Дело № 2-252/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Чегдомын 18 апреля 2016 года
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Руденко Л.В.,
при секретаре Косоговой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к управлению образования администрации Верхнебуреинского муниципального района, Министерству финансов РФ, ОАО «РЖД» в лице филиала Дальневосточная железная дорога, Негосударственному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 258 о признании права на получение мер социальной поддержки, взыскании убытков понесённых по оплате жилого помещения с отоплением и освещением.
УСТАНОВИЛ:
Козлова Е.С. обратилась в суд с указанным иском ссылаясь на следующее.
Она работает педагогическим работником в дошкольном учреждении и проживает в поселке городского типа. Данное дошкольное учреждение было государственным, а после приватизации БАМ ЖД и образования ОАО «РЖД» учреждение было оставлено в ведомстве железных дорог и приобрело статус Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 258 ОАО «РЖД». Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») статьей 11-1. Государственные и негосударственные образовательные организации включены в одну статью и согласно п.1 и п. 2 установлено, что государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Деятельность государственных и негосударственных образовательных организаций в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируется законодательством Российской Федерации. Согласно нормы статьи 12. данного закона указано: «Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности». В соответствии с правом предоставленным законодательством РФ педагогические работники, работающие и вышедшие на пенсию из нашего учреждения, пользовались государственными льготами на пользование коммунальными услугами бесплатно. Порядок реализации данной льготы происходил через ответчика отдел образования посредствам заключенных договоров с работниками и с руководителем нашего дошкольного учреждения. С 01.04.2012 г. в реализации льготы по компенсации за оплаченные ею коммунальные услуги и электрическую энергию отделом образования отказано с указанием, что по причине того, что она работает в негосударственном образовательном учреждении. Считает, что лишение её права на получение государственной льготы как, педагогического работника, нарушено ответчиком незаконно.
Просит суд признать за ней право на получение мер социальной поддержки по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением. Обязать отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района восстановить ее в числе работников, имеющих право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. Взыскать с Министерства финансов РФ, в ее пользу убытки понесённые по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с января 2015 г. по декабрь 2015 г. в сумме 43 901,03 руб.
В судебное заседание истец Козлова Е.С. не прибыла, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика – управления образования администрации Верхнебуреинского муниципального района надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания в суд не прибыл, о причинах неявки суд не сообщил. Согласно отзыву с исковыми требованиями не согласен. Поскольку в связи с принятием Закона Хабаровского края от 19.03.2012г № 177 «О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края» изменился механизм предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроэнергии. Выплаты компенсации по возмещению расходов за коммунальные услуги предоставляются только педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно представленному отзыву с исковыми требованиями не согласен, поскольку истец работает педагогическим работником в негосударственном образовательном учреждении ОАО «РЖД», которое является коммерческой организацией, в связи с чем министерство финансов не является надлежащим ответчиком по делу. С ноября 2013 г. ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения осуществляется в размере 1 200 рублей.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» в суд не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно представленному отзыву полагает возможным взыскание расходов с Министерства финансов РФ, С ноября 2013 г. ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения осуществляется в размере 1 200 рублей.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не прибывших в суд лиц.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Из трудовой книжки Козловой Е.С. АТ – III № следует, что она с ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> (л.д.5-9).
Согласно справке НДОУ Детский сад №<данные изъяты>» Козлова Е.С. работает в указанном учреждении в должности <данные изъяты>
В судебном заседании исследовались платежные документы (квитанции) выставляемые Козловой Е.С. на оплату жилищно-коммунальных услуг за период указанный в иске (л.д. 10 – 33).
Изучив материалы дела суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3.1 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (утратившим силу с 01.09.2013г.) (далее - Закон № 3266-1) государство оказывает гражданам содействие в получении начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выделяемых в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в пределах соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов и (или) федеральных государственных требований в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.
Согласно ст. 12 Закона № 3266-1 негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с Законом № 3266-1 собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами)), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Закон № 3266-1 утратил силу с 01.09.2013 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон № 273-ФЗ).
В соответствии с п. 18, 19, 20, 21 ст. 2 Закона № 273-ФЗ, образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности; организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 8 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом № 273-ФЗ вводится понятие частной образовательной организации, которой признается образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций (ч. 7 ст. 22).
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона № 3266-1 (утратившим силу с 01.09.2013), педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Закон Хабаровского края от 14 ноября 2007 г. № 153 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования» определил, что государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов.
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Так, в силу статей 1 и 2 Законом Хабаровского края от 20.12.2006 № 90 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (с изменениями на 19.03.2012, на 27 ноября 2013 г.) педагогические работники краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) края имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая производится исходя из размера стоимости оплаты занимаемого педагогическим работником жилого помещения и расходов на отопление жилого помещения и обеспечение его электрической энергией.
Изложенные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на предоставление указанных мер социальной поддержки педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа.
Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в новой редакции на основании Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ - абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона № 3266-1 закрепляет право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Это подтверждает и статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона № 3266-1, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Согласно п. 8 ст. 47 Закона № 273-ФЗ, вступившего в силу с 01.09.2013, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного суд находит обоснованным требование истца о признании за ней право на получение мер социальной поддержки по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением, как педагогическому работнику негосударственного общеобразовательного дошкольного учреждения, поскольку социальная льгота педагогическим работникам любых организационно правых форм, была предусмотрена как Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», так и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Вышеуказанными законами не отменялось право педагогических работников негосударственных общеобразовательных дошкольных учреждений на получение указанной социальной поддержки.
Кроме того, согласно правой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.12.2007 № 947 – О-П, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
В связи с внесенными изменениями в изложенные выше нормативные акты, Федеральные законы «Об образовании» (утратившим силу с 01.09.2013г.) и «Об образовании в Российской Федерации» (вступившим в силу с 01.09.2013г.) Российской Федерацией не был разработан и установлен надлежащий механизм, соответствующего возмещения педагогическим работникам негосударственных образовательных учреждений затрат на жилищно- коммунальные услуги..
Также, согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в п. 2.3 вышеуказанного Определения, в целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории работников федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно – коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до 01.01.2005.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину, в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской федерацией, соответствующим субъектом РФ, муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» № 52-ФЗ от 06.05.2003 предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003г. №-377 «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно- коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
С учетом изменений и дополнений, внесенных пунктом 30 статьи 16 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании», из статьи 55 Закона об образовании следует, что порядок возмещения расходов устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Так как право педагогических работников на возмещения расходов в денежной форме, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, то наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.
Согласно ст. 84 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями и дополнений) расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд считает, что понесенные истцом убытки подлежат взысканию с Министерства финансов РФ, впредь до внесения в действующее законодательство надлежащих изменений, компенсация расходов педагогическим работникам негосударственных дошкольных общеобразовательных учреждений связанных с их правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освящением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), относится к расходным обязательствам Российской Федерации, поскольку федеральный законодатель не определил порядок предоставления данной льготы.
Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ни один из указанных выше законов не отменил право педагогических работников негосударственных общеобразовательных дошкольных учреждений на получение указанной социальной поддержки, как и государство не отменяло и не приостанавливало действия Законов «Об образовании» и «Об образовании РФ», в связи, с чем расходы по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, должны быть возложены на Российскую Федерацию в лице соответствующего финансового органа Министерство Финансов Российской Федерации.
Указанными выше законами «Об образовании» и «Об образовании в Российской Федерации», действовавшими на период спорных правоотношений, определены порядок установления размера и возмещения расходов, связанных с предоставлением этой меры социальной поддержки, определены источники финансирования, и не указаны негосударственные дошкольные образовательные учреждения.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случае, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежи возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган или гражданина.
Пунктом 1 Постановление Правительства РФ от 26 октября 2013 г. N 963
"О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" установлено, что педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), ежемесячную компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1 200 рублей.
Таким образом, за период указанный в иске (с января 2015 года по декабрь 2015 года) с подлежит взысканию компенсация расходов по оплате жилого помещения, отопления и освящения в размере 1 200 руб. в месяц. Исходя из расчёта 1200 руб. * 12 месяца = 14 400 руб.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случае, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежи возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.. Таким образом 14 400 руб. подлежит взысканию с Министерства финансов РФ в пользу Козловой Е.С.
Рассматривая требования об обязании отдела (управления) образования включить Козловой Е.С. в число педагогических работников, имеющих право на получение льготы на возмещение расходов по оплате ЖКУ, суд исходил из следующего.
Федеральным Законом 439-ФЗ от 29.12. 2010г. (статья 1 и 3 указанного закона утратила силу с 01.09.2013г.) определен порядок установления размере, возмещения расходов связанных с предоставлением этой меры социальной поддержки, определены источники финансирования, и не указаны негосударственные дошкольные образовательные учреждения, в суде установлено, что хотя местом работы истца является негосударственное дошкольное образовательное учреждение районным отделом образования контролируется педагогический процесс, управление образования получает сведения о количестве детей посещающих дошкольное учреждение и направляет эти сведения в Министерство образования и науки Хабаровского края.
Таким образом, требование истца об обязании отдела (управления) образования администрации Верхнебуреинского района включить Козлову Е.С. в число педагогических работников, имеющих право на получение льготы на возмещение расходов по оплате ЖКУ подлежит удовлетворению, поскольку управлением образования предоставляет списки таких лиц в Министерство образования Хабаровского края, для дальнейшей выплаты рассматриваемой льготы.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Признать за ФИО2 право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, как педагогическому работнику негосударственного общеобразовательного дошкольного учреждения.
Обязать Управление образования администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края включить Козлову Екатерину Сергеевну в число педагогических работников, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, как педагогическому работнику негосударственного общеобразовательного дошкольного учреждения.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации, за счет казны Российской Федерации, в пользу ФИО2 компенсацию расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с января 2015 года по декабрь 2015 года включительно в сумме <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2016г.
Судья Л.В. Руденко