же набор, качество и уровень бесплатных или недорогих услуг и программ по охране здоровья, что и другим лицам…;
- предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях - коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых;
- не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области…»
В соответствие со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Ст. 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу положений пп. ж п.1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В соответствие с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
В соответствие с Федеральным законом от 24.11. 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» инвалиды относятся к категории федеральных льготников. Обеспечение инвалидов, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствие с Федеральным законом от <Дата ...> <№...> – ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствие со ст.ст. 4.1, 6.1, 6.2 Федерального закона от <Дата ...> <№...> – ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми медицинскими изделиями.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, <ФИО>1 является инвалидом с детства третьей группы, что подтверждается справкой МСЭ-2007 <№...>.
В соответствии с выписным эпикризом <ФИО>1 клиники НИИКЭЛ – филиал ИЦиГ СО РАН от <Дата ...> она имеет диагноз сахарный диабет 1 типа и ей выдан в безвозмездное пользование медицинский аппарат – инсулиновая помпа Medtronic Minimed Paradigm MMT-754 с трансмиттером мониторирования глюкозы крови MiniLink MMT-7703 и сенсором с функцией непрерывного мониторинга глюкозы Enlite MMT-7008A, Который подлежит сменен каждые 6 дней.
Аналогичные медицинские рекомендации о смене сенсора Enlite MMT-7008A каждые 6 дней даны <ФИО>1 врачами ГБУЗ «Краевая клиническая больница <№...>» Министерства здравоохранения Краснодарского края.
<Дата ...>, <Дата ...>, <Дата ...>, <Дата ...>, <Дата ...>, <Дата ...>, <Дата ...>, <Дата ...>, <Дата ...>, <Дата ...> врачами ГБУЗ «<Адрес...> ЦРБ» Министерства здравоохранения Краснодарского края <ФИО>8 выписаны и выданы рецептурные бланки на бесплатное получение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации медицинских изделий – сенсор для мониторирования глюкозы Enlite MMT-7008F в количестве 5 штук, однако ни по одному из указанных рецептов медицинские изделия не были отпущены, согласно штампов ГУП КК «Кубаньфармация» филиал «ОП <№...>» рецепты поставлены на обеспечение.
Истец неоднократно обращалась в Министерство здравоохранения Краснодарского края с заявлением об обеспечении медицинскими изделиями, согласно писем Министерство здравоохранения Краснодарского края заявка на обеспечение в соответствующем году исполнена, ГБУЗ «<Адрес...> ЦРБ» Министерства здравоохранения Краснодарского края не заявляло о расходным материалах к инсулиновой помпе.
В соответствие с Постановлением Правительства РФ от <Дата ...> <№...> «Об утверждении социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» сахарный диабет является социально значимым заболеванием.
На основании ч. 2 ст. 19 Федерального закона от <Дата ...> N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст.11 указанного Федерального закона отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не допускается.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от <Дата ...> N 3053-р. утвержден Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в который включена Помпа амбулаторная инсулиновая инфузионная со встроенным глюкометром (Приложение 1).
В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <Дата ...> N 742 (ред. от <Дата ...>) "О министерстве здравоохранения Краснодарского края" на министерство здравоохранения Краснодарского края возложены полномочия по организации профилактических мероприятий и обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью.
При таких обстоятельствах обязанность по обеспечению инвалидов бесплатно лекарственными препаратами на основании рецептов врачей возложена на органы исполнительной власти субъекта РФ, к которому относится министерство здравоохранения Краснодарского края.
Судебная коллегия, также учитывает, что обеспечение больных сахарным диабетом инсулиновой помпой подразумевает и обеспечение расходными материалами к ней, поскольку работа помпы без данных материалов сама по себе невозможна, в связи с чем довод жалобы о том, что расходные материалы к инсулиновой помпе не включены в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства от <Дата ...> <№...>-р, судебная коллегия находит несостоятельным.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном соотношении правовых норм действующего законодательства и подтверждены материалами дела, в связи с чем отсутствуют предусмотренные законом основания для отмены обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 327, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда <Адрес...> Краснодарского края от <Дата ...> – оставить без изменения, апелляционную жалобу первого заместитель министра здравоохранения Краснодарского края <ФИО>7 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи: