№ 2-502/2015
Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2015г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2015г. г. Красноуфимск
Красноуфимский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Галкиной И.В., с участием представителей заявителей Большаковых В.И. и Т.А. – Ворошиловой О.В. и Коневой О.М., представителя Думы ГО Красноуфимск Стрелова Б.В., помощника Красноуфимского межрайонного прокурора Малых А.М., при секретаре Серебренниковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Большаковых В. И. и Тамары Анфиногеновны об устранении нарушений прав собственников земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Большаковы В.И. и Т.А. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации ГО Красноуфимск, указав, что <дата> года, на основании Постановления главы муниципального образования <адрес> № они приобрели в общую совместную собственность земельный участок, площадью 1667 кв. м. находящийся по адресу: г. <адрес> <адрес> <адрес>. Участок изначально приобретался для индивидуального жилищного строительства, что отражено в постановлении. Права собственности на земельный участок были зарегистрированы, что подтверждалось свидетельством о государственной регистрации прав <адрес>. Участок был поставлен на кадастровый учёт, участку присвоен кадастровый номер №
В 2014 году земельный участок был поделен на два земельных участка. Спорный земельный участок имеет кадастровый номер №. Постановлением администрации городского округа № от <дата>, спорному земельному участку был присвоен адресный ориентир: в 9 метрах по направлению на юго-восток от ориентира дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира <адрес>, <адрес>, <адрес>. <дата> года, ими получено повторное свидетельство о государственной регистрации права <адрес> из которого так же следует, что земельный участок имеет разрешенный вид использования- индивидуальное жилищное строительство.
Поскольку, согласно ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса в целях строительства объекта жилищного строительства застройщик обязан получить разрешение на строительство, направив соответствующее заявление в орган местного самоуправления, они, приняв решение о строительстве на принадлежащем им земельном участке, жилого дома, 26.08.2014 года направили в администрацию соответствующее заявление. 04.09.2014 года администрация известила их о том, что оказывается, принадлежащий им земельный участок находится в производственной (защитной) зоне 4 класса 11(3)-4.
Правилами землепользования и застройки, утверждёнными Решением Думы городского округа от 24.06.2010 года за № 29\6 установлен градостроительный регламент, в соответствии с которым, строительство жилых домов на принадлежащем им земельном участке, не предусмотрено.
<дата> года они обратились в администрацию городского округа с заявлением об исключении из карты зонирования территории санитарно-защитной зоны. Письмом от <дата> года за № № им предложили предоставить сведения о собственниках и современном использовании смежных земельных участков и согласие собственников на изменение территориальных зон предприятий на смежных земельных участках. Поскольку запрашиваемые документы не могли быть ими предоставлены, данное извещение расценено ими как отказ исключить из карты зонирования территории санитарно- защитную зону.
Согласно ч. 1 ст. 36 и ст. 37 Градостроительного кодекса правовой режим земельного участка определяется градостроительным регламентом. Виды разрешённого использования земельного участка, устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно защитные зоны устанавливаются вокруг объектов и производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровья человека.
В границах земельного участка, находящегося в их собственности и в 100 метровой зоне за границами их участка нет объектов промышленного назначения с производством, являющимся источником воздействия на среду обитания человека. Земельные участки на данной территории изначально использовались для строительства жилых домов. Следовательно, отнесение принадлежащего им земельного участка к производственной (защитной) зоне 1У класса П(з)-4 в настоящее время не имеет правовых оснований. И санитарно-защитная зона подлежит исключению из карты зонирования.
Исходя из положений п. 4 ст. 85 Земельного кодекса, земельный участок не соответствует установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если вид его использования не входит в перечень видов разрешенного использования. В соответствии с п. 3 ст. 4 ФЗ от 29. 12 2004 года №191 «О введении в действие Градостроительного кодекса», любое решение о замене одного вида разрешённого использования земельного участка на другой вид разрешённого использования принимается с учётом публичных слушаний.
