29 марта 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.
судей Борисихиной С.А., Песецкой С.В.
по докладу судьи Ефименко Е.В.
при секретаре Маркиной И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Темрюкского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, по апелляционной жалобе и.о.главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района Сайгашкина С.В. на решение Темрюкского районного суда от 16.01.2018 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
прокурор Темрюкского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности; об обязании принять меры по приведению в исправное состояние 126 источников наружного пожарного водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования в соответствии с требованиями п. 2 ст. 63, ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 55 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме».
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района совместно со специалистами ФГКУ «11 отряд федеральной противопожарной службы по Краснодарскому краю» была проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности на территории муниципального образования Темрюкский район, по результатам которой установлены нарушения, которые стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами администрации Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района, ввиду отсутствия надлежащего контроля за деятельностью подчиненных работников со стороны руководства, а также игнорирования требований правил пожарной безопасности, что может повлечь негативные последствия для граждан, проживающих на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района. 19.10.2017 года прокуратурой района главе Темрюкского городского поселения Темрюкского района внесено представление об устранении нарушений закона, которые до настоящего времени так и не устранены в полном объеме. Таким образом, бездействие и непринятие администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности является нарушением установленных государственных принципов пожарной безопасности, а также нарушает права неопределенного круга граждан.
Обжалуемым решением Темрюкского районного суда от 16.01.2018 года административное исковое заявление прокурора Темрюкского района удовлетворено.
В апелляционной жалобе и.о.главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района Сайгашкин С.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, указав, что данное решение является незаконным, поскольку суд при рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил нормы материального и процессуального права.
В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда административный истец – прокурор Темрюкского района, представитель административного ответчика – администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района и представитель заинтересованного лица - ФКУ «11 отряд ФПС по Краснодарскому краю» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями о получении сторонами по делу заказных писем, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.
В соответствии с п.п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Судом при рассмотрении вышеуказанного заявления не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Темрюкского района совместно со специалистами ФГКУ «11 отряд ФПС по Краснодарскому краю» была проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности на территории муниципального образования Темрюкский район.
По результатам проверки установлено, что на учете в Темрюкском городском поселении Темрюкского района имеется 126 водоисточников (101 ед. - на балансе городского поселения, 15 ед. на балансе иных организаций, 10 ед. - на балансе организаций и органов местного самоуправления не состоят), из них: неисправны - 24 ед. (не обнаружено 10 ед. (вкл. СОШ № 13), демонтировано 3 ед.), исправны - 102 ед., отсутствуют указатели - 30 шт., исправны, но требуют ремонта - 2 ед. Также установлены несправные и требующие ремонта водоисточники, с причинами неисправностей, что влечет нарушение требований п.2 ст.63, ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.55 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме».
Выявленные нарушения отражены в справке о результатах проверки, проведенной прокуратурой Темрюкского района, соблюдения Темрюкским городским поселением Темрюкского района законодательства о пожарной безопасности от 04.12.2017 года.
По результатам проверки прокуратурой Темрюкского района в адрес главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района 19.10.2017 года направлено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности административным ответчиком до настоящего времени не устранены.
По результатам рассмотрения представления письмом главы Темрюкского городского поселения от 24.11.2017 года прокурору Темрюкского района сообщено, что выполнить ремонт 101 пожарных гидрантов, состоящих в казне Темрюкского городского поселения, за счет средств городского бюджета запланировано в 2018 году. А также указано, что МУП ТГП Темрюкского района «Темрюкское управление жилищно-коммунальным хозяйством», которому были переданы 101 пожарный гидрант, по условиям заключенного с ним договора, в случае необходимости обязано проводить текущий и капитальный их ремонт, чего не исполняло.
На основании п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления (ст. 21 Закона № 69-ФЗ).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Статьей 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Согласно ч. 1 ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
Пунктом 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме», установлено, что направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
На основании изложенного, принимая во внимание отсутствие надлежащих доказательств устранения административным ответчиком допущенных нарушений законодательства РФ о пожарной безопасности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности бездействия администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района, выразившегося в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, что является нарушением установленных государственных принципов пожарной безопасности, а также нарушает права неопределенного круга граждан, проживающих на территории Темрюкского городского поселения.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции, пришел к правомерному выводу о необходимости обязать административного ответчика - администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района принять меры по приведению в исправное состояние 126 источников наружного пожарного водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования в соответствии с требованиями п.2 ст.63, ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.55 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года №390 «О противопожарном режиме».
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Выводы суда мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции при разбирательстве настоящего административного дела и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, отвергаются, как необоснованные.
Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, поскольку существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению вышеуказанного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Темрюкского районного суда от 16.01.2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу и.о.главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района Сайгашкина С.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи