Копия
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ8 декабря 2011 г. г. Махачкала
Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Алиева Р.А., при секретаре – АлихановойД.А., с участием: – представителя жилищной комиссии и командира войсковой части 5389 старшего лейтенанта юстиции РагимоваБ.Р., рассмотрев гражданское дело по заявлению старшего сержанта Тамадаева Мурада Курбанмагомедовича об оспаривании действий командира войсковой части 5389 и жилищной комиссии этой же воинской части, связанных со снятием его с учета лиц нуждающихся в жилом помещении,
установил:
Заявитель Тамадаев обратился в суд с заявлением, в котором просил:
Признать решение жилищной комиссии войсковой части 5389 от 31 августа 2011 г. в части снятия его с учета в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении незаконным и отменить его.
Обязать командира войсковой части 5389 и жилищную комиссию этой же воинской части восстановить его и членов его семьи на жилищный учет в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении.
В силу требований ч.2 ст.257 ГПК РФ не имеется препятствий для рассмотрения заявления Тамадаев без его участия, поскольку он надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель жилищной комиссии и командира войсковой части 5389 Рагимов не признал требования заявителя, пояснив, что у Тамадаева не имелось законных оснований для постановки его на учет нуждающихся в получении жилого помещения, так как на основании пункта 2 статьи 99 и пунктов 1 и 2 статьи 31 ЖК РФ заявитель обеспечен жилым помещение в г. Кизляре Республики Дагестан, и не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Тамадаев с 29 марта 2010 г. проходит военную службу по контракту в войсковой части 5389, и зарегистрирован по адресу: <адрес>, жена зарегистрирована по адресу: <адрес>, собственниками данных домостроений он и члены его семьи не являются. Заявитель жилым помещением по месту службы не обеспечен и проживает со своей семьей на основании договора найма жилого помещения по адресу: <адрес>.
Также установлено, что собственником жилого помещения, в котором зарегистрирован Тамадаев является ФИО2.
При этом за заявителем и членами его семьи домовладение в г. Кизляре и Кизлярском районе Республики Дагестан, не значится и записи о регистрации прав этих субъектов в Едином Государственном реестре прав отсутствуют.
Решением жилищной комиссии войсковой части 5389 от 31 августа 2011 года (протокол №7) Тамадаев с составом семьи из 4 человек исключен из списка военнослужащих воинской части нуждающихся в служебном жилом помещении на весь период прохождения службы.
Доказательства того, что заявитель обеспечен жилым помещением по месту военной службы представителем должностных лиц не представлены, и в суде не установлены.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснением представителя должностных лиц, справкой начальника штаба войсковой части 5389 №, договором найма жилого помещения, справками выданными директором филиала ГУП «Дагтехинвентаризация» в г. Кизляре и Кизлярском районе от 18 марта 2010 года, уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений на заявителя и членов его семьи, выпиской из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 5389 от 31 августа 2011 года № 7 и иными исследованными в судебном заседании документами.
Из свидетельства о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан серии 05-АА 150323 от 24 сентября 2009 года видно, что домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, где зарегистрирован заявитель, принадлежит ФИО2
Из заявления ФИО2, поступившего в суд по факсимильной связи следует, что Тамадаев зарегистрирован по адресу: <адрес> жилом помещении, принадлежащем ФИО2. При этом ФИО2 в этом же заявлении указал, что не давал согласия на вселение в его жилое помещение Тамадаеву со своей семьей, а только разрешил ему зарегистрироваться в его жилом помещении. Тамадаев со своей семьей по этому адресу никогда не жили и общее хозяйство не вели.
Согласно договору найма жилого помещения домовладение, где проживает заявитель со своей семьей по договору найма по адресу: <адрес> принадлежит ФИО3, сестре заявителя. Принадлежность указанного домовладения ФИО3 подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан.
Оценив предоставленные суду доказательства, в совокупности с доводами сторон, суд приходит к убеждению, что заявление Тамадаева подлежит удовлетворению. При этом, по мнению суда, решение жилищной комиссии войсковой части 5389 от 31 августа 2011 года (протокол № 7) об исключении из списка военнослужащих воинской части нуждающихся в служебном жилом помещении на весь период прохождения службы не отвечает требованиям закона по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем должностного лица, что Тамадаев заключил первый контракт о прохождении военной службы после 2006 года и относится к указанной выше категории военнослужащих и подлежит обеспечению служебным жилым помещением.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также п. 4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Проанализировав указанные нормы Закона, суд приходит к выводу о том, что институт регистрационного учета носит уведомительный характер, бесспорно обладает одновременно и регулятивными, и охранительными функциями и позволяет гражданину как осуществлять беспрепятственно гражданские права и свободы во всех случаях, когда их осуществление невозможно без регистрационного учета (осуществление права на совершение гражданско-правовых сделок, права избираться и быть избранным, права на защиту чести и достоинства и т.д.), так и нести обязанности перед другими гражданами, государством и обществом (деликтные обязательства, обязательства из неосновательного обогащения и т.д.).
Факт регистрации Тамадаева по вышеуказанному адресу не свидетельствует об обеспеченности его жильем, в связи с чем вывод жилищной комиссии об обеспеченности заявителя жильем является неправильным.
Вопреки мнению представителя должностных лиц и суждению жилищной комиссии войсковой части 5389 факт регистрации Тамадаева в том же населённом пункте, где расположена воинская часть, в которой заявитель проходит военную службу, не свидетельствует об обеспеченности данного военнослужащего жилым помещением и утверждение об обратном не основано на действующем законодательстве.
Согласно части 2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные (служебные) жилые помещения предоставляются по установленным данным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населённом пункте, то единственным условием предоставления служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы является отсутствие у военнослужащего в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в населённом пункте по месту дислокации воинской части.
Так как заявитель и члены его семьи каким-либо жилым помещением по месту военной службы не обеспечены, то законных оснований для снятия заявителя с жилищного учета без обеспечения его служебным жилым помещением у жилищной комиссии не имелось.
Также судом установлено, что Тамадаев не утратил оснований, дающих ему право на получение служебного жилого помещения, предусмотренных ст. 99 ЖК РФ; в представленных им в жилищную комиссию сведениях нет сведений, не соответствующих действительности; неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет не выявлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности решения жилищной комиссии войсковой части 5389 от 31 августа 2011 года (протокол № 7) в части исключения заявителя из списка военнослужащих воинской части нуждающихся в служебном жилом помещении на весь период прохождения службы.
Требования заявителя о возложении на командира и жилищную комиссию войсковой части 5389 обязанности восстановить его и членов его семьи на учете граждан в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении, не подлежат удовлетворению, поскольку суд полагает, что права заявителя будут полностью восстановлены в результате отмены названного выше решения жилищной комиссии, нарушающего жилищные права Рашидова, так как после отмены этого решения продолжает действовать решение той же комиссии о постановке заявителя на жилищный учет.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Тамадаева Мурада Курбанмагомедовича удовлетворить частично.
Признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части 5389 от 31 августа 2011 года (протокол № 7) в части снятия Тамадаева Мурада Курбанмагомедовича из списка военнослужащих воинской части нуждающихся в служебном жилом помещении на весь период прохождения службы.
Обязать жилищную комиссию войсковой части 5389 отменить свое решение от 31 августа 2011 года (протокол № 7) в части исключения Тамадаева Мурада Курбанмагомедовича из списка военнослужащих воинской части нуждающихся в служебном жилом помещении на весь период прохождения службы.
В удовлетворении остальных требований Тамадаева Мурада Курбанмагомедовича отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Подлинное за надлежащей подписью.
Копия верна:
Председательствующий по делу Р.А. Алиев
Секретарь судебного заседания Д.А. Алиханова