***
***
***
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дата Березовский
Березовский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Бажевой Е. В.,
при секретаре Кузнецовой А. А.,
с участием: помощника Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Третьяк А. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению <адрес> «Лесохозяйственное производственное объединение» о возложении обязанности провести очистку лесных участков,
УСТАНОВИЛ:
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному унитарному предприятию <адрес> «Лесохозяйственное производственное объединение» о возложении обязанности о возложении обязанности провести очистку лесных участков.
В обоснование исковых требований истец указал, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена плановая проверка исполнения лесного законодательства, в том числе в деятельности Государственного унитарного предприятия <адрес> «Лесохозяйственное производственное объединение».
дата между Департаментом лесного хозяйства <адрес> и Государственным унитарным предприятием <адрес> «Лесохозяйственное производственное объединение» заключен договор *** - лес. Предметом договора является выполнение работ по защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений на территории ГКУ СО «Алапаевское лесничество».
Проверкой установлено, что заготовителем древесины после проведения рубки лесных насаждений и до настоящего времени не проведена очистка мест рубок от порубочных остатков.
Согласно актам осмотра мест рубок № *** от дата составленным лесничим Асбестовского участкового лесничества ГКУ СО «Алапаевское лесничество» Палкиной М. М., а также акту осмотра № от *** , составленному лесничим Алапаевского участкового лесничества ГКУ СО «Алапаевское лесничество», актам осмотра № *** дата составленным лесничим Западного участкового лесничества ГКУ СО «Алапаевское Лесничество» Фаворским П. А. *** *** Западного участкового лесничества ГКУ СО «Алапаевское лесничество» выявлены нарушения лесного законодательства в виде неудовлетворительной (несвоевременной) очистки мест рубок от порубочных остатков общей площадью 2,97 га. В связи с этим, Государственному унитарному предприятию <адрес> «Лесохозяйственное производственное объединение» насчитана соответствующая неустойка.
В ходе повторного обследования вышеуказанных лесных участков, проведенного специалистами ГКУ СО «Алапаевское лесничество» в декабре 2014 года установлено, что очистка мест рубок заготовителем до настоящего времени не проведена.
Истец просит обязать Государственное унитарное предприятие <адрес> «Лесохозяйственное производственное объединение» провести очистку от захламления лесных участков, расположенных в *** » от захламления порубочными остатками.
Взыскать с ответчика государственную пошлину.
В судебном заседании помощник Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Третьяк А. С. исковые требования поддержал в полном объеме, уточнив наименование ответчика Государственное бюджетное учреждение <адрес> «Лесохозяйственное производственное объединение» вместо Государственное унитарное предприятие <адрес> «Лесохозяйственное производственное объединение».
Представитель ответчика Государственного бюджетного учреждения <адрес> «Лесохозяйственное производственное объединение» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель ответчика Государственного бюджетного учреждения <адрес> «Лесохозяйственное производственное объединение» - Василькина Е. Н., действующая на основании доверенности от *** , в судебное заседание не явилась, представила суду возражения в письменной форме относительно исковых требований (л. д *** ), согласно которым исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. *** Договора на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений за счет средств субвенций федерального бюджета на выполнение отдельных полномочий в области лесных отношений № – лес *** , очистка лесосеки от порубочных остатков производится согласно технологической карте в течение срока действия контракта. Согласно Приложению № к Договору № – лес, которое определяет виды лесонарушений и размер неустоек за их совершение указано, что уплата неустойки не освобождает покупателя от устранения нарушений в установленный лесничеством срок. Таким образом, государственный заказчик по договору № – лес обязан был установить срок для проведения очистки лесосек от порубочных остатков, так как после окончания срока действия договора работы по очистке лесосек от порубочных остатков могут производиться только на основании разрешительной документации (включая технологическую карту), выданной государственным заказчиком. Соответственно без разрешительной документации, после окончания срока действия договора исполнитель не может осуществлять какие – либо работы.
Предоставленные истцом акты осмотров мест рубок (мест заготовки древесины), а также иные документы не содержат сведений об установлении государственным заказчиком срока на очистку лесосек от порубочных остатков для ответчика, а также сведений о продлении действия разрешительной документации (технологической карты) за пределами срока действия Договора № – лес. В связи с этим, у ответчика отсутствует обязанность и правовые основания для проведения работ по очистке лесосек на основании заявленных требований истца. Также необходимо учитывать требования, установленные разделом IV Правил заготовки древесины (утв. Приказом Рослесхоза от 01.08.2011), пунктом 17 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 417), в соответствии с которым сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона. Даже если бы государственным заказчиком была бы выдана разрешительная документация на проведение работ по очистке лесосек путем сжигания порубочных остатков в данный период времени, возложение такой обязанности на ответчика было бы незаконно.
Кроме того, <адрес> дата было принято решение о реорганизации ГУП СО «ЛХПО» в форме преобразования в государственное бюджетное учреждение (Постановление № – *** ). В соответствии с п. 11 Устава ГБУ СО «ЛХПО» осуществляет деятельность по организации выполнения работ по отводу и таксации лесосек. План финансово – хозяйственной деятельности ГБУ СО «ЛХПО», утвержденный Департаментом лесного хозяйства <адрес>, не предусматривает финансовых источников на выполнение работ по очистке лесосек от порубочных остатков. Бюджетных средств под выполнение государственного задания также не предусмотрено. Штатное расписание ГБУ СО «ЛХПО» не предусматривает наличие работников для выполнения данного вида работ. В связи с этим возложение обязанности по очистке лесосек от порубочных остатков противоречит уставной деятельности ГБУ СО «ЛХПО» и не может быть осуществлена им на законном основании. Фактически деятельность по рубке древесины в указанных делянках, которая привела к лесонарушениям, осуществлялась подрядчиками – Гилиным А. А. на основании договора № от дата и индивидуальным предпринимателем Богдановым И. В. на основании договоров № от *** , № от дата и № от *** . Таким образом, данные лица и являются фактическими нарушителями правил заготовки древесины, и согласно условиям договоров подряда подрядчики обязаны устранить выявленные нарушения.
Определением Березовского городского суда от дата в качестве третьих лиц привлечены Гилин А. А., Богданов И. В.
Третьи лица Гилин А. А., Богданов И. В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, заслушав помощника прокурора Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В силу ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с ч.1 ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
На основании ч.1 ст.29 Лесного кодекса Российской Ф. заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
На основании п.п. «з» п.13 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от дата № не допускается оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеке.
В соответствии с п.53 Правил организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляется в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.
На основании п.63 Правил очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины.
В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах в соответствии с п.4 ч.1 ст.55 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Санитарно-оздоровительными мероприятиями согласно п.28 Правил Правительства Российской Федерации от дата № является вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Согласно пунктам 5 и 6 Руководства выполнение санитарно- оздоровительных мероприятий осуществляется в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации и Правилами санитарной безопасности в лесах путем размещения заказов на выполнение этих работ, кроме случаев когда это возложено на лиц, использующих леса.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющееся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.
Судом установлено, что дата между Департаментом лесного хозяйства <адрес> и Государственным унитарным предприятием <адрес> «Лесохозяйственное производственное объединение» заключен договор №5-лес.
Предметом договора является выполнение работ по защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений на территории ГКУ СО «Алапаевское лесничество».
Согласно актам осмотра мест рубок № *** дата составленным лесничим Асбестовского участкового лесничества ГКУ СО «Алапаевское лесничество» Палкиной М. М., а также акту осмотра № от *** , составленному лесничим Алапаевского участкового лесничества ГКУ СО «Алапаевское лесничество», актам осмотра № *** , от дата составленным лесничим Западного участкового лесничества ГКУ СО «Алапаевское Лесничество» Фаворским П.А. в *** Западного участкового лесничества ГКУ СО «Алапаевское лесничество» выявлены нарушения лесного законодательства в виде неудовлетворительной (несвоевременной) очистки мест рубок от порубочных остатков общей площадью *** га.
В ходе повторного обследования вышеуказанных лесных участков, проведенного специалистами ГКУ СО «Алапаевское лесничество» в декабре 2014 установлено, что очистка мест рубок заготовителем до настоящего времени не проведена.
Согласно п. 25 *** от дата одним из условий заготовки древесины Государственным унитарным предприятием <адрес> «Лесохозяйственное производственное объединение»является очистка от порубочных остатков в срок действия контракта.
Подпунктом «в» *** договора на Государственное унитарное предприятие <адрес> «Лесохозяйственное производственное объединение» возложена обязанность по соблюдению условий договора.
Отходы древесины, сучьев, ветвей от лесоразработок Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от дата №786, отнесены к отходам лесозаготовок и вырубок. Данный вид отходов производства обладает пожароопасными свойствами и повышает уровень природной пожарной опасности в лесах в соответствии с Классификацией природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды (утверждено приказом Рослесхоза от дата №287).
В соответствии с п.16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от дата № при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Наличие захламления лесного участка способно повлечь распространение природных пожаров, возникновение очагов вредных и болезнетворных организмов и иные тяжкие последствия, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Ответственность по устранению допущенных нарушений прав граждан на благоприятную окружающую среду и восстановления положения, существовавшего до нарушения прав, должна возлагаться на исполнителя по договору № 5-лес Государственное унитарное предприятие <адрес> «Лесохозяйственное производственное объединение».
Доводы представителя ответчика Государственного бюджетного учреждения <адрес> «Лесохозяйственное производственное объединение» - Василькиной Е. Н., действующей на основании доверенности от *** , о том, что, обязанность по устранению выявленных лесонарушений лежит подрядчиках не подлежат удовлетворению, поскольку договор № *** заключен между Департаментом лесного хозяйства <адрес> и Государственным унитарным предприятием <адрес> «Лесохозяйственное производственное объединение» обязанность по устранению допущенных нарушений прав граждан на благоприятную окружающую среду и восстановления положения, существовавшего до нарушения прав, лежит на Государственном бюджетном учреждении <адрес> «Лесохозяйственное производственное объединение».
Ответчиком не представлены доказательства, опровергающие доводы истца, время для сбора доказательств в подтверждение своих доводов ответчику представлялось достаточное, ходатайств к суду в порядке ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от ответчика не поступало.
При таких обстоятельствах исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в местный бюджет в размере *** *** коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению <адрес> «Лесохозяйственное производственное объединение» о возложении обязанности провести очистку лесных участков – удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение <адрес> «Лесохозяйственное производственное объединение» провести очистку от захламления лесных участков, расположенных в *** Западного участкового лесничества ГКУ СО «Алапаевское лесничество» от захламления порубочными остатками.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения <адрес> «Лесохозяйственное производственное объединение» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме *** коп.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Березовский городской суд <адрес>.
Судья п/п Е. В. Бажева
Копия верна
Судья Е. В. Бажева
Секретарь А. А. Кузнецова
***
***
***