Дело № 2 - 273
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Серышево 5 марта 2014 г.
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,
при секретаре Итеменевой О.П.,
с участием истцов ФИО3, ФИО4,
а также представителя ответчика администрации <адрес> ФИО8, действующего на основании доверенности,
представителя ответчика администрации Полянского сельсовета <адрес> ФИО7, действующий на основании прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, к администрации Полянского сельсовета <адрес>, администрации <адрес> о признании пострадавшими от чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Полянского сельсовета в июле- августе 2013 года и о включении в списки граждан на получение финансовой помощи,
у с т а н о в и л:
истцы ФИО1, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с иском к администрации Полянского сельсовета <адрес>, администрации <адрес>, в котором просят суд признать их пострадавшими от чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Полянского сельсовета в июле- августе 2013 года и включить в списки граждан на получение финансовой помощи. В обоснование поданного иска истцы указали, что они постоянно проживают в <адрес> в <адрес>. 8-ДД.ММ.ГГГГ в результате проливных дождей дом и приусадебный земельный участок были подтоплены. В августе 2013 года их семья обратилась в администрацию Полянского сельсовета с заявлением о выплате единовременной материальной и финансовой помощи. Впоследствии единовременная материальная помощь была выплачена, но в списки на получение финансовой помощи они включены не были. ДД.ММ.ГГГГ ответчики повторно обследовали дом и приусадебный участок, факт частичной утраты был подтверждён, однако администрация <адрес> решением от ДД.ММ.ГГГГ № им во включении в списки на выплату финансовой помощи, отказала в связи с отсутствием соответствующего решения суда. Считают решение администрации <адрес> незаконным. Просят суд признать их пострадавшими от чрезвычайной ситуации, произошедшей в июле-августе 2013 года и обязать ответчиков включить их семью в списки на выплату финансовой помощи в размере 50000 рублей каждому.
В судебном заседании истец ФИО3 поддержав доводы и основания заявленных требований, пояснил, что в результате чрезвычайной ситуации на территории Полянского сельсовета в августе 2013 года, был подтоплен <адрес> в <адрес>, в котором проживает его семья на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. У них в связи размыванием грунта, пострадал фундамент дома и печи, пострадали надворные постройки. Какое – либо личное имущество у истцов не пострадало. Просит обратить решение суда к немедленному исполнению.
Истец ФИО4, поддержала заявленные исковые требования.
Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО8, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявленных исковых требованиях, поскольку личное имущества истцов в результате наводнения не пострадало. Кроме того, в соответствии со ст. 210, 211 ГК РФ, считает, что поскольку жилой дом, в котором проживают истцы на основании договора социального найма, принадлежит администрации Полянского сельсовета, истцы не имеют право на компенсационные выплаты, связанные с повреждением жилого помещения.
Представитель ответчика - глава Полянского сельсовета <адрес> ФИО7, в судебном заседании пояснил, что семья ФИО10 была признана пострадавшей в результате подтопления, ими были получены единовременные материальные выплаты. В связи с тем, что имущество, принадлежащее истцам не было повреждено, просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требованиях.
Истцы ФИО5, ФИО1, в судебное заседание не явились, были извещёны надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В поступившей телефонограмме просят рассмотреть дело без их участия, исковые требования поддерживают в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – орган опеки и попечительства администрации <адрес> в судебное заседание не явился, был извещён надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В переданной телефонограмме просил рассмотреть дело без их участия, оставил разрешения дела на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Министерства финансов <адрес>, в судебное заседание не явился, был извещён надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. В отзыве на исковое заявление указано, что пострадавшим от чрезвычайной ситуации районах <адрес> гражданам предоставляются выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество. Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). По смыслу п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 214, обращение граждан за оказанием помощи носит заявительный характер, с соблюдением установленных сроков (не позднее одного месяца с даты возникновения ЧС) и предоставления необходимых документов. Как следует, из акта обследования представленного истцами в качестве доказательства, у истцов в результате наводнения имущество не пострадало. Факт утраты имущества в результате наводнения комиссией не установлен и в акте обследования не отражен. Факт подтопления, наличия воды в подполье (погребе) сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества и не устанавливает его права на соответствующую компенсацию. Кроме того, опасное гидрологическое явление, к которому относится наводнение, согласно информации Амурского ЦГМС - филиала ФГБУ "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на территории <адрес> зафиксировано не было. Поскольку истцы не предоставили доказательств об утрате ими имущества, являющегося обязательным условием для получения помощи за счёт бюджетных средств, просит суд оказать в удовлетворении исковых требований, рассмотреть дело в отсутствии представителя Минфина АО..
С учётом мнения явившихся участников процесса, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, счёл возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся истцов, представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.
Выслушав пояснения истцов, представителей ответчиков, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришёл к следующим выводам.
В силу положений ст. ст. 12, 55-57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляются на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, доказательства предоставляются сторонами.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введён режим чрезвычайной ситуации. В связи с выпадением большого количества осадков на территории Амурской области, сбросом воды с Зейского водохранилища, что привело к разливу р. Зея, подтоплением населённых пунктов, размывом автодорог между населёнными пунктами, распоряжением главы Серышевского района от 04.08.2013 года № 406р введён режим чрезвычайной ситуации на территории Серышевского района Амурской области.