В соответствии с данными государственного кадастра, принадлежащий им на праве собственности земельный участок имеет вид разрешённого использования, для индивидуального жилищного строительства. Публичных слушаний о замене одного вида разрешённого использования земельного участка на другой вид разрешённого использования, не проводилось. Следовательно, включение принадлежащего им земельного участка в территориальную зону, исключающую возможность индивидуального жилищного строительства не основано на законе.
Истец просит признать незаконным решение о включении земельных участков, площадью 1073 кв. м и 594 кв. м. расположенных по адресу <адрес>. пер. <адрес> с видом разрешённого использования для индивидуального жилищного строительства, в состав производственной (защитной) зоны с видом разрешённого использования под древесно-кустарниковые насаждения.
Судебным решением возложить на ответчика- Администрацию ГО Красноуфимск обязанность исключить из карты зонирования территории района пер. <адрес> <адрес> указание на наличие производственной (защитной) зоны IV класса 11 (3)-4.
В судебном заседании представители истцов ФИО5 и ФИО6 поддержали заявленные требования, обосновав их доводами, изложенными в иске и дополнили, что земельный участок по <адрес> в <адрес> для индивидуального жилищного строительства был предоставлен в <дата>., задолго до принятия Правил землепользования и застройки в <адрес>, поэтому при определении зон застройки администрация должна была это учитывать и известить их об изменении территориальной зоны, в которую попадает их земельный участок. Из объявления о проведении публичных слушаний по Правилам землепользования они никак не могли предполагать, что их интересы могут быть затронуты обсуждаемыми Правилами, поэтому считают, что решение о включении их земельного участка в производственную защитную зону незаконно и в карту зонирования территории ответчик должен внести изменения.
Представитель ответчика - Администрации ГО Красноуфимск Леденева А.В. в судебном заседании возражала против заявленных требований и пояснила, что не оспаривает тот факт, что земельный участок истцов по <адрес> имеет разрешенный вид использования для индивидуального жилищного строительства. Однако согласно генплана, разработанного в 1976г. этот земельный участок находился в зоне зеленых насаждений общего пользования. В настоящее время в соответствии с картой градостроительного зонирования земельный участок истцов находится в производственной (защитной) зоне предприятий 4 класса. Согласно ст.26 Правил землепользования и застройки основаниями для внесения изменений в настоящие Правила служат изменения ранее установленных границ территориальных зон в виде отображения картографической информации проекта зон. Согласно СанПиН размер санитарно –защитной зоны предприятий 4 класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ. Таким образом, в полномочия Администрации ГО Красноуфимск не входит возможность изменения санитарно-защитной зоны, а именно, исключение из зоны конкретного земельного участка. Исходя из изложенного, представитель Администрации считает требования истцов необоснованными и просит отказать им в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица- Думы ГО Красноуфимск Стрелов Б.В. в судебном заседании возражал против заявленных требований и пояснил, что отдельного решения о включении земельного участка по пер. <адрес> в производственную защитную зону никто не принимал. Дума ГО Красноуфимск <дата>. утвердила Правила землепользования и застройки в ГО Красноуфимск, в которые входит карта градостроительного зонирования, определяющая зону с определенным градостроительным регламентом, в том числе и для земельного участка истцов. Принятию решения об утверждении Правил предшествовали публичные слушания. Решение об утверждении Правил принято правомочным составом уполномоченного органа, в рамках его компетенции, поэтому требования о признании его незаконным в части, он считает необоснованным. Изменения в Правила возможны при внесении соответствующего проекта в Думу Главой ГО Красноуфимск. Пока такой проект не вносился.
Представители третьих лиц ООО «Элитная спецодежда» и ФИО10 в судебном заседание не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, возражений против иска Большаковых В.И. и Т.А. в суд не представили.
