ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Дело № 33 -3310
Судья Власова И.К. дело поступило ... г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 сентября 2017 г. г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Ихисеевой М.В.,
судей коллегии Чупошева Е.Н., Гимадеевой О.Л.,
при секретаре Зарбаевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры к организации теплоснабжения в течение отопительного сезона 2016-2017г.г.
по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации г. Улан-Удэ Нимаевой А.Ц. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 30 мая 2017 года, которым постановлено:
исковые требования и.о.прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации г.Улан-Удэ по организации теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей поселков Солнечный, Новый Солнечный. Зеленый, Новый Зеленый г.Улан-Удэ до начала и в течение отопительного сезона 2016-2017г.г.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Гимадеевой О.Л., прокурора Астраханцеву Е.П., представителей Администрации г. Улан-Удэ Нимаеву А.Ц., Цыдыпову Д.С., представителя ЗАО «Улан-Удэстальмост» Хмельницкую Н.М., ознакомившись с апелляционной жалобой, возражениями на апелляционную жалобу, материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о.прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о признании незаконным бездействия Администрации г. Улан-Удэ, выразившегося в непринятии мер по организации теплоснабжения, горячего водоснабжения до начала и в течение отопительного сезона 2016-2017г.г. поселков Солнечный, Новый Солнечный, Зеленый, Новый Зеленый г.Улан-Удэ в котельной ЗАО «Улан-Удэстальмост» и возложении обязанности принять меры к организации обеспечения теплоснабжения поселков и поддержанию 59-дневного нормативного запаса топлива в котельной ЗАО «Улан-Удэстальмост» с расчетом его расходования до окончания отопительного сезона 2016-2017г.г.
Определениями суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО «Сбербанк России», Бессараб СВ. и Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
В судебном заседании представитель прокурора Клюкина О.А., действующая по доверенности, требование о признании незаконным бездействия Администрации г. Улан-Удэ, выразившегося в непринятии мер по организации теплоснабжения, горячего водоснабжения до начала и в течение отопительного сезона 2016-2017г.г. поддержала, просила принять изменение предмета иска и возложить обязанность на ответчика принять меры к обеспечению функционирования системы теплоснабжения по поддержанию нормативного запаса топлива в котельной ЗАО «Улан-Удэстальмост» до окончания отопительного сезона 2017-2018г.г. Суду пояснила, что по результатам проверка прокурором района установлено, что на 07 декабря 2016 года в котельной отсутствовал нормативный 59-дневный запас твердого топлива (каменного угля), фактически имелся в наличии запас топлива 340 тонн, при суточном его потреблении 100тонн. Непринятие Администрацией г.Улан-Удэ надлежащих мер по организации своевременной доставки топлива, обеспечению его нормативного запаса для котельной создало угрозу срыва отопительного сезона, нарушению прав неопределенного круга лиц на обеспечение теплом, охрану здоровья. Требование об обращении решения к немедленному исполнению поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.Улан-Удэ по доверенности Нимаева А.Ц. исковые требования не признала. Суду пояснила, что Администрацией г.Улан-Удэ надлежащим образом организовано обеспечение теплоснабжением населения, проживающего на территории поселков, все исчерпывающие меры по организации надлежащего теплоснабжения при подготовке к отопительному сезону 2016-2017г.г. были предприняты. От исполнения обязательств по договору поставки угля, заключенному ООО «Востсибуголь», стороны не отказывались. Сослалась на сведения Комитета городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, согласно которым на 10.01.2017г. запас угля на котельной ЗАО «Улан-Удэстальмост» составил 1948 тонн, при суточном его потреблении 150 тонн. Полагала, что ненадлежащее исполнение ЗАО "Улан-Удэстальмост" договорных обязательств не может повлечь ответственность Администрации г.Улан-Удэ, привела доводы об отсутствии тождественности понятий «организация обеспечения теплоснабжения» и «осуществление теплоснабжения», последнее из которых является обязанностью теплоснабжающей организации. Администрация не является исполнителем коммунальной услуги. Выводы в иске об угрозе срыва отопительного сезона 2016-2017г.г. являются предположительными.
В судебном заседании представитель третьего лица ЗАО «Улан-Удэстальмост» по доверенности Хмельницкий Б.И. полагал требования обоснованными.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия не явился, извещены надлежаще.
В судебном заседании представитель третьего лица ПАО «Сбербанк России» по доверенности Мулгутуева С.А., пояснила, что Банк является взыскателем с ЗАО «Улан-Удэстальмост» задолженности в размере 1132025907,43руб., в рамках исполнительного производства в ноябре 2016 года объявлены и проведены публичные торги по продаже имущества должника отдельными лотами. Разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель третьего лица Бессараб СВ. по доверенности Горяйнова А.В. разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда.
Определением суда отказано в удовлетворении ходатайства истца об изменении предмета иска.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Улан-Удэ Нимаева А.Ц. просит решение отменить в части удовлетворенных требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Обращает внимание на отсутствие доказательств бездействия администрации, а также указания, в чем оно выразилось. Считает, что администрацией города надлежащим образом осуществлены действия, направленные на организацию надлежащего теплоснабжения населения, проживающего на территории поселков Солнечный, Новый Солнечный, Зеленый, Новый Зеленый г. Улан-Удэ, все необходимые меры по организации теплоснабжения были предприняты. Полагает, что ненадлежащее исполнение ЗАО «Улан-Удэстальмост» своих договорных обязанностей не может влечь за собой ответственность администрации, Администрация не является исполнителем коммунальной услуги.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Клюкин О.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представители Администрации г. Улан-Удэ Нимаева А.Ц., Цыдыпова Д.С. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Прокурор Астраханцева Е.П. полагала, что доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены решения суда.
Представитель ЗАО «Улан-Удэстальмост» Хмельницкая Н.М. пояснила, что администрация знала о тяжелом положении предприятия, и никаких мер по созданию запасного источника теплоснабжения не предпринимала.
Иные участники гражданского дела не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 02 сентября 2016 года между ЗАО «Улан-Удэстальмост» (покупатель) и ООО «Востсибуголь» (поставщик) заключен договор на поставку угля, добываемого в Тенгинском угольном разрезе станция Новопавловка Забайкальского края. Поставка угля осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортном.
В октябре 2016 года в связи с изменением АО «РЖД» порядка ежемесячного согласования планов вагонов возникли перебои в отгрузке и отправке угля на котельную ЗАО «Улан-Удэстальмост».
Прокуратурой Железнодорожного района г.Улан-Удэ в ноябре -декабре 2016 года проведена проверка готовности котельной ЗАО «Улан-Удэстальмост» к прохождению отопительного сезона 2016-2017г.г., в ходе которой установлено, что потребность в угле в котельной составляет ежегодно 26 000 тонн, при этом около 7800 тонн угля (30%) используется для теплоснабжения жилых домов и социально-значимых объектов, и 70% используется для теплоснабжения предприятия и составляет 18200тонн, также проверкой установлено, что нормативный запас топлива на отопительный сезон 2016-2017г.г. не создан. По состоянию на 28.10.2016г. запас топлива на котельной ЗАО «Улан-Удэстальмост» составил 560 тонн, при суточном расходе 95-100 тонн.
По результатам проверки прокуратурой Железнодорожного района г.Улан-Удэ 18.11.2016г. в адрес ЗАО «Улан-Удэстальмост» направлено представление об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении, в адрес Администрации г.Улан-Удэ направлено обращение с предложением обеспечить контроль за созданием необходимых запасов топлива в котельной ЗАО «Улан-Удэстальмост» и бесперебойным теплоснабжением, о решении вопроса о возможности поставки топлива филиалом «Улан-Удэнский комплекс» ПАО ТГК-14 в случае критического снижения запаса топлива на котельной. 30.11.2016г. в связи с установленным отсутствием у ЗАО «Улан-Удэстальмост» средств для создания нормативного запаса топлива в адрес Администрации г.Улан-Удэ направлено обращение о предоставлении в срок до 07.12.2016г. сведений о мерах принимаемых для надлежащей организации теплоснабжения и созданию нормативного запаса топлива в котельной, рассмотрению вопроса об определении иного источника теплоснабжения потребителей.
