Дело № 2-260-17 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Добрянка 21 февраля 2017 года
Добрянский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи - Вагановой К.Б.,
при секретаре – Анфаловой О.Ю.,
Прокурора - Бодиной Т.В.
с участием истца - Шиловой О.А.
третьего лица - Шиловой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Добрянке гражданское дело по исковому заявлению Шиловой ФИО9 к Шилову ФИО15 о признании утратившим право пользования жилым помещением,
установил:
Шилова О.А. обратилась в Добрянский районный суд Пермского края с иском к Шилову А.М. о признании утратившим права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что бывший муж более года назад выехал из квартиры ее и ее дочери, вывез все вещи, проживает в другой семье, покинул квартиру добровольно, с регистрационного учета не снимается. Свою долю квартиры подарил дочери. Истица просит удовлетворить ее заявление.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в нём основаниям.
Ответчик в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, иск признает.
Третье лицо Шилова А.А. поддержала заявление своей матери.
Представитель ОМВД РФ по Добрянскому району в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении дела без участия представителя.
Выслушав позицию истца, изучив материалы дела, опросив свидетелей, выслушав прокурора, суд считает, что исковые требования Шиловой О.А. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также гарантировала право на жилище.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и законные интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с ч. 2 ст. 228 ГК РФ гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
На основании ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. N 6-П, от 8 июня 2010 г. N 13-П, регулирование прав на жилое помещение должно осуществляться на основе баланса прав и охраняемых законом интересов всех участников соответствующих правоотношений; в тех случаях, когда имущественные права на спорную вещь имеют другие, помимо собственника, лица, этим лицам также должна быть гарантирована государственная защита их прав; признание приоритета прав собственника жилого помещения либо проживающих в этом помещении иных лиц, как и обеспечение взаимного учета их интересов зависят от установления и исследования фактических обстоятельств конкретного спора, то есть не исключается необходимость учета особенностей конкретных жизненных ситуаций при разрешении соответствующих гражданских дел.
Судом установлено и подтверждается представленным суду свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, что Шиловой А.А. на праве собственности принадлежит 2/3 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. 1\3 доли принадлежит Шиловой О.А.
Свидетели ФИО10. и ФИО11 пояснили, что более года Шилов А.М. со своей семьей в г.Добрянка не проживает, добровольно покинул квартиру жены и дочери.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что ответчиком какое-либо соглашение по поводу пользования жилым помещением с его собственником не достигнуто, ответчик не несет бремени содержания жилого помещения истицы, совместно с собственником в спорной квартире не проживает, вещи ответчика в квартире отсутствуют, членом семьи собственника не является, брак расторгнут.
Сам по себе факт регистрации лица при отсутствии фактического использования жилого помещения по месту регистрации для проживания является административным актом и не порождает возникновение и сохранение права пользования жилым помещением.
Доказательств в опровержение доводов истицы стороной ответчика суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что ответчик утратил право пользования жилым помещением, принадлежащим истице и третьему лицу на праве собственности.
Поскольку ответчик утратил право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, он подлежит снятию с регистрационного учета применительно к требованиям п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства в пределах РФ органами Управления федеральной миграционной службы.
Само по себе признание в судебном порядке гражданина утратившим право пользования жилым помещением влечет за собой снятие его с регистрационного учета.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Требования Шиловой ФИО12 удовлетворить.
Признать Шилова ФИО13 утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Обязать ОМВД РФ по Добрянскому району снять Шилова ФИО14 с регистрационного учета по адресу: <адрес>
На решение суда в течение месяца может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края.
Судья К.Б. Ваганова
Не вступило в законную силу