2-1112/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июня 2017 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.
при секретаре Чащине С.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению И.И.В. к администрации <адрес> края о признании действий незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
И.И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес> края о признании действий незаконными, возложении обязанности, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию <адрес> края с заявлением о предоставлении как инвалиду земельного участка в соответствии с требованиями ст. ст. 39.14, 39.17 ЗК РФ. Главой администрации <адрес> края ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером 2039 И.И.В. был дан ответ об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Считает, что отказ в предоставлении земельного участка, данный администрацией <адрес> края не основан на требованиях закона, поскольку на момент подачи заявления в орган местного самоуправления, был поставлен на кадастровый учет, имея статус «временный», являлся свободным от прав третьих лиц. Кроме того, в обязанности инвалида не входит предоставлять справку о наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий. Просит признать незаконными действия администрации <адрес> края, выраженные в ответе № от ДД.ММ.ГГГГ на заявление И.И.В. от ДД.ММ.ГГГГ и возложить на администрацию <адрес> края обязанность осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес> «Б» для ведения личного подсобного хозяйства, а также направить проекты указанных договоров для подписания И.И.В.
В судебное заседание И.И.В. не явился, был извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Ч.Г.П. (действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), Ш.Е.С. (действующая по устному ходатайству в интересах Ч.Г.П.) исковые требования поддержали в полном объеме, дав пояснения соответствующие вышеизложенному.
Представитель ответчика – администрации <адрес> края Р.Е.В. (действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что ДД.ММ.ГГГГ В.О.И. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В настоящее время испрашиваемый истцом земельный участок сформирован органом местного самоуправления по заявлению В.О.И. и поставлен им на кадастровый учет. Кроме того, И.И.В. при обращении в орган местного самоуправления не была представлена справка о нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании В.О.И. и его представитель К.П.С. (действующий по доверенности) возражали против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что земельный участок с кадастровым номером № сформирован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для утверждения схемы расположения земельного участка явилось поданное в администрацию <адрес> В.О.И. заявление о предоставлении земельного участка, датированное ДД.ММ.ГГГГ №. После утверждения схемы КПТ, В.О.И. был заказан комплекс кадастровых работ по образованию спорного земельного участка, по результатам работ подготовлен межевой план земельного участка. Таким образом, В.О.И. за счет его собственных денежных средств был сформирован земельный участок с кадастровым номером №.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями п.п. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, помимо прочего, такого участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона РФ № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставлено право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. При этом в соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.
Таким образом, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, законодательно наделены правом на первоочередное, однократное получение земельных участков, в том числе, и для ведения личного подсобного хозяйства, в аренду и такое предоставление в силу Земельного кодекса РФ осуществляется за плату, но без проведения торгов.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных указанным выше Федеральным законом РФ 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями «Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Правила).
В силу п. 17 названных Правил инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством гражданин, имеющий инвалидность и заинтересованный в получении земельного участка, на уровне Закона наделен правом получить интересующий его земельный участок, в том числе, и для ведения личного подсобного хозяйства, предоставив в уполномоченный орган соответствующее заявление и копию справки МСЭ.
Из материалов дела следует, что И.И.В. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой медико-социальной экспертизы №.
Из дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ И.И.В. на имя главы администрации <адрес> края подано заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес> «Б» для ведения личного подсобного хозяйства.
Из письменного ответа главы администрации <адрес> края № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного И.И.В., следует, что основанием для принятия решения об отказе в предоставлении испрашиваемого И.И.В. земельного участка послужило то, что он был сформирован по заявлению В.О.И. и поставлен на кадастровый учет. При этом И.И.В. не представлена справка о нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Согласно выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, И.И.В. проживает в жилом помещении, площадью 14,15 кв.м. по адресу: <адрес> на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ И.И.В. на учете граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации <адрес> не состоит.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Правилами предусмотрены основания признания инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий и порядок их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, который осуществляется по месту жительства инвалида.
Из пунктов 3, 17 вышеуказанных Правил следует, что инвалиды обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства на основании заявления и справки об инвалидности, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Следовательно, право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения аукциона может быть реализовано инвалидом только после его постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Соответственно обязанность предоставить инвалиду земельный участок в первоочередном порядке без проведения аукциона может быть возложена на уполномоченный орган местного самоуправления лишь при наличии данных о постановке инвалида на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту жительства.
Судом установлено, что И.И.В. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоят, с целью улучшения жилищных условий не обращался.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями названных Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.
Между тем наличие у инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить по требованию указанных лиц любой произвольно выбранный ими земельный участок.
Кроме того, из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером № сформирован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для утверждения схемы расположения земельного участка явилось поданное в администрацию <адрес> В.О.И. заявление о предоставлении земельного участка, датированное ДД.ММ.ГГГГ №. После утверждения схемы КПТ, В.О.И. был заказан комплекс кадастровых работ по образованию спорного земельного участка, по результатам работ подготовлен межевой план земельного участка, датированный ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, В.О.И. за счет его собственных денежных средств был сформирован земельный участок с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ В.О.И. обратился в администрацию <адрес> края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №. Однако рассмотрение данного заявления было приостановлено, в связи с наличием судебного спора.
Доводы представителя истца о том, что ранее В.О.И. как инвалиду был предоставлен иной земельный участок, поэтому он не имеет права на повторное получение земельного участка не могут быть приняты во внимание.
Согласно приказу Управления социальной защиты населения администрации <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, В.О.И. и состав его семьи 7 человек признаны малоимущими. При этом в ходе судебного разбирательства В.О.И. пояснял, что он вместе со своей семьей проживают в жилом помещении площадью 30 кв.м. признанном аварийным, другое жилое помещение его семье до настоящего времени не предоставлено. Спорный земельный участок ему необходим для того, чтобы прокормить семью. Действительно, ему ранее выделялся как инвалиду другой земельный участок, но он просит предоставить ему спорный земельный участок на основании ч.3 ст. 34 ФЗ РФ №171-ФЗ.
В силу положений ч. 3 ст. 34 Федерального закона РФ №171-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до ДД.ММ.ГГГГ) органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
То есть за лицами, по заявлениям которых до ДД.ММ.ГГГГ была утверждена Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, закреплено право вплоть до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в уполномоченный орган, осуществляющий предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с заявлением о предоставлении такого участка на праве аренды в порядке ст. 34 ЗК РФ (утратившей силу ДД.ММ.ГГГГ), то есть без проведения аукциона.
Как следует из вышеуказанных требований Закона, В.О.И. имеет право на предоставление спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца судом не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований И.И.В. о признании незаконными действий администрации <адрес> края, выраженные в ответе № от ДД.ММ.ГГГГ на заявление И.И.В. от ДД.ММ.ГГГГ и возложении на администрацию <адрес> края обязанности осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес> «Б» для ведения личного подсобного хозяйства, а также направить проекты указанных договоров для подписания И.И.В., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ) путем подачи жалобы через Емельяновский районный суд <адрес>.
Председательствующий: Е.Н. Горбачева
Копия верна:
Судья Емельяновского районного суда: