№2а-4203/18-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2018 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи М.Н. Картавых,
при секретаре М.О. Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бубнова Дмитрия Валерьевича об оспаривании решений налогового органа,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что в период времени с 28.03.2017 по 18.08.2017 Инспекция ФНС России по г. Петрозаводску (далее Инспекция, административный ответчик) осуществляла налоговую проверку в отношении административного истца, который 14.02.2017 в установленном законом порядке прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Актом от 18.10.2017 по результатам налоговой проверки Инспекцией установлено нарушение Бубновым Д.В. налогового законодательства, выразившемся в не предоставлении налогоплательщиком в установленный срок в налоговый орган документов по требованию от 14.04.2017 №4.4-2430 в соответствии со статьей 93 НК РФ, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ. Не согласившись с актом налоговой проверки, административный истец обратился с возражениями к руководителю Управления ФНС России по РК, ответа на свое обращение не получил. Решением заместителя начальника Инспекции №4.4.-11 от 12.01.2018 Бубнов Д.В. привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в общем размере 123825 рублей. Указанное решение было обжаловано административным истцом в Управление ФНС по РК (далее Управление). Решением и.о. руководителя Управления от 06.03.2018 №13-11/03286 апелляционная жалоба Бубнова Д.В. оставлена без удовлетворения. В настоящее время административным истцом получено Требование Инспекции №2381 об уплате штрафа в размере 123825 рублей. Административный истец с решениями налогового органа не согласен, в связи с чем просит отменить решение №4.4.-11 от 12.01.2018, решение от 06.03.2018, а также требование №2381 об уплате штрафа.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представители административного истца Мотылев Ю.И. и Ли А.С., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель административных ответчиков Максимова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, полагает оспариваемые решения законными и обоснованными.
Суд, заслушав явившихся лиц, допросив свидетеля ФИО9., не допущенного судом к участию в деле в качестве представителя административного истца в связи с отсутствием документа о наличии высшего юридического образования, специалиста ФИО10., проводившую проверку, исследовав материалы настоящего административного дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, сторонами не оспаривается, что Бубнов Д.В. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 08.10.2010 по 14.02.2017.
На основании решения заместителя начальника Инспекции от 28.03.2017 № 4.4.-5 в отношении Бубнова Д.В. проведена выездная налоговая проверка по всем налогам за проверяемый период с 01.01.2014 по 31.12.2015.
По результатом налоговой проверки Актом от 18.10.2017 №4.4.-176 установлено, что Бубновым Д.В. допущено налоговые правонарушения, выразившиеся в не предоставлении налогоплательщиком в установленный срок в налоговый орган документов в количестве 4803 шт. по требованию от 14.04.2017 №4.4.-2430, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ, а также в отсутствии у проверяемого лица регистров бухгалтерского учета или налогового учета в течение более одного налогового периода, что свидетельствует о грубом нарушении налогоплательщиком правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, ответственность за которое предусмотрена ст.120 НК РФ.
По смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ вынесенные решения налогового органа должны быть законными и обоснованными, основываться на нормах действующего законодательства.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом и требовать документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Указанным положениям о правах налоговых органов корреспондирует обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подпункты 1, 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ).
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.
В данной норме закона также указано, что в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса (пункт 4 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Уведомление Инспекции от 28.03.2017 об обеспечении ознакомления проверяющего должностного лица Инспекции с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов вручено представителю налогоплательщика Бубнова Д.В. – ФИО11. 28.03.2017.
Бубнов Д.В. не обеспечил проверяющему возможность ознакомления с указанными в уведомлении документами, в связи с чем Бубнову Д.В. было направлено Требование №4.4-09/03613зг от 18.04.2017 о предоставлении документов в срок до 12.05.2017. Требование налогового органа получено адресатом 25.04.2017, но в установленный срок не исполнено.
В связи с налоговой проверкой Бубнов Д.В. уведомлениями от 25.07.2017, 04.08.2017, 10.08.2017, 11.08.2017 вызывался в Инспекцию для дачи объяснений, но не явился, о причинах неявки не сообщил.
В обоснование доводов относительно не предоставления в налоговый орган документов по требованию административный истец указывает, что он после прекращения статуса индивидуального предпринимателя, пользуясь своим правом на свободу передвижения, перемещался по России и за ее пределами в поисках новой работы, а его доверенное лицо ФИО12., будучи уполномоченным доверенностью на представление его интересов, не имел тем не менее полномочий на представление в Инспекцию испрашиваемых документов.
Указанные доводы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку являются, по мнению суда несостоятельными, и фактически направлены на попытку лица избежать установленной законом ответственности.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства и установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требование налогового органа содержит указание на предоставление документов, которые касаются финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя в количестве 4803 документа (Приложение №2 к акту проверки).
В данном случае, Бубнов Д.В. не обращался в налоговый орган с разъяснениями по вопросу содержания и количества истребуемых документов, из чего следует, что их перечень был ему понятен.
Таким образом, требования о предоставлении документов проверяющему оформлены инспекцией надлежащим образом, соответствуют положениям статьи 93 НК РФ. В свою очередь, из материалов дела не усматривается, что, не согласившись с данными требованиями, налогоплательщик обжаловал их в вышестоящий налоговый орган или в суд, либо заявлял о невозможности предоставления документов с указанием соответствующих причин.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов.
Наличие истребуемых документов на момент истребования проверяющим административным истцом не оспаривается.
Изложенное достаточным образом свидетельствует о неисполнении административным истцом обязанности, возложенной на него Налоговым кодексом РФ.
Из системного толкования пункта 1 статьи 126 НК РФ следует, что ответственность наступает при не представлении в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов.
При таких обстоятельствах непредставление в установленный срок запрошенных инспекцией документов правильно квалифицировано налоговым органом по пункту 1 статьи 126 НК РФ.
Также в ходе проведения налоговой проверки у административного истца истребовалась книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Указанные документы Бубнов Д.В. на проверку не представил.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Право налоговых органов получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, закреплено в ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
По уведомлениям Инспекции от 25.07.2017, 04.08.2017, 10.08.2017, 11.08.2017 Бубнов Д.В. для дачи объяснений не явился, о причинах неявки не сообщил.
Таким образом, налоговым органом установлен факт отсутствия у проверяемого лица регистров бухгалтерского учета или налогового учета в течение более одного налогового периода. Данный факт административным истцом оспорен не был.
Пунктами 1,2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, не повлекшее занижение налоговой базы, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи в виде взыскания штрафа в размерах: десяти тысяч рублей, или тридцати тысяч рублей, - если они совершены в течение более одного налогового периода.
При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в соответствии со ст.120 НК РФ понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
В силу статьи 106 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
Согласно статье 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов).
Не предоставление административным истцом (его представителем) в налоговый орган по требованию в установленный срок истребуемых документов свидетельствует о противоправном бездействии налогоплательщика и грубом нарушении Бубновым Д.В. правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
Акт от 18.10.2017 №4.4-176 получен представителем административного истца 25.10.2017.
Рассмотрение материалов выездной проверки состоялось 01.12.2017 в отсутствие лица, в отношении которого проведена проверка, о времени и месте рассмотрения материалов проверки представитель проверяемого лица (ФИО13.) был извещен надлежащим образом. В связи с отсутствием проверяемого, рассмотрение материалов налоговой проверки было отложено на 09.01.2018, о чем был уведомлен ФИО15., действующий в интересах Бубнова Д.В. на основании доверенности.
Рассмотрение материалов выездной налоговой проверки состоялось 09.01.2018 в присутствии представителя Бубнова Д.В. – ФИО14.
По результатам налоговой проверки на основании Акта от 18.10.2017 №4.4-176 12.01.2018 Инспекцией вынесено оспариваемое решение №4.4-11, пунктом 3.1 которого Бубнов Д.В. привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, ответственность за которые предусмотрена п.2 ст.120 НК РФ и п.1 ст.126 НК РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 123825 рублей, в том числе 3750 рублей по п.2 ст.120 НК РФ, 120075 рублей по п.1 ст.126 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Штраф с применением положений п.3 ст.114 НК РФ с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств уменьшен административному истцу по п.2 ст.120 НК РФ с 30000 рублей до 3750 рублей, по п.1 ст.126 НК РФ с 960600 рублей до 120075 рублей, то есть в 8 раз от размера, предусмотренного санкцией соответствующей статьи.
Указанное решение обжаловано административным истцом в Управление.
Решением и.о. руководителя Управления от 06.03.2018 №13-11/03286 жалоба Бубнова Д.В. оставлена без удовлетворения.
Решение №4.4-11 от 12.01.2018 вступило в законную силу 06.03.2018, административным истцом исполнено не было.
Административному истцу направлено Требование №2381 об уплате штрафов в общей сумме 123825 рублей в срок до 07.05.2018.
Таким образом, суд приходит к выводу о законности и обоснованности вынесения оспариваемого решения №4.4-11 от 12.01.2018, поскольку материалами налоговой проверки установлен факт совершения административным истцом виновного противоправного действия (бездействия), выраженного в не предоставлении в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, а также в грубом нарушении правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, совершенном в течение более одного налогового периода, не повлекшее занижение налоговой базы, размер штрафа не превышает санкции, предусмотренной соответствующей статьей за данное правонарушение, при этом в значительной степени (в 8 раз) уменьшен налоговым органом с применением положений п.3 ст.114 НК РФ с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств.
Доказательств, свидетельствующих о предоставлении по требованию налогового органа испрашиваемых документов в установленный срок, либо свидетельствующих об отсутствии вины налогоплательщика в их не предоставлении, административным истцом суду не представлено.
При таких обстоятельствах административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286, 289-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Бубнова Дмитрия Валерьевича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 22.06.2018