Гр.<адрес>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 2 октября 2020 года
Кировский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Акимовой Л.Н.,
при секретаре ФИО2,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика УФССП России по <адрес> по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к УФССП РФ по <адрес> о признании незаконными действия (бездействие) УФССП РФ по РД выразившиеся в отказе направления на профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к УФССП РФ по <адрес> о признании незаконными действия УФССП РФ по РД, выразившиеся в отказе ФИО10 Исе ФИО1 направления на профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, обязании Орган принудительного исполнения УФССП РФ по РД направить ФИО1 на профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование и обязянии Орган принудительного исполнения УФССП РФ по РД принять решение о назначении на должность ФИО10 Исы ФИО1 за пределами срока установленного ч.3 ст.92 №-Ф3, по результатам мероприятий отбора.
В обоснование иска указал, что он приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-к был назначен на должность начальника отдела-старшего судебного пристава Кизлярского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был временно переведен на должность начальника отдела-старшего судебного пристава Кумторкалинского РОСП. С ДД.ММ.ГГГГ приступил к исполнению обязанностей начальника отдела - старшего судебного пристава Кизлярского МОСФИО3 России с ДД.ММ.ГГГГ. Стаж государственной гражданской службы - 20 лет. ДД.ММ.ГГГГ им в Управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес> было подано заявление об изъявлении желания перейти в органы принудительного исполнения, на который в ответ уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управлением ему было сообщено о невозможности в соответствии ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ принятия положительного заключения по его заявлению в связи с имеющимся у него фактом уголовного преследования. Возбуждение в отношении него ДД.ММ.ГГГГ уголовного дела по ч.3 ст. 159 УК РФ явилось следствием своего рода мести со стороны его недоброжелателей и подтверждением тому недоказанность факта совершения им преступного деяния в течение двух лет и принятие следственными органами ДД.ММ.ГГГГ решения о прекращении уголовного преследования. Указанное решение следственного органа им в тот же день доведено до сведения руководства Управления ФССП России по <адрес> и профильных отделов Управления, с просьбой принятия соответствующего решения по его заявлению об изъявлении желания перейти в органы принудительного исполнения. Ссылаясь на ч.3 ст. 92 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 328-Ф3 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части того, что установленный шестимесячный срок является пресекательным сроком, в предоставлении ему возможности прохождения процедур предшествующих переходу в органы принудительного исполнения отказано и предложено обратиться в суд для восстановления пропущенного срока для перехода на службу в органы принудительного исполнения. Действия ответчика противоречат нормам Федерального законодательства, приняты в нарушении и неверном толковании норм материального права. Реформа Федеральной службы судебных приставов в части ее преобразования из государственной гражданской службы, основная деятельность которой регулировалась нормами ФЗ № ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». В иного рода службу со специальным статусом, является единичным случаем в истории РФ, и соответственно не имеет на сегодняшний сложившейся судебной практики по вопросам применения норм ФЗ №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ. В период действия срока, установленного ч. 3 ст.92 ФЗ №-Ф3, были введены ограничения по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и соответственно были ограничены его возможности в первую очередь в своевременном предоставлении следственным и судебным органам необходимых доказательств его невиновности и освобождения от уголовного преследования. Не только возможность, но и необходимость продления срока прямо указано Верховным судом Российской Федерации в обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В этой связи полагаю, что по его заявлению Управление должно было учесть указанные обстоятельства и самостоятельно продлить срок прохождения процедуры отбора. Более того, понимание срока как пресекательного предполагает сроки с истечением которых как бы «прекращаются» субъективные гражданские права правомочного лица, тогда как часть 16 ст. 92 ФЗ №-Ф3 предоставляет гражданским служащим иные сроки при распространении того же порядка предусмотренного ст. 92 ФЗ №-Ф3.
В судебном заседании истец ФИО1 иск поддержал, просил суд исковые требования удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика УФССП РФ по <адрес> по доверенности ФИО4 в судебном заседании иск не признал, просил отказать в его удовлетворении по изложенным в возражениях доводам.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив, руководствуясь статьей 67 ГПК РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».
Статьей 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №118-ФЗ установлено, что система принудительного исполнения Российской Федерации включает: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (далее - федеральный орган принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения; территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (далее - территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения; научно-исследовательские, проектные, медицинские (в том числе санаторно-курортные), образовательные и иные организации, специально созданные для обеспечения деятельности системы принудительного исполнения по решению Правительства Российской Федерации (далее - подведомственные организации).
