63RS0№-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2020 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Космынцевой Г.В.,
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-3385/2020 по административному иску МИ ФНС России № по <адрес> к Липанину Д. А. о взыскании налоговой задолженности,
УСТАНОВИЛ:
МИ ФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Липанину Д.А. о взыскании налоговой задолженности, указав, что ответчик является налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц. МИФНС в адрес административного ответчика были направлены требования, которые административным ответчиком исполнены не были, суммы налога не оплачены.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец, просил взыскать с Липанина Д.А. задолженность по транспортному налогу за 2017 года в размере 2520 руб. и пени в размере 200,88 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1546 руб. и пени в размере 123,24 руб.
Представитель административного истца по доверенности Котыхова А.А. в судебном заседании требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый гражданин обязан платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены ст.ст. 362, 363 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, уплата осуществляется на основании налогового уведомления.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены ст.ст. 362, 363 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. <адрес> №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ «О транспортном налоге на территории <адрес>», а именно не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, уплата осуществляется на основании налогового уведомления.
Согласно данным налогового учета, подтвержденным сведениями РЭО ГИБДД УМВД по <адрес>, на имя ответчика в 2017 году было зарегистрировано транспортное средство Хонда HRV, г/н №, 19995 года выпуска, которое в силу ст.358 НК РФ признается объектом налогообложения.
Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы (мощность двигателя в лошадиных силах) и налоговой ставки (п.2 ст.362 НК РФ). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.
В соответствии с п.1 ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Кроме того п.1.ст.401 НК РФ, Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно данным Управления Росреестра по <адрес> Липанин Д.А. в 2017 году являлся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Налоговым Кодексом РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что административному ответчику направлялись налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21). Обязанность по уплате налога в установленный срок исполнена не была, в связи с чем, в адрес административного ответчика было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9). Согласно требованию общая сумма задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 4505,61 руб., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 4066 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Липанина Д.А. задолженности по транспортному налогу в размере 2520 руб., пени в размере 434,95 руб., задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 1546 руб., пени в размере 166,41 руб., а также государственной пошлины в размере 200 руб., был отменен в связи с поступлением возражений от Липанина Д.А.
Административное исковое заявление подано в Ленинский районный суд <адрес> в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ, то есть с соблюдением сроков, установленных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, первоначальное обращение с заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа было за пределами предусмотренного законом шестимесячного срока, который в данном случае истек ДД.ММ.ГГГГ. Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
При этом, суд приходит к выводу, что никаких уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренный законом срок обратиться в суд не имелось. Ходатайств о восстановлении срока административным истцом не заявлено.
Принимая во внимание, что административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций. Введение нового программного обеспечения, сбои в его работе, равно как объем претензионной работы относятся к обстоятельствам организационного характера, в связи с чем не могут быть признаны уважительной причиной пропуска налоговым органом срока обращения в суд. Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Соблюдение налоговым органом срока на обращение в суд с административным иском после отмены судебного приказа, не свидетельствует о соблюдении срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, несоблюдение МИФНС России № по <адрес> установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований МИ ФНС России № по <адрес> к Липанину Д. А. о взыскании налоговой задолженности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Г.В.Космынцева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.