Дело № 3а-241/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2020 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО3,
с участием представителя административного истца ФИО5, представителя административного ответчика Правительства Орловской области ФИО6, представителя административного ответчика Бюджетного учреждения Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» ФИО7, действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному иску ФИО1 к Правительству Орловской области, Управлению Росреестра по Орловской области, Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
ФИО1 обратился в Орловский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Росреестра по Орловской области и Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» (далее также - БУ ОО «МР БТИ») об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, установленную в соответствии с отчетом об оценке от 24 ноября 2020 года №/э, составленным оценщиком общества с ограниченной ответственностью «ЭКСО-Орел» ФИО4, тем самым, затронуты права административного истца, уплачивающего земельный налог, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
По изложенным основаниям ФИО1 просил суд установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 9681,4 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания здания гаража, для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 15010200 рублей.
Определением Орловского областного суда от 9 декабря 2020 года к участию в данном административном деле в качестве административного соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее также - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области), в качестве заинтересованного лица на стороне административных ответчиков привлечена Администрация города Орла.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 - ФИО5 заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области ФИО6 и представитель административного соответчика БУ ОО «МР БТИ» ФИО7 в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных требований.
Административный истец ФИО1, представители административных ответчиков Управления Росреестра по Орловской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области, представитель заинтересованного лица Администрации города Орла о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.
В соответствии со статьей 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных соответчиков, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.В силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как видно из материалов административного дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 9681,4 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания здания гаража, для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.15, 92-94).
Таким образом, административный истец, являясь налогоплательщиком земельного налога, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости земельного участка, заинтересован в пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, определенная по состоянию на 1 января 2019 года, составляет 29667294 руб. 90 коп. (л.д.12).
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Обращаясь в суд с административным иском, ФИО1 в подтверждение своих доводов представил отчёт об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 24 ноября 2020 года №/э, выполненный оценщиком ООО «ЭКСО-Орел» ФИО4, являющейся членом саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков», имеющей квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности «оценка недвижимости».
Согласно выводам, содержащимся в указанном отчете, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 15010200 руб.
Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен на дату, по состоянию на которую сведения об этом объекте имеются в Едином государственном реестре недвижимости, т.е. на 1 января 2019 года (л.д.16-86).
При составлении отчета оценщик применил сравнительный подход, провел анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно статье 12 названного Закона, итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость земельного участка, приведенную в отчете об оценке от 24 ноября 2020 года №/э, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка заявлены не были.
По убеждению суда, отчёт об оценке соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно - правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывает сомнений в его достоверности.
При таких обстоятельствах, заявленные ФИО1 административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Поскольку заявление ФИО1 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка было направлено в суд 4 декабря 2020 года (л.д.90), то указанный день следует считать датой подачи им заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 9681,4 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания здания гаража, для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 15010200 (пятнадцать миллионов десять тысяч двести) рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
Датой подачи заявления ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 4 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 31 декабря 2020 года.
Председательствующий Н.А. Георгинова
Дело № 3а-241/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2020 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО3,
с участием представителя административного истца ФИО5, представителя административного ответчика Правительства Орловской области ФИО6, представителя административного ответчика Бюджетного учреждения Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» ФИО7, действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному иску ФИО1 к Правительству Орловской области, Управлению Росреестра по Орловской области, Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
ФИО1 обратился в Орловский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Росреестра по Орловской области и Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» (далее также - БУ ОО «МР БТИ») об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, установленную в соответствии с отчетом об оценке от 24 ноября 2020 года №/э, составленным оценщиком общества с ограниченной ответственностью «ЭКСО-Орел» ФИО4, тем самым, затронуты права административного истца, уплачивающего земельный налог, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
По изложенным основаниям ФИО1 просил суд установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 9681,4 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания здания гаража, для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 15010200 рублей.
Определением Орловского областного суда от 9 декабря 2020 года к участию в данном административном деле в качестве административного соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее также - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области), в качестве заинтересованного лица на стороне административных ответчиков привлечена Администрация города Орла.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 - ФИО5 заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области ФИО6 и представитель административного соответчика БУ ОО «МР БТИ» ФИО7 в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных требований.
Административный истец ФИО1, представители административных ответчиков Управления Росреестра по Орловской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области, представитель заинтересованного лица Администрации города Орла о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.
В соответствии со статьей 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных соответчиков, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.В силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как видно из материалов административного дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 9681,4 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания здания гаража, для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.15, 92-94).
Таким образом, административный истец, являясь налогоплательщиком земельного налога, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости земельного участка, заинтересован в пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, определенная по состоянию на 1 января 2019 года, составляет 29667294 руб. 90 коп. (л.д.12).
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Обращаясь в суд с административным иском, ФИО1 в подтверждение своих доводов представил отчёт об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 24 ноября 2020 года №/э, выполненный оценщиком ООО «ЭКСО-Орел» ФИО4, являющейся членом саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков», имеющей квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности «оценка недвижимости».
Согласно выводам, содержащимся в указанном отчете, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 15010200 руб.
Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен на дату, по состоянию на которую сведения об этом объекте имеются в Едином государственном реестре недвижимости, т.е. на 1 января 2019 года (л.д.16-86).
При составлении отчета оценщик применил сравнительный подход, провел анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно статье 12 названного Закона, итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость земельного участка, приведенную в отчете об оценке от 24 ноября 2020 года №/э, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка заявлены не были.
По убеждению суда, отчёт об оценке соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно - правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывает сомнений в его достоверности.
При таких обстоятельствах, заявленные ФИО1 административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Поскольку заявление ФИО1 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка было направлено в суд 4 декабря 2020 года (л.д.90), то указанный день следует считать датой подачи им заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 9681,4 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания здания гаража, для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 15010200 (пятнадцать миллионов десять тысяч двести) рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
Датой подачи заявления ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 4 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 31 декабря 2020 года.
Председательствующий Н.А. Георгинова