В октябре, ноябре 2016 года нормативный запас угля в котельной не был сформирован в связи с тем, что денежные средства, поступавшие от контрагента ПАО ТГК-14 направлялись не на оплату поставляемого угля, а на финансирование подготовки котельной к отопительному сезону, что подтверждается письмами ЗАО «Улан-Удэстальмост» от 10.10.2016г. и от 10.11.2016г., направленными в адрес прокуратуры Железнодорожного района г.Улан-Удэ.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований о признании незаконным бездействие администрации г. Улан-Удэ по организации теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей поселков Солнечный, Новый Солнечный, Зеленый, Новый Зеленый г. Улан-Удэ до начала и в течение отопительного сезона 2016—2017 г.г.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене судебного акта, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию представителя администрации г. Улан-Удэ относительно незаконности требований прокурора и доказанности осуществления администрацией надлежащим образом действий, направленных на организацию надлежащего теплоснабжения населения, проживающего на территории поселков Солнечный, Новый Солнечный, Зеленый, Новый Зеленый г. Улан-Удэ, а также принятие всех исчерпывающих мер по организации надлежащего теплоснабжения, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Согласно п. 1 ч. 1,ч.1.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ«О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. При этом полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 данной статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ предусмотрено, что проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (п. 2). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (п. 5).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, обязанность по организации теплоснабжения, в том числе и принятию соответствующих мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, законодателем возложена на органы местного самоуправления, а в данном случае на администрацию г. Улан-Удэ.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы администрации о том, что ею были приняты исчерпывающие меры, направленные на организацию надежного обеспечения теплоснабжения потребителей, путем направления писем о проведении совещания, назначенного на 30.11.2016г. от 27.10.2016г. в адрес АО «Федеральная грузовая компания», Полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе С.И.Меняйло, Сибирского регионального центра МЧС России, Члена Совета Федерации Федерального собрания РФ Тулохонова А.К., ОАО «РЖД», 28.11.2016г. в адрес Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ПАО ТГК-14, издании приказа №136 от 31.10.2016г. об утверждении состава рабочей группы по контролю за бесперебойным прохождением отопительного сезона на котельной ЗАО «Улан-Удэстальмост», утверждении ЗАО «Улан-Удэстальмост» графика поставки угля в ноябре 2016 года,
Из письма Администрации г.Улан-Удэ от 28.11.2016г. № ... в адрес первого заместителя руководителя Администрации г.Улан-Удэ следует, что график поставки топлива на декабрь 2016г. в котельную ЗАО «Улан-Удэстальмост» не сформирован, что также подтверждает доводы истца о непринятии ответчиком организационных мер для обеспечения нормативного запаса угля в котельной до начала отопительного сезона 2016-2017г.г.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 27.07.2010 N 190-ФЗ общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления, контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления и иные лица, пределы указанных сроков установлены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
В силу п. 2.6.1 приведенных Правил целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.
Сведений о проведении каких-либо мероприятий, в том числе о мерах по организации обеспечения теплоснабжения потребителей по предупреждению случаев неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа от их исполнения, до начала отопительного сезона в материалах дела не имеется.
Доводы жалобы о незаконности решения в части того, что администрация не является исполнителем коммунальной услуги, а также не является контрольно-надзорным органом, уполномоченным на понуждение теплоснабжающей организации к осуществлению возложенных на нее обязанностей, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные. Указанных выводов решение суда не содержит.
Как следует из материалов дела в отношении ЗАО «Улан-Удэстальмост» возбуждено исполнительное производство по взысканию задолженности в пользу различных взыскателей на сумму 1967268586,51 руб.. Судебным приставом – исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств принято постановление о наложении ареста на имущество предприятия должника. В сентябре 2016 г. судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о передаче имущества ЗАО « Улан-Удэстальмост» на торги. Указанное имущество предназначено для предоставления коммунальных услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения населению поселков. Котельная ЗАО «Улан-Удэстальмост» является единственным источником теплоснабжения жилых домов и социально- значимых объектов поселков Солнечный, Новый Солнечный, Новый Зеленый, Зеленый. С начала и в период отопительного сезона запас топлива у ЗАО «Улан-Удэстальмост» составлял от 3 до 5 суток, что явно недостаточно для исключения угрозы срыва отопительного сезона. При этом ответчику было известно о сложившейся сложной финансовой ситуации на предприятии. Доказательства принятия ответчиком исчерпывающих мер, направленных на организацию работы по обеспечению теплоснабжения, определению иного источника теплоснабжения для потребителей котельной еще до начала отопительного сезона, в дело не представлены. В данном случае, в период отопительного сезона отсутствие нормативного запаса топлива на предприятии, являющимся единственным источником теплоснабжения населения поселков, является ненадлежащим исполнением обязательств ЗАО « Улан-Удэстальмост» по теплоснабжению потребителей.
При таких обстоятельствах довод истца о наличии угрозы срыва отопительного сезона 2016-2017 гг. является обоснованным и подтвержденным. Поэтому доводы представителя ответчика о предположительном характере такой угрозы в связи с тем, что АО « Улан-Удэстальмост», ПАО « ТКГ-14» не отказывались от исполнения договорных обязательств, при отсутствии факта перебоев подачи теплоснабжения потребителям, отсутствие жалоб от населения в период отопительного сезона, подлежат отклонению.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в суде первой инстанции, направлены на несогласие с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 30 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Ихисеева
судьи коллегии Е.Н. Чупошев
О.Л. Гимадеева