Дело №12-23/2016
РЕШЕНИЕ
с. Акъяр 24 мая 2016 года
Хайбуллинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Каримова Ф.Ф., при секретаре Абзгильдиной Г.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения основная общеобразовательная школа села Галиахметово муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан на постановление государственного инспектора по Зилаирскому и Хайбуллинскому районам Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО № 13 от 15.03.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1, 3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора по Зилаирскому и Хайбуллинскому районам Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО №13 от 15.03.2016 г. директор муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения основная общеобразовательная школа села Галиахметово муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан (МОБУ ООШ с. Галиахметово) ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты>
Директор МОБУ ООШ с. Галиахметово ФИО4 обратился в Хайбуллинский районный суд РБ с жалобой на постановление государственного инспектора по Зилаирскому и Хайбуллинскому районам РБ по пожарному надзору ФИО № 13 от 15.03.2016 г., в которой просит прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении директора МОБУ ООШ с. Галиахметово Хайбуллинского района РБ ФИО4. за отсутствием состава административного правонарушения и признать постановление № 13 по делу об административном правонарушении от 15 марта 2015 г. отдела надзорной деятельности по 3илаирскому и Хайбуллинскому районам Республики Башкортостан незаконным, ссылаясь на то, что виды нарушений № 1/1, 2/6, 3/11, 4/17, 6/13, 7/15, 8/3, 9/12, 10/8, указанные в акте проверки ОНД по Хайбуллинскому и Зилаирскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РБ, является результатом ненадлежащей проверки со стороны государственного инспектора по ПБ ФИО Плановую выездную проверку проводил в с. Акъяр, без соблюдения п.2 ст.12 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". 24 февраля 2016 г. ФИО запросил только протокол испытания горючести металлического каркаса на основании п. 6.25 СНиП 21-01-97, смотреть какие-либо другие документы по пожарной безопасности, приказы о назначении ответственных лиц за соблюдением требований пожарной безопасности, отказался.
В Постановление указано, что нарушения выявлены 24 февраля 2016 г. в 14 ч. 00 мин. в здании и помещениях МОБУ ООШ с. Галиахметово. Однако, соответствие со ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составлен в срок.
Административное расследование не проводилось. Данный факт подтверждает, что проверка проводилась в ненадлежащем образе.
Дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением ст. 29.5 КоАП РФ в с. Акъяр. Его ходатайство, рассмотреть дело об административном правонарушении с соблюдением ст. 29.5 КоАП РФ до ДД.ММ.ГГГГ в с. Галиахметово заместитель начальника ОНД по Хайбуллинскому и Зилаирскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РБ ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ отклонил. И в день рассмотрения был сильный метель и снегопад. 15 марта 2016 г. на территории Хайбуллинского района был введен режим «Чрезвычайной ситуации».
ФИО 14 апреля 2015 г. был составлен акт внеплановой, выездной проверки № 37. Данная проверка проводилась с целью контроля ранее выданного предписания от 28 мая 2012 г. Одним выявленных 28.05.2012 г. и устраненных к 4.04.2015 г. нарушений было отсутствии приказа о назначении ответственного лица за соблюдением требований и правил пожарной безопасности. Тогда, как и в этот раз зная о существовании ответственного лица за соблюдением требований и правил пожарной безопасности, за остальные не устраненные нарушения протокол был оставлен на него, то есть на директора Школы. В соответствии с п. 29 Трудового договора № 06-0 от 30.08.2013 г. между ним и его работодателем, он для обеспечения безопасности приказом № 38 от 30.08.2014 г. назначил ответственного лица за соблюдением требований и правил пожарной безопасности, обеспечил ему возможность обучиться по программе пожарно-технического минимума. Срок действия удостоверения до 2017 года. Ответственному лицу, ежемесячно выплачивается 30% от оклада выполнение обязанностей ответственного лица за соблюдением требований и правил пожарной безопасности. Таким образом, он не является ответственным должностным лицом за нарушения пожарной безопасности. О каких-либо нарушениях ему никто не говорил. При проверки готовности Школы нарушений заместителем начальника ОНД по Хайбуллинскому и Зилаирскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РБ ФИО2 не было выявлено, о чем свидетельствует его подпись в акте от ДД.ММ.ГГГГ о готовности Школы к новому 2015/2016 учебному году, Также ФИО2 было сделано заключение № 72 от 02.02.2011 г., что состояние Школы позволяет обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности и в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ в здании пришкольного интерната Школы нарушений не выявил. В школе 30 сотрудников и 54 обучающихся.
По рассмотренным Хайбуллинским районном судом РБ материалам следует, что ДД.ММ.ГГГГ директор школы в лице ФИО3 за нарушение требований пожарной безопасности, а именно в части отсутствия автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, недокомплекта первичными средствами пожаротушения, схемы эвакуации, отсутствие дополнительных указателей ГОСТаР, молниеотвода на здании, привлечена к административной ответственности по ст. 20.4 ч. 4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15000 руб. Материалы показывают, что указанные нарушения № 1/1, 2/6, 4/17, 6/13, 7/15, 10/8 директором Школы законодательства о пожарной безопасности, совершены на одном объекте, представляют собой одно бездействие. В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается, подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.
Для содействия органу уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении документы в установленный срок в установленном месте законодательством обеспечил.
Техническая невозможность направить при помощи информационно-коммуникационных технологий заверенных копий документов не могут признаваться обстоятельствами, отягчающими административную ответственность. Заверенная копия документа - это копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающее ей юридическую силу.
Заверенную копию по электронной почте невозможно направлять.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Таким образом, в действиях директора МОБУ ООШ с. Галиахметово Хайбуллинского района РБ ФИО4З. нет состава правонарушения, предусмотренного частью 1,3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Согласно ч.2 ст.29.4 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 настоящего Кодекса производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
ФИО4 в судебном заседании полностью поддержал свою жалобу, пояснив, что рассмотрев дело об административном правонарушении в его отсутствие, заместитель начальника ОНД ФИО2 нарушил его право на защиту, он не смог явиться в с. Акъяр поскольку дороги не было.
Государственный инспектор по Зилаирскому и Хайбуллинскому районам Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО поддержал доводы, изложенные в отзыве, дополнив, что ФИО4 был надлежаще извещен о рассмотрении протокола об административном правонарушении.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав мнения лиц, участвующих в судебном заседании, нахожу жалобу подлежащей частичному удовлетворению, а обжалуемое постановление отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делу об административном правонарушении является разрешение дела в соответствии с законом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
В соответствии с ч.1 ст.25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении судье первой инстанции в порядке выполнения требований п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ необходимо выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, рассмотрение по делу об административном правонарушении в отношении МОБУ ООШ с. Галиахметово назначалось на ДД.ММ.ГГГГ в 15 ч. 00 мин.
ФИО4 был надлежаще извещен о рассмотрении.
Однако из справки выданной Хайбуллинским ДРСУ - филиал ОАО «Башкиравтодор» исх. № 42-01/386 от 06.04.2016 г. установлено, что проезд по автомобильной дороге с. Акъяр - с. Галиахметово был открыт до 14 ч. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ
При этом согласно справке администрации муниципального района Хайбуллинский район РБ ДД.ММ.ГГГГ в 23 час. из-за ухудшения погодных условий был введен режим «Чрезвычайная ситуация».
Государственный инспектор по Зилаирскому и Хайбуллинскому районам Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО не выяснил причины не явки ФИО4 и не выяснил имелся ли проезд по вышеуказанной дороге после 14 ч. 00 мин. 15.03.2016 г. и учитывая условия проезда, было ли достаточно время для того, что бы ФИО4 смог добраться до места рассмотрения материала. При этом необходимо иметь в виду, что 15.03.2016 г., были плохие погодные условия в связи с чем, к концу дня был введен режим «Чрезвычайная ситуация».
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении административного дела ФИО не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении, предусмотренных ч.1,3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ, что повлекло нарушение прав директора МОБУ ООШ с. Галиахметово ФИО4 на судебную защиту и участие в судебном заседании, что относится к существенным нарушениям Закона.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного выше, постановление государственного инспектора по Зилаирскому и Хайбуллинскому районам Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО № 13 от 15.03.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1, 3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ в отношении МОБУ ООШ <адрес> не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
решил:
Жалобу директора муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения основная общеобразовательная школа села Галиахметово муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан ФИО4 удовлетворить частично, постановление государственного инспектора по Зилаирскому и Хайбуллинскому районам Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО № 13 от 15.03.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1, 3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ отменить, дело направить на новое рассмотрение.
СудьяКаримов Ф.Ф.
Судебный акт вступил в законную силу.