При изложенном суд исходит из того, что в условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав, неявка третьих лиц, извещенных судом в предусмотренном законом порядке, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому считает, что неявка третьих лиц не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Выслушав участников судебного процесса, изучив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для признания незаконными Правил землепользования и застройки ГО Красноуфимск нет, а за внесением в них изменений заявители вправе обратиться в установленном законом порядке, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, при этом руководствуется следующим.
Способом защиты права истцы избрали признание незаконным решения органа местного самоуправления в части зонирования территории, на которой находится их земельный участок и восстановления нарушенного права путем исключения их земельного участка из производственной защитной зоны.
Требования истцов основаны на том, что их право на земельный участок с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства возникло ранее вышеуказанных Правил землепользования и застройки ГО Красноуфимск, поэтому они полагают, что их земельный участок был внесен в зону, не предусматривающую ИЖС, незаконно. Кроме того, истцы ссылаются на нарушение порядка проведения публичных слушаний, которые должны предшествовать утверждению Правил, поэтому они считают их незаконными в части зонирования территории, на которой находится их земельный участок.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим отдельных видов земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием.
В соответствии со ст.85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе, жилым и производственным.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Особенность правового режима земельного участка зависит от территориальный зоны, в которой находится этот земельный участок и установленной в отношении этой зоны градостроительного регламента.
Судом установлено, что <дата> года, на основании Постановления главы муниципального образования <адрес> № истцы приобрели в общую совместную собственность земельный участок, площадью 1667 кв. м. находящийся по адресу: г. <адрес> <адрес> <адрес>. Разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. Права собственности истцов на указанный земельный участок были зарегистрированы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>. Участок был поставлен на кадастровый учёт, ему присвоен кадастровый номер №
По соглашению собственников от <дата>. указанный земельный участок был поделен на два земельных участка- площадью 1073 кв.м. и 594 кв.м. Оба земельных участка поставлены на кадастровый учет.
Земельный участок площадью 594 кв.м., кадастровый номер № сохранил свой прежний адрес- <адрес> а земельному участку площадью 1073 кв.м., кадастровый номер №. постановлением администрации городского округа № от <дата> года, был присвоен адресный ориентир: в 9 метрах по направлению на юго-восток от ориентира дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира <адрес>, <адрес>.
Оба участка имеют разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства.
Согласно градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № данный участок находится в производственной защитной зоне предприятий IV класса П(З)-4, градостроительный регламент которой не предусматривает на данном земельном участке индивидуального жилищного строительства.
Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, в свою очередь, являются составной частью Правил землепользования и застройки в ГО Красноуфимск, утвержденных решением Думы ГО Красноуфимск от №
Доводы истцов о том, что их право собственности на земельные участки возникло до утверждения Правил землепользования и застройки в ГО Красноуфимск суд находит необоснованными.
Представленные истцами решение Исполкома Красноуфимского городского Совета народных депутатов трудящихся <адрес> от <дата>. № об отводе земельного участка под строительство 2-х квартирного жилого дома Красноуфимскому леспромхозу свидетельствует о том, что был утвержден проект отвода земельного участка по <адрес> площадью 900 кв.м., тогда как разделенный земельный участок истцов имел адрес: <адрес> и площадь 1667 кв.м., поэтому указанное доказательство не соответствует требованиям относимости и не может быть принято судом.
Согласно Генерального плана <адрес>, разработанного в <дата>., земельный участок по <адрес> был расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования.
Земельные участки истцов, в том виде, на которое зарегистрировано право собственности истцов, сформированы в марте 2014г., соответственно, на них распространяется действие Правил землепользования и застройки в ГО Красноуфимск, утвержденные решением Думы ГО Красноуфимск от 24.06.2010г., в состав которых входит карта градостроительного зонирования, которая свидетельствуют о том, что земельные участки истцов находятся в производственной (защитной ) зоне предприятий IV класса, градостроительный регламент которой не предусматривает индивидуального жилищного строительства. То есть, вид разрешенного использования земельных участков истцов не соответствует градостроительному регламенту.
Согласно ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, по смыслу положений ст.85 Земельного кодекса РФ и ст.36 Градостроительного кодекса РФ приоритетным является градостроительный регламент территориальной зоны, а не отдельного земельного участка, находящегося в этой зоне, как полагают истцы.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что отнесение земельных участков истцов к производственной (защитной) зоне имеет законные основания- вышеуказанные Правила землепользования и застройки ГО Красноуфимск.
Проверяя доводы истцов о нарушении порядка принятия указанных Правил, суд установил, что Правила землепользования и застройки ГО Красноуфимск являются муниципальным нормативным правовым актом МО городской округ Красноуфимск, поскольку устанавливает единые правовые нормы, обязательные для применения в отношении неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с землепользованием и застройкой на территории ГО Красноуфимск.
В соответствии с п.п.3 п.1.5, п. 3.1, 3.3, 3.6 Положения "О публичных слушаниях в муниципальном образовании городской округ Красноуфимск", утвержденного решением Думы городского округа Красноуфимск от 29.09.2005 N 21/13 проект Правил землепользования и застройки выносится на публичные слушания в обязательном порядке. Публичные слушания по такому проекту проводятся в форме массового обсуждения населением ГО Красноуфимск. Информация о проектах муниципальных правовых актов, выносимых на массовое обсуждение (далее - обсуждение) населения городского округа, а также тексты указанных актов, подлежат обязательному обнародованию в средствах массовой информации, также могут доводиться до сведения населения городского округа иным способом не позднее, чем за 10 дней до начала обсуждения. Сроки обсуждения населением городского округа проектов муниципальных правовых актов не могут быть менее двух недель и более трех месяцев. Результаты обсуждения населением городского округа проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения в течение месяца со дня окончания обсуждения рассматриваются соответствующим органом местного самоуправления городского округа. В течение 10 дней со дня окончания рассмотрения подлежат официальному обнародованию (опубликованию) в средствах массовой информации в обобщенном виде.
Судом установлено, что проект Правил землепользования и застройки ГО Красноуфимск опубликован в газете «Вперед» 26.05.2009г. № 62-63. Информация о проведении публичных слушаний по Правилам землепользования и застройки ГО Красноуфимск размещена в газете «Вперед» 03.09.2009г. № 110-111.
16.09.2009г. Орган местного самоуправления Администрация ГО Красноуфимск рассмотрел результаты обсуждения проекта Правил населением городского округа и решил представить Правила на утверждение в Думу ГО Красноуфимск.
Решением Думы МО ГО Красноуфимск от 24.06.2010г. № 26/6 Правила землепользования и застройки утверждены. Указанное решение Думы опубликовано в газете «Вперед» 06.07.2010г. № 79-80.
Указанные обстоятельства опровергают доводы истцов о нарушении порядка принятия Правил землепользования и застройки ГО Красноуфимск.
Совокупность исследованных в суде доказательств позволяет сделать вывод о том, что отдельных решений о включении земельный участков истцов в состав производственной (защитной) зоны не принималось, решений о замене вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» на другой вид разрешенного использования, предусмотренный градостроительным регламентом для производственной (защитной) зоны, в отношении земельных участков истцов не принималось. Исходя из этого, требования истцов удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Большаковых В. И. и Тамары Анфиногеновны о признании незаконным решения Думы ГО Красноуфимск от <дата>. № « Об утверждении Правил землепользования и застройки в городском округе Красноуфимск» в части включения земельных участков площадью 1073 кв.м. и 594 кв.м., расположенных в <адрес> <адрес> с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства в состав производственной (защитной) зоны, возложении на Администрацию ГО Красноуфимск обязанности исключить из карты зонирования территории указание на наличие производственной (защитной) зоны 4 класса, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья И.В.Галкина