Статьей 6.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №118-ФЗ установлено, что к работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений (далее - органы принудительного исполнения) относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (далее - сотрудники), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения. Предельная штатная численность работников органов принудительного исполнения (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению) утверждается Президентом Российской Федерации.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов принудительного исполнения регламентируются Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника.
Правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
Статьей 92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ закреплены заключительные положения, регламентирован порядок назначения на должности сотрудника органов принудительного исполнения.
В соответствии с ч.2 ст.92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ необходимо пройти профессиональный психологический отбор, медицинское освидетельствование (а при назначении на должности, включенные в перечень, определенный руководителем органа принудительного исполнения РФ, также психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребление алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки).
В случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должности сотрудника органов принудительного исполнения, гражданскому служащему, при наличии возможности должны быть предложены вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой им должности гражданской службы, уровня его квалификации, специальности, направлению подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ сотрудник не может находиться на службе в органах принудительного исполнения в случае осуждения его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, либо наличие судимости (включая снятую или погашенную). Вышеуказанная норма носит императивный характер гражданско-правовых отношений, то есть обязательное для сторон правило установленное вышеуказанным Федеральным законом не может быть изменено соглашением сторон и подлежит неукоснительному соблюдению.
В соответствии с ч. 1 ст.14 вышеуказанного Федерального закона сотрудник не может находиться на службе в органах принудительного исполнения, в том числе в случаях:
- осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, либо наличие судимости, включая снятую или погашенную;
- прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника на службе в органах принудительного исполнения преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.
Согласно ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ, гражданин не может быть принят на службу в органы принудительного исполнения в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 - 9 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, а также в случаях, если подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении его за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за три года до дня поступления на службу в органы принудительного исполнения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу в органы принудительного исполнения преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.
В целях реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» издан приказ ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания УФССП России по <адрес>», вступающий в силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приказу №-кот ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен на должность федеральной государственной гражданской службы начальника отдела старшего судебного пристава Кизлярского межрайонного районного отдела судебных приставов УФССП по РД.
Согласно приказу №-к от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 временно переведен на не обусловленную служебным контрактом должность федеральной государственной гражданской службы начальника отдела-старшего судебного пристава <адрес> отдела судебных приставов на срок 365 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с установлением должностного оклада в размере 5212 рублей в месяц, ежемесячной надбавкой за особые условия государственной гражданской службы в размере 110% должностного оклада, с выплатой ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада.
Согласно приказу ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ приступил к исполнению обязанностей начальника отдела - старшего судебного пристава Кизлярского МО СП УФССП в РД.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вручено уведомление о сокращении занимаемой им должности, в котором ему сообщено, что он вправе изъявить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения РФ в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, проинформировав об этом руководство структурного подразделения УФССП по РД в письменном виде.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 изъявил желание поступить на службу в органы принудительного исполнения РФ, подав соответствующее заявление руководителю УФССП России по <адрес> - главному судебному приставу по <адрес> ФИО5 в установленный срок.
ФИО1 был допущен к прохождению тестирования и проверке уровня физической подготовки, что подтверждается представленными в материалы дела представителем ответчика ведомостями.
Из представленного суду уведомления руководителя УФССП России по <адрес> - главного судебного пристава по <адрес> ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО1 сообщается о том, что в связи с тем, что он является подозреваемым по уголовному делу он не может поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в силу п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №328-ФЗ и по его заявлению об изъявлении желания поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации не может быть принято положительного решения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в УФССП по РД с заявлением о том, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением следователя Кизлярского МРСО СУ СК РФ по РД уголовное преследование предусмотренное ч.3 ст.159 УК РФ в отношении него прекращено по основанию предусмотренного п.2 ч.1 ст.27 УПК РФ.
Из постановления следователя Кизлярского МРСО СУ СК РФ по РД ФИО7 следует, что уголовное преследование в отношении ФИО10 Исы ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ года рождения прекращено по основанию предусмотренном п.2 ч.1 ст.27 УПК РФ, в связи с отсутствием в его деяниях состава преступления, предусмотренного ч.3 ст. 159 УК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 138 УПК РФ восстановление трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав реабилитированного производится в порядке, установленном статьей 399 настоящего Кодекса для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора.
В соответствии с ч.1 ст.92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предельный возраст поступления на службу в органы принудительного исполнения в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов (далее - гражданские служащие) - 60 лет. В отношении гражданских служащих, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, предельный возраст поступления в органы принудительного исполнения - 63 года.
В соответствии с ч.3 ст.92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи, а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.
Таким образом, решение о назначении на должности в органах принудительного исполнения принимается по результатам прохождения профессионального психологического отбора и медицинского освидетельствования, а в установленных случаях - психофизиологического исследование, тестирования, в соответствии со ст. 92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Из приобщенной к материалам дела копии заявления ФИО1, адресованного руководителю УФССП России по <адрес> - ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 сообщает УФССП России по РД о прекращении уголовного преследования в отношении него по реабилитирующим основаниям, также просит рассмотреть его заявление о переходе на службу в органы принудительного исполнения.
Из ответа Врио руководителя УФССП России по РД- ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 по вопросу перехода на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации следует, что ФИО1 отказано в направлении ФИО1 на профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование в связи с пропуском срока, установленного ч. 3 ст. 92 Закона о службе в органах принудительного исполнения и предложено восстановить пропущенный срок перехода на службу в органы принудительного исполнения РФ на основании ст.92 Закона о службе в органах принудительного исполнения в судебном порядке или поступить на службу в органы принудительного исполнения РФ на общих основаниях при условии соблюдения возрастных и иных ограничений, установленных статьей 17 Закона о службе в органах принудительного исполнения.
Между тем, судом установлено, что ФИО1 повторно обратился к руководителю УФССП России по РД - главному судебном приставу Республики Дагестан ФИО5 с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до истечения шестимесячного срока, установленного ч. 3 ст. 92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №328-ФЗ, в котором просил рассмотреть его заявление о переходе на службу в органы принудительного исполнения, указав, что основания, препятствовавшие ему ранее поступлению в орган принудительного исполнения, отпали.
Учитывая, что основания, послужившие к отказу в направлении ФИО1 для прохождения профессионального психологического отбора и медицинского освидетельствования в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ для поступления на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации отпали, о чем в срок до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 известил УФССП России по РД, суд приходит к выводу, что оснований для отказа в направлении ФИО1 для прохождения профессионального психологического отбора и медицинского освидетельствования у ответчика не имелось, исковые требования ФИО1 являются обоснованными и подлежат удовлетворению в части.
Истец ФИО1 в своем иске просит обязать Орган принудительного исполнения УФССП РФ по РД принять решение о назначении на должность ФИО10 Исы ФИО1 за пределами срока установленного ч.3 ст.92 №-Ф3, по результатам мероприятий отбора.
Согласно ч.4 ст.19 Федерального закона №328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" рассмотрение документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы принудительного исполнения, и принятие по ним решений, по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы принудительного исполнения, с учетом заключения военно-врачебной комиссии о годности к службе в органах принудительного исполнения, результатов проверки уровня физической подготовки, результатов проверочных мероприятий и психофизиологических исследований, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений:
1) заключить с гражданином контракт с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 настоящего Федерального закона;
2) допустить гражданина к участию в конкурсе на замещение должности в органах принудительного исполнения;
3) заключить с гражданином контракт без условия об испытании;
4) отказать гражданину в допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах принудительного исполнения и (или) приеме на службу в органы принудительного исполнения.
Суд не может удовлетворить в этой части требования истца так как, решение о назначении или об отказе в назначении на должность ФИО1 принимается руководителем УФССП России по РД по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы принудительного исполнения, с учетом заключения военно-врачебной комиссии о годности к службе в органах принудительного исполнения, результатов проверки уровня физической подготовки, результатов проверочных мероприятий и психофизиологических исследований, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФИО10 Исы ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконными действия УФССП России по <адрес>, выразившиеся в отказе направления ФИО10 Исы ФИО1 для прохождения профессионального психологического отбора и медицинского освидетельствования для поступления на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Обязать УФССП России по <адрес> направить ФИО10 Ису ФИО1 для прохождения профессионального психологического отбора и медицинского освидетельствования.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Л.Н. Акимова