Решение по делу № 2а-1217/2019 от 29.12.2018

Дело № 2а-1217/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2019 года                                                                                   г. Иркутск

           Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Глебовой Е.П.,

при секретаре Ковбас Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а- 1217/2019 по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска к Степанову А.Г. о взыскании суммы задолженности по налогам, пени,

УСТАНОВИЛ:

в обоснование иска указано, что Степанов А.Г. состоит на учете в ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска, имеет в собственности имущество, признаваемое объектами налогообложения. Степанов А.Г. владеет (владел) следующим имущество: автомобилем ........, государственный регистрационный знак (период владения с Дата по Дата); автомобилем ......... государственный регистрационный знак (период владения с Дата по настоящее время); квартирой, расположенной по адресу: Адрес (период владения с Дата по Дата); гараж по адресу: Адрес (период владения с Дата по Дата); гараж по адресу: Адрес (период владения с Дата по Дата); гараж по адресу: Адрес (период владения с Дата по Дата); гараж по адресу: Адрес (период владения с Дата по Дата); гараж по адресу: Адрес (период владения с Дата по Дата); земельным участком по адресу: Адрес (период владения с Дата по Дата); земельным участком по адресу: Адрес (период владения с Дата по Дата). На основании статьи 52 Налогового кодекса налогоплательщику направлялось налоговое уведомление от Дата, которым сообщалось о необходимости уплаты транспортного налога, налога на имущество, земельного налога за Дата-Дата годы в срок до Дата. В связи с тем, что Степанов А.Г. своевременно обязанность по уплате налога не исполнил, ему начислены пени в порядке ст. 75 НК РФ. Поскольку в срок, указанный в налоговом уведомлении, налогоплательщиком сумма задолженности погашена не была, налоговый орган направил требование , в котором предложено Степанову А.Г. уплатить задолженность по налогам, пени. Инспекцией принимались меры по взысканию задолженности путём обращения к мировому судье с заявлениями о вынесении судебного приказа. При этом, вынесенный мировым судьёй судебный приказ от Дата о взыскании задолженности по налогам, пени отменен.

Административный истец просит суд взыскать со Степанова А.Г. задолженность по налогу на имущество физических лиц за Дата год в сумме 798 рублей, пени в размере 5,16 рублей; по транспортному налогу за Дата год в сумме 29 428 рублей, пени в сумме 190,30 рублей; по земельному налогу за Дата год в сумме 118 рублей, пени в сумме 0,76 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска, административный ответчик Степанов А.Г. не явились, извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 289 КАС РФ.

Исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

В силу ч. 1 ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Объектом налогообложения, согласно ч. 1 ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии с ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка (абзац 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

Согласно ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.

Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Из материалов дела судом установлено, что Степанов А.Г. состоит на учете в ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска, имеет в собственности имущество, признаваемое объектами налогообложения, что подтверждается учетными данными налогоплательщика.

Из учетных данных налогоплательщика следует, что Степанову А.Г. на праве собственности принадлежит автомобиль ........, государственный регистрационный знак (период владения с Дата по настоящее время).

Кроме того, Степанов А.Г. владел следующим имущество: автомобилем ........, государственный регистрационный знак (период владения с Дата по Дата); квартирой, расположенной по адресу: Адрес (период владения с Дата по Дата); гараж по адресу: Адрес (период владения с Дата по Дата); гараж по адресу: Адрес (период владения с Дата по Дата); гараж по адресу: Адрес (период владения с Дата по Дата); гараж по адресу: Адрес (период владения с Дата по Дата); гараж по адресу: Адрес (период владения с Дата по Дата); земельным участком по адресу: Адрес (период владения с Дата по Дата); земельным участком по адресу: Адрес (период владения с Дата по Дата).

В адрес налогоплательщика направлялось налоговое уведомление от Дата об уплате транспортного налога, налога на имущество за Дата год, земельного налога за Дата год в срок до Дата, что подтверждается списком почтовых отправлений от Дата.

В установленный срок административный ответчик уплату налогов не произвел.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.

Поскольку административный ответчик свою обязанность по уплате налогов не исполнил, налоговым органом в соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса РФ произведено начисление пени на суммы недоимок по налогам за период с Дата по Дата.

Инспекцией в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ в адрес административного ответчика направлено требование от Дата об уплате налогов и начисленных пеней в срок до Дата.

Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено через личный кабинет налогоплательщика.

Из материалов дела усматривается, что Степанов А.Г. имеет личный кабинет налогоплательщика.

В силу п. 2 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Требование от Дата было выставлено Степанову А.Г. в личном кабинете налогоплательщика, что подтверждается сведениями из электронного документооборота налоговой инспекции.

В установленный срок обязанность по уплате налогов, начисленных пеней административным ответчиком не исполнена в полном объеме.

Дата мировым судьей по судебному участку Адрес был вынесен судебный приказ о взыскании со Степанова А.Г. задолженности по налогам, начисленных пеней.

Определением мирового судьи от Дата судебный приказ был отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.

В настоящее время за административным ответчиком числится задолженность по налогу на имущество физических лиц за Дата год в сумме 798 рублей, пени в размере 5,16 рублей; по транспортному налогу за Дата год в сумме 29 428 рублей, пени в сумме 190,30 рублей; по земельному налогу за Дата год в сумме 118 рублей, пени в сумме 0,76 рублей.

В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.

В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке искового производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Из материалов дела усматривается, что срок исполнения требования об уплате налогов был установлен до Дата.

Административный ответчик требование по уплате налогов, пени в установленный срок не исполнил, а неисполнение требования по уплате налога является основанием для обращения налогового органа в течение шести месяцев в суд.

Срок подачи административного искового заявления по требованию от Дата истекал Дата.

Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам, пени Дата, судебный приказ был вынесен мировым судьей Дата и отменен Дата.

Однако, настоящее административное исковое заявление поступило в суд Дата, то есть, по истечении установленного законном шестимесячного срока, поскольку шестимесячный срок для обращения в суд с настоящим иском после отмены судебного приказа истекал с учетом выходных дней Дата.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом представлено не было, ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока не заявлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд налоговый орган утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, оснований для удовлетворения требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска не имеется.

           Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска к Степанову А.Г. о взыскании суммы задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 798 рублей, пени в размере 5,16 рублей; по транспортному налогу за Дата год в сумме 29 428 рублей, пени в сумме 190,30 рублей; по земельному налогу за Дата год в сумме 118 рублей, пени в сумме 0,76 рублей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья                                                                                                                 Е.П. Глебова

2а-1217/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска
Ответчики
Степанов Александр Геннадьевич
Суд
Октябрьский районный суд г. Иркутск
Судья
Глебова Елена Павловна
Дело на странице суда
oktiabrsky.irk.sudrf.ru
29.12.2018Регистрация административного искового заявления
29.12.2018Передача материалов судье
29.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
01.02.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2019Судебное заседание
11.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2020Регистрация административного искового заявления
31.03.2020Передача материалов судье
31.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2020Дело оформлено
25.12.2019Дело передано в архив
04.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее