Дело № 2-1121/2014
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2014 года
Димитровский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Гаевого Д.Д.,
при секретаре Смирновой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмина СА к Министерству Обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Истец Кузьмин С.А. обратился в суд с иском к Министерству Обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Свои исковые требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ с ним был заключен договор социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение было предоставлено Министерством Обороны Российской Федерации. Он зарегистрирован на данной жилой площади, оплачивает коммунальные платежи и исполняет обязанности нанимателя по договору социального найма. Он обратился в территориальное отделение в Костромской области – г.Кострома ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации с заявлением о передаче квартиры по вышеуказанному адресу в собственность, но получил письменный отказ, в связи с тем, что передача жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации не входит в полномочия территориального отделения. Затем он обратился в администрацию г.Костромы, и получил отказ в передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> ему в собственность, в связи с тем, что администрация г.Костромы не наделена данными полномочиями. Жилое помещение не относится к числу служебных и не является жилым помещением на территории закрытого военного городка. Обременений и ограничений по данной квартире так же не зарегистрировано, о чем свидетельствует выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Ранее он в приватизации не участвовал. Обосновывает свои требования ссылками на ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 2, 8, 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», п.п. 5,8 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»», п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Судом в ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, территориальное отделение в Костромской области - ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Администрация г.Костромы.
Истец Кузьмин С.А. и его представитель Конев С.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Ответчик - Министерство Обороны Российской Федерации, будучи надлежаще извещенным о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя на него не направил и не просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третье лицо - Федеральное государственное казенное учреждение «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации – извещено надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя не направило.
Третье лицо - Федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации – просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, исключить из числа ответчиков, представили в суд письменные возражения, согласно которым поясняют, что полномочия Управления указаны в инструкции, утвержденной Приказом Министерства Обороны Российской Федерации от 03.11.2010 № 1455. В соответствии с вышеуказанной инструкцией передача жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации не входит в полномочия Управления, в связи с чем оно не является надлежащим ответчиком. На основании п.71 Положения о Министерстве Обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Министерство Обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 Министерство Обороны Российской Федерации в целях управления имуществом вооруженных сил Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил Российской Федерации.
Третье лицо - территориальное отделение в Костромской области - ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации - своего представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв, согласно которому территориальное отделение не является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, в также не является учреждением, за которым данное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления, в связи с чем не может им распоряжаться.
Третье лицо – Администрация г.Костромы - своего представителя в судебное заседание не направило, представило в суд письменный отзыв, согласно которому Администрация г.Костромы и её структурные подразделения в настоящее время не являются уполномоченными лицами по распоряжению спорным жилым помещением, следовательно, не вправе заключать договор приватизации жилых помещений, относящихся к фонду Министерства Обороны Российской Федерации. В связи с тем, что спорное жилое помещение не является муниципальной собственностью, полномочия на распоряжение таким жилым помещением, относящимся к фонду Министерства Обороны Российской Федерации, у Отдела обеспечения реализации прав граждан на жилые помещения Администрации города Костромы, отсутствуют.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Приведенные требования закона ответчиками не выполнены.
С согласия истца дело рассмотрено судом в порядке заочного производства в силу ст. 233 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного или муниципального имущества.
При приватизации государственного или муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 4 июля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 4 того же Федерального закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
По данным Костромского городского филиала Государственного предприятия Костромской области по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости «Костромаоблтехинвентаризация» (справка от ДД.ММ.ГГГГ №) застройщиком квартиры по адресу: <адрес> значится ООО ИСПО «Костромагорстрой», в качестве правоустанавливающего документа предъявлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ. Квартира расположена на <данные изъяты> этаже <данные изъяты>этажного жилого дома и обладает следующей характеристикой: количество жилых комнат <данные изъяты> общая площадь <данные изъяты> кв. м., площадь жилых комнат <данные изъяты> кв. м., состоит из следующих помещений: прихожая- <данные изъяты> кв.м., коридор <данные изъяты> кв. м., жилая комната – <данные изъяты> кв. м., туалет – <данные изъяты> кв. м., лоджия – <данные изъяты> кв. м., лоджия – <данные изъяты> кв. м., жилая комната – <данные изъяты> кв. м., кухня – <данные изъяты> кв. м., ванная – <данные изъяты> кв. м. Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним правообладателем указанной квартиры является Федеральное государственное квартирно- эксплуатационное учреждение «Костромская квартирно- эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, право собственности зарегистрировано на основании Государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ, право оперативного управления зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ., запись регистрации №.
В соответствии с договором социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного со стороны наймодателя начальником Территориального отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, и Кузьминым С.А. со стороны нанимателя, по договору социального найма нанимателю Кузьмину С.А. с членами семьи предоставлена квартира по адресу: <адрес>.
По данным МКУ города Костромы «Центр регистрации граждан» в спорной квартире по вышеуказанному адресу зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ Кузьмин С.А.
Кузьмин С.А. уволен в запас по семейным обстоятельствам, согласно записи в послужной список.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при увольнении с военной службы по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Как видно из материалов дела, истец, являющийся военнослужащим, уволенным в запас по семейным обстоятельствам при общей продолжительности военной службы более 20 лет, согласно послужному списку, с целью реализации своего права на приобретение в собственность бесплатно занимаемого жилого помещения на условиях социального найма, в досудебном порядке обращался в муниципальные и государственные органы с заявлением о приватизации квартиры, однако его заявление удовлетворено не было в связи с отсутствием полномочий на передачу жилых помещений в собственность уволенных в отставку военнослужащих.
В соответствии с Приказом Министра Обороны РФ от 03.11.2010г. № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства Обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства Обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» (ред. от 22.03.2012г. № 606) уполномоченным органом Министерства Обороны Российской Федерации по вопросам предоставления жилых помещений по договорам социального найма и служебных жилых помещений определен Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства Обороны Российской Федерации- ФГУ региональные управления жилищного обеспечения МО РФ (Западное, Центральное, Восточное и Южное). ФГУ «Западное региональное управления жилищного обеспечения МО РФ» обслуживает, в том числе, и Костромскую область.
Распоряжением Правительства РФ от 29.03.2012г. № 422-р путем изменения типа существующего ФГУ с сохранением его основных целей деятельности и предельной численности, создано, в том числе, ФГКУ «Западное региональное управления жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ».
Однако привлеченное к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица ФГКУ «Западрегионжилье» Министерства Обороны РФ в лице Территориального отделения в Костромской области-г. Кострома, указало на отсутствие полномочий передавать в собственность граждан жилые помещения.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Отсутствие специального уполномоченного собственником органа, наделенного полномочиями по заключению договоров приватизации жилых помещений с уволенными в запас военнослужащими не может ограничивать их права на приобретение в собственность бесплатно жилых помещений в соответствии с установленными государством гарантиями.
Как отмечалось выше, истец подтвердил документально свое право на приватизацию занимаемой по договору социального найма квартиры. Ранее право бесплатной приватизации жилых помещений он не использовал.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу закона препятствовали бы передаче квартиры в собственность истца, в ходе судебного разбирательства не установлено, и ответчиками не приведено.
В деле имеются документы, свидетельствующие о том, что ФГКУ «Западрегионжилье» Министерства Обороны РФ предлагало Кузьмину С.А. за счет собственных средств компенсировать затраты Федерального бюджета РФ за превышение общей площади жилого помещения, на основании стоимости 1 кв.м., а также платежное поручение и приходный кассовый ордер, подтверждающие факт оплаты Кузьминым С.А. компенсации затрат Федерального бюджета.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, избранный истцами способ защиты права, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░. ░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░. ░ (░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░»- ░░░░░░░░░░ № 1 ░ ░░░░░░░ ░░ 18.09.2013 ░░░░ № 6225/░-01 ).
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░