На основании распоряжения главы Полянского сельсовета Серышевского района № 41-р от 05.08.2013 года с 12 часов 05.08.2013 года на территории Полянского сельсовета в целях защиты населения и территории был введён режим чрезвычайной ситуации вследствие ливневых дождей.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч. 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214 утверждён Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
Кроме того, 31 августа 2013 года был издан Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.
13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ № 693 от 31 августа 2013 года было принято постановление № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления утверждён Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
Согласно абз. 2 п. 1 Порядка выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, под пострадавшими гражданами в результате чрезвычайной ситуации понимаются граждане, постоянно проживавшие на период ЧС в жилых помещениях, пострадавших в результате ЧС, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года. В соответствии с п. 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи (далее ЕМП) за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации было поручено до 10 сентября 2013 года принять решение о выплате за счёт средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23 августа 2013 года № 21 были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти Амурской области и органами местного самоуправления для работы с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, а также для разъяснения гражданам порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной помощи.
Согласно п. 2.3 указанных Методических рекомендаций финансовая помощь за утраченное имущество выплачивается за счёт средств, полученных из федерального бюджета, в размере 100 тыс. рублей на каждого человека из которых: за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, 50 тыс. рублей за счёт Дотации. Финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество за счёт средств областного бюджета не выплачивается. При этом финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нём жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации.
Исходя из требований п. 3.1, единовременная материальная и финансовая помощь может быть оказана только тем гражданам, которые признанны пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающие в населённых пунктах, подвергшихся наводнению и представивших в местную администрацию муниципального образования по месту жительства, заявление на имя губернатора области – для получения выплат.. . финансовой помощи за счёт средств федерального бюджета. Таким образом, обращение граждан за оказанием помощи носит заявительный характер.
Из пояснений истца ФИО3 данных им в судебном заседании следует, что их семья получила единовременную материальную помощь из резервных фондов <адрес> и Правительства РФ на каждого члена семьи. Кроме того, получил выплату за утрату урожая.
Таким образом, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО1 признаны в установленном законом порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе 2013 года на территории Полянского сельсовета <адрес>.
На основании изложенного, обстоятельством, подлежащим доказыванию по данному гражданскому делу, является только факт причинения ущерба наводнением имуществу истцов.
В исковом заявлении и в судебном заседании истцы в обоснование исковых требований приводят доводы о подтоплении и повреждении именно жилого дома, в котором они проживают.
Действующим законодательством допускается возможность оказания пострадавшим гражданам в результате подтопления, наводнения адресной социальной помощи.
Действительно, согласно имеющихся в материалах дела акту обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ – <адрес>, указанное жилое помещение имеет следующие повреждения: частичное разрушение фундамента, обрушение печи, кроме того, установлено наличие сырости и плесени в подполье. Указанный акт подписан должностным лицом – главой <адрес>, имеют печать, то есть изложенные в нём сведения закреплены надлежащим образом.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> принято решение об отказе во включении истцов в списки на выплату финансовой помощи.
Согласно справке, выданной администрацией Полянского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО1 зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. Указанные сведения подтверждаются отметками о месте жительства в паспортах граждан Российской Федерации.
В <адрес> в <адрес> семья истцов проживает на основании договора социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между администрацией Полянского муниципального образования и нанимателем ФИО3.
Согласно ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Аналогичные правовые нормы также содержаться и в ст. 30 ЖК РФ.
В силу ст. 211 ГК РФ, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несёт его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, на администрацию Полянского сельсовета, как на собственника жилого помещения по адресу: <адрес> действующим законодательством возложены права и обязанности в отношении принадлежащего имущества.
Исходя из норм Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» право гражданина на возмещение ущерба, причинённого вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке. При этом, поскольку в силу ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ законодателем предоставлено право граждан на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, вопросы по возмещению ущерба имуществу решаются только относительно объектов, находящихся в собственности граждан.
Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате ЧС, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день ЧС.
Таким образом, в рассматриваемом случае обязательным условием признания пострадавшим в результате ЧС и оказании единовременной материальной и финансовой помощи является утрата личного имущества вследствие подтопления жилого дома.
В силу ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома также даны в статье 16 ЖК РФ. Таким образом, подполье и погреб в силу норм Жилищного кодекса РФ не является жилым помещением.
На основании исследованных доказательств, судом сделан однозначный вывод, что у истца не повреждено имущество, в виде жилого помещения поскольку оно не находилось в его собственности.
Поскольку в судебном заседании истцы не представили доказательств, свидетельствующих о том, какое принадлежащее именно им имущество утрачено частично, то есть истцом не выполнены требования ст. 56 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что истцы не предоставили достаточно достоверных, допустимых и бесспорных доказательств, обосновывающих их исковые требования, в связи с чем, исковые требования ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2 удовлетворению не подлежат.
Установленные судом обстоятельства и анализ вышеприведённых норм права свидетельствует о законности отказа от органа местного самоуправления администрации Полянского сельсовета <адрес>, так как отсутствуют основания для включения граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в списки на получение финансовой помощи в связи с частично утраченным имуществом.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, к администрации Полянского сельсовета <адрес>, администрации <адрес> о признании пострадавшими от чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Полянского сельсовета в июле- августе 2013 года и о включении в списки граждан на получение финансовой помощи – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 7 марта 2014 года.
Судья И.А. Кузнецова