№ 2-3150/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2019 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Бингачовой Е.М.,
при секретаре Плотко Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дроздова С.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периода в стаж, перерасчете пенсии,
установил:
Истец обратился в суд с иском по следующим основаниям. Он является получателем пенсии по инвалидности. Однако при назначении пенсии ответчиком не включен в стаж период работы в армии по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец просит включить в трудовой стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произвести перерасчет пенсии с учетом указанного периода, обязать ответчика произвести выплату недоплаченной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещены о слушании дела, представили отзыв на исковые требования, в удовлетворении иска просят отказать, ходатайствуют о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истец является получателем пенсии по инвалидности.
Истец ссылается на те обстоятельства, что ответчиком в трудовой стаж не учтен период службы в армии по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно пп.6 п.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера
Согласно положениям ст.12 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
Между тем, федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Не содержит норм, указывающих на возможность учета периода прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и ранее действовавшее законодательство, регулирующее спорные правоотношения.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
По действовавшему до 01.01.2002 пенсионному законодательству время военной службы и другой, приравненной к ней, службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст.ст.14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» порядок зачета военной службы в стаж работы не был установлен.
Такой подход не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 №19-О-О решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определения Конституционного Суда РФ от 17.10.2006 №380-О и от 29.09.2011 №1040-О-О).
Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера (местностях, приравненных к районам Крайнего Севера).
В силу установленных обстоятельств и названых норм, суд приходит к выводу о том, что период военной службы истца учтен ему в страховой стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, но не может быть включен в специальный трудовой стаж (стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера).
В силу изложенного оснований для удовлетворения требований истца о специальном учете периодов службы не имеется.
Принимая во внимание, что требование о перерасчете размера пенсии производно от требования об учете периода в стаж, оснований для его удовлетворения суд также не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Дроздова С.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периода в стаж, перерасчете пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья Е.М.Бингачова
Мотивированное решение изготовлено 29.04.2019.