Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2765/2013 ~ М-2606/2013 от 21.11.2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Самара «29» ноября 2013 года

Красноглинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Нуянзина С.В., представителя Министерства имущественных отношений Фитчиной А.О.

при секретаре Андреасян Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по заявлению Карташовой ВИ о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений в предоставлении земельного участка и возложении обязанности предоставления земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Карташова В.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений в предоставлении земельного участка и возложении обязанности предоставления земельного участка, указав в заявлении, что она является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном труда и проживает по адресу: <данные изъяты> Напротив её дома находится земельный участок площадью 226 кв.м, который она на протяжении более 50 лет использовала без надлежащего оформления для ведения личного подсобного хозяйства. В настоящее время она решила надлежащим образом оформить свои права на данный земельный участок, для чего обратилась в ООО» Средневолжская градостроительная компания», где был составлен проект границ земельного участка.

<дата> ею было подано заявление в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность указанного земельного участка с приложением необходимых документов. <дата>г. получен отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (<данные изъяты>) по тем основаниям, что ветеранам Великой Отечественной войны предоставление в собственность земельных участков осуществляется исключительно по сформированным земельным участком, а в настоящее время сформированные земельные участки на территории Самарской области отсутствуют. Считает отказ в предоставлении земельного участка незаконным, нарушающим её права как ветерана Великой Отечественной войны, и создающим препятствия в пользовании услугами системы государственной социальной защиты, в связи с чем, и просит суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от <дата> по заявлению о предоставлении ей в собственность для ведения личного подсобного хозяйства бесплатно земельного участка площадью 226 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, и обязать Министерство имущественных отношений Самарской области сформировать и передать ей в собственности бесплатно указанный выше земельный участок.

В судебное заседание заявитель Карташова В.И. не явилась, просила суд рассмотреть дело в её отсутствие, заявленные требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица – Министерства имущественных отношений Самарской области Фитчина А.О., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала и просила в их удовлетворении отказать, поскольку Закон Самарской области «О земле» не предполагает обязанности Министерства в предоставлении земельного участка заявителю.

Выслушав представителя министерства, изучив и проверив материалы дела, суд считает, что заявленные требования Карташовой В.И. обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пунктам 1.1, 1.2 Постановления Правительства Самарской области от 20.06.2007 года № 79 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ», Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области. Министерство является органом исполнительной власти, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области. На министерство возлагается в том числе, решение задач по обеспечению в пределах своей компетенции осуществления прав граждан и юридических лиц в отношении земельных участков в городском округе Самара, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Согласно пункту 25 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ», основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Как следует из материалов дела, 24.10.2013 года Карташова В.И., как лицо, на которое распространяются меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка площадью 226 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты> для ведения личного подсобного хозяйства. Заявление было принято Министерством имущественных отношений Самарской области в установленном законом порядке.

<дата>г. заявителем Карташовой В.И. получен отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении не только испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно (<данные изъяты>), но и любого другого участка по тем основаниям, что ветеранам Великой Отечественной войны предоставление в собственность земельных участков осуществляется исключительно по сформированным земельным участком, а в настоящее время сформированные земельные участки на территории Самарской области отсутствуют.

В Преамбуле ФЗ РФ «О ветеранах» указано, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В силу статьи 9 названного закона реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно ч.4 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» в муниципальных районах городских округах) с численностью населения от 100 тысяч человек земельные участки предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны, которые постоянно проживают на территории данных муниципальных районов (городских округов). Земельные участки в соответствии с настоящей частью предоставляются в том числе и для целей ведения личного подсобного хозяйства.

П. 5 указанной статьи предусматривается, что правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области, органы местного самоуправления организуют проведение работ по формированию земельных участков для предоставления их бесплатно в собственность граждан в целях ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с п.2.4 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в двухнедельный срок с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение государственного водного и государственного лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, документов, необходимых для его предоставления, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Самарской области министерство подготавливает в месячный срок письмо заявителю с указанием причин отказа и направляет его на рассмотрение Губернатора - председателя Правительства Самарской области.

В соответствии с п. 4.2 Порядка предоставления земельных участков в случаях, указанных в пункте 4.1 настоящего Порядка, в том числе и в случае предоставления земельного участка ветеранам Великой Отечественной войны, министерство в месячный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка подготавливает проект распоряжения Правительства Самарской области о предоставлении земельного участка, согласовывает его с заинтересованными органами исполнительной власти Самарской области и направляет его Губернатору - председателю Правительства Самарской области для подписания. Распоряжение Правительства Самарской области о предоставлении земельного участка принимается Губернатором - председателем Правительства Самарской области (лицом, его замещающим) единолично.

Согласно ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Однако, статьей 34 Земельного Кодекса РФ определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, согласно которой, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 указанной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Таким образом, формирование и согласование границ предполагаемого к выделению земельного участка возлагается на орган местного самоуправления.

В соответствии с п.п. 1,2 ст. 2 ФЗ от <дата> № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с п. 3 ст. 81 Земельного Кодекса РФ гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с Земельным Кодексом РФ, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.

Исходя из вышеуказанных норм права, предоставление в собственность бесплатно земельных участков на территории городского округа Самара, указанным категориям граждан осуществляется исключительно по сформированным земельным участкам.

Более того, Карташова В.И. обратилась в ООО « Средневолжская градостроительная компания», где был составлен проект границ земельного участка.

Согласно проекту границ земельного участка, составленного ООО» Средневолжская градостроительная компания», формируемый земельный участок расположен в границах <данные изъяты>

Как установлено судом, и не оспаривалось представителем МИО спорный земельный участок не обременен правами третьих лиц, на нем отсутствуют какие-либо строения, отсутствуют сведения на наложении спорного земельного участка на другие земельные участки. Указанные обстоятельства суд считает установленными.

В свою очередь, доказательств обратного, в силу статей 56, 249 ГПК РФ, представителем заинтересованного лица в судебном заседании представлено не было.

Кроме того, сведений о том, что Карташова В.И. ранее воспользовалась правом реализации льгот, установленных законом не имеется. Указанное обстоятельство также не оспаривается.

При этом проведение работ по формированию земельного участка (п. 4 ст. 30 ЗК РФ) включает в себя: подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

В соответствии с пунктами 2.3, 2,4, 2.6 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. № 74 «ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА КОТОРЫЕ НЕ РАЗГРАНИЧЕНА, В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ САМАРА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ», министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям. В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. В случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности её утверждения. В двухнедельный срок с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением земельного участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления.

Из вышеизложенного следует, что само предоставление земельных участков собственность бесплатно носит заявительный характер; заявление должно быть рассмотрено в месячный срок.

В тоже время для реализации права на получение в собственность земельного участка должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.

Отсутствие возможности формирования земельного участка в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм.

Однако ответчиком не предоставлено достоверных доказательств отсутствия свободных земель в черте г. Самара, то есть принятие решения о формировании земельных участков возможно.

Отсутствие решений по своевременной подготовке документации по планировке территории не должно ограничивать право соответствующих категорий граждан на получение бесплатно земельного участка.

Более того, физическое лицо не может обладать информацией о наличии свободных земельных участков, подлежащих предоставлению для личного подсобного хозяйства. Возложение обязанности самостоятельного поиска свободных земельных участков на гражданина необоснованно.

В силу пункта 20 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ», по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия), согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Конституцией Российской Федерации - статья 46, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Оценив в совокупности установленные выше обстоятельства, а также принимая во внимание, что отказом Министерства имущественных отношений Самарской области нарушены права и законные интересы заявителя, суд приходит к выводу о том, что требования Карташовой ВИ подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194–199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Карташовой ВИ о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений в предоставлении земельного участка – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области по заявлению Карташовой ВИ о предоставлении в собственность для ведения личного подсобного хозяйства бесплатно земельного участка площадью 226 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>

Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области продолжить работу по заявлению Карташовой ВИ.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самара в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с <дата> года.

Председательствующий ____________________

2-2765/2013 ~ М-2606/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карташова В.И.
Ответчики
Министерство имущественных отношений по Самарской области
Суд
Красноглинский районный суд г. Самары
Судья
Нуянзина С.В.
Дело на странице суда
krasnoglinsky--sam.sudrf.ru
21.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.11.2013Передача материалов судье
25.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2013Судебное заседание
29.11.2013Судебное заседание
05.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее