Дело № 2-2526
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Голубченко В.М.
при секретаре Титаренко И.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Белово
06 сентября 2012 года
гражданское дело по иску Грибановой Наталии Васильевны к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения.
Свои требования мотивирует тем, что она, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <данные изъяты> приобрела статус ребенка-сироты, поскольку мать, ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец ФИО7 <данные изъяты> был лишен родительских прав.
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении при администрации <адрес>.
На сегодняшний день она приобрела право на предоставления жилого помещения, но продолжает стоять на учете для получения жилья.
Администрация Беловского городского округа мотивирует неисполнение обязанности по предоставлению ей жилого помещения отсутствием свободного жилья муниципального жилого фонда и отсутствием денежных средств для приобретения жилья.
Вместе с тем, Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого гражданина на жилье. Так, согласно ст. 40 Основного закона государства каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гарантирует право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данная норма закона устанавливает, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляют: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на предоставление жилого помещения вне очереди гарантировано также специальным законом.
Статья 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях, жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В <адрес> указанные правоотношения регламентированы в соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Пункт 1 статьи 1 названного закона устанавливает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном ЖК Российской Федерации.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей определен статьей 3 этого же закона.
Считает, что в результате бездействия администрации города, являющейся органом местного самоуправления нарушено ее право как лица, имеющего статус ребенка-сироты, на внеочередное обеспечения жилым помещением. Доводы ответчика о невозможности обеспечения жилым помещением на сегодняшний день по причине отсутствия свободного жилья муниципального фонда и отсутствия денежных средств для приобретения жилья, не могут быть признаны законными и возникает необходимость защиты нарушенных прав.
Статьей 11 ЖК РФ предусмотрена судебная защита жилищных прав. Защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Просит обязать администрацию Беловского городского округа предоставить ей, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение не ниже площадью не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования поддержала и подтвердила обстоятельства на которых они основаны. ФИО1 пояснила, что она является ребенком-сиротой, <данные изъяты> г., отец лишен родительских прав. Распоряжением администрации <адрес> <данные изъяты>. она поставлена на учет в качестве нуждающейся До настоящего времени жилье ей не предоставлено, она вынуждена проживать в общежитии.
Просит обязать администрацию Беловского городского округа предоставить ей жилое помещение по договору социального найма не <данные изъяты>.
Представитель ответчика Администрации Беловского городского округа ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что исковые требования истицы могут быть удовлетворены только за счет средств областного бюджета.
В возражении на исковое заявление представитель администрации Беловского городского округа ФИО6, действующая на основании доверенности указала, что обязанность администрации Беловского городского округа по предоставлению жилья наступает в момент финансирования из областного бюджета целевой программы по предоставлению жилых помещений детям сиротам. Предоставление жилья осуществляется в порядке внесения в список внеочередного предоставления жилой площади. Считают, что администрация Беловского городского округа ненадлежащий ответчик. В случае удовлетворения исковых требований, решение суда будет невозможно исполнить без финансирования. Администрация города предоставит жилое помещение истцу только после получения целевой субвенции и в соответствии с внеочередным списком нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считают требование о предоставлении жилого помещения ранее граждан подавших заявление на внеочередное предоставление жилья необоснованным.
Администрация Беловского городского округа согласна удовлетворить исковые требования ФИО1 к администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения за счет средств бюджета <адрес>, представленных в виде целевой субвенции в соответствии с № внеочередного списка.
Суд, выслушав истицу ФИО1, представителя ответчика администрации Беловского городского округа ФИО6, действующую на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исследовав материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности, исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 ст. 57 ЖК РФ, случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из ст. 2 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
На основании ст. 8 указанного закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Однако бюджетным законодательством не предусмотрено выделение субвенций на приобретение жилья конкретным лицам.
Согласно п. 9 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, <адрес> №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает особенности принятия на учёт детей-сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также устанавливает порядок предоставления им жилых помещений и расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам органами местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения детям-сиротам по договору социального найма.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 является сиротой, ее мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец, ФИО7 Василий был лишен родительских прав.
Распоряжением Администрации <адрес> № р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлена на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включена в список на внеочередное предоставление жилого помещения.
Суд считает, что ФИО1 приобрела статус ребенка-сироты, следовательно, как сирота имеет право на внеочередное получение жилья.
В соответствии с данными сведениями администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО1 состоит в очереди для улучшения жилищных условий с <данные изъяты>
Из ответа администрации Беловского городского округа без номера от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилой площади за <данные изъяты>, во внеочередном за номером 41.
Судом установлено, что ФИО1 временно проживает по адресу: <адрес> ком. <данные изъяты>м., что подтверждается договором найма комнаты в общежитии. Другого жилого помещения истица не имеет, о чем свидетельствует справка ГП <адрес> «Центр технической инвентаризации <адрес>» филиала № БТИ <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ и выписка из ФИО3 РОСРЕЕСТРа от ДД.ММ.ГГГГ
Администрацией Беловского городского округа жилое помещение ФИО1 до настоящего времени не предоставлено.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об установлении учетной нормы площади жилых помещений для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования «<адрес>» (минимальный размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в зависимости от достигнутого в муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма) в размере: 13 квадратных метров общей площади на 1 человека на семью из двух человек и более; 33 квадратных метра общей площади на одиноко проживающего гражданина.
В соответствии с п. 22 Решения Беловского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №-н «О внесении изменений и дополнений в Устав Муниципального образования Беловского городского округа «<адрес>» Администрация <адрес> переименована в Администрацию Беловского городского округа.
Полномочия органов государственной власти по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями были переданы органам местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечена родителей».
Согласно п.9 ч.1 ст.2 названного закона органы местного самоуправления наделяются государственным полномочием по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Следовательно, указанный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищённых граждан.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.
Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.
В соответствии со ст. 35 БК РФ бюджеты формируются на основании принципа общего покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. То есть денежные средства, поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему в виде субвенции зачисляются на единый счет бюджета и расходование средств осуществляется также с этого единого счета бюджета.
Субвенция предоставляется органам местного самоуправления на реализацию переданных государственных полномочий.
Следовательно, обязанность по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления, т.е. администрацию Беловского городского округа.
Доводы представителя ответчика Администрации Беловского городского округа о том, что предоставление ФИО1 жилого помещения в судебном порядке нарушит права других лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, поставленных на учет ранее, чем истца, суд не принимает, как не основанные на законе, по следующим основаниям.
Преамбула Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следовательно, указанный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищённых граждан.
Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит и ст.57 ЖК РФ, из которой следует, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребёнка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.
Разрешение требований о предоставлении лицам, из числа детей-сирот жилой площади во внеочередном порядке не ставится федеральным законодательством в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь, в том числе очередь по списку «внеочередников».
Суд считает, что администрация Беловского городского округа являясь органом местного самоуправления и наделенная полномочием по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязана предоставить ФИО1 жилое помещение вне очереди.
При указанных обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования и обязать ответчика- Администрацию Беловского городского округа предоставить ФИО1 по договору социального найма жилое помещение не <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11.09.2012 ░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░.░░░░░░░░░░