Дело № 2-2375/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 августа 2014 года. Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Залугина С.В.
при секретаре Русановой М.С.,
с участием: представителя ответчика администрации Минераловодского муниципального района по доверенности Чекалина Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело по иску Ершова В.Н. к администрации Минераловодского муниципального района о возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, площадью 26,4 кв.м., имеющего адресный ориентир: .............., под строительство гаража для индивидуального автотранспорта,
У С Т А Н О В И Л:
Ершов В.Н. обратился в суд с указанным иском к администрации Минераловодского муниципального района в обоснование которого указал, что им 16 апреля 2013 года было подано в администрацию Минераловодского муниципального района заявление с просьбой согласовать выбор земельного участка площадью 26,4 кв.м., имеющего адресный ориентир: в .............., под строительство гаража для индивидуального автотранспорта.
В соответствии с частью 3 статьи 31 ЗК РФ, администрация города Минеральные Воды в газете «Время» СК № 11 от 07.06.2013 года проинформировала население о возможности или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно статье 31 ЗК РФ, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, ли об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
Однако, до настоящего времени администрация Минераловодского муниципального района не обеспечила в установленном порядке выбор земельного участка.
Считает, что бездействие администрации Минераловодского муниципального района нарушает его права и законные интересы.
В связи с чем, просит суд возложить на администрацию Минераловодского муниципального района обязанность о принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, площадью 26,4 кв.м., имеющего адресный ориентир: в .............., под строительство гаража для индивидуального автотранспорта.
Определением Минераловодского городского суда от 23 июля 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Бадраков А.М., Ашуев Т.А. и Арзанунц С.В. /л.д. 2-3/.
Истец Ершов В.Н. извещенный судом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В своем заявлении просит суд рассмотреть данное дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Третьи лица Бадраков А.М., Ашуев Т.А. и Арзанунц С.В. также извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно части 4 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Ершова В.Н., а также третьих лиц Бадракова А.М., Ашуева Т.А. и Арзанунца С.В.
В судебном заседании представитель ель ответчика - администрацию Минераловодского муниципального района по доверенности Чекалин Ю.А., требования Ершова В.Н. не признал, указав, что в силу положений земельного законодательства, в данном случае, администрация не имеет невозможности осуществить выбор земельного участка.
Просит суд в удовлетворении требований Ершова В.Н. отказать.
Суд, выслушав доводы представителя ответчика администрации Минераловодского муниципального района по доверенности Чекалина Ю.А., изучив материалы дела, оценивая представленные сторонами доказательства, считает необходимым требования истицы удовлетворить в полном объеме, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статьей 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу части 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно части 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу части 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно части 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с частью 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно части 7 статьи 31 ЗК РФ копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
В силу части 1 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Из приведенных выше правовых норм следует, что для предоставления земельного участка под строительство необходимо обращение с соответствующим заявлением непосредственно лица, заинтересованного в таком предоставлении.
В силу прямого указания части 2 статьи 31 ЗК РФ на орган местного самоуправления возложена обязанность обеспечить по заявлению данного гражданина выбор испрашиваемого земельного участка.
Так в судебном заседании установлено, что 16 апреля 2013 года Ершов В.Н. обратился к Главе администрации Минераловодского муниципального района с заявлением о согласовании выбора земельного участка с последующим предоставлением в аренду, ориентировочной площадью 26,4 кв.м., имеющего адресный ориентир: .............., под строительство гаража для индивидуального автотранспорта /л.д. 8/.
Таким образом истцом Ершовым В.Н. соблюдены требования, предъявляемые частью 1 статьи 31 ЗК РФ, в заявлениях указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Во исполнение требований статьи 31 Земельного кодекса РФ в газете «Время» от 7 июня 2013 года № 11 (187) была размещена информация о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков на территории Минераловодского района, в том числе и земельного участка, ориентировочной площадью .............. кв.м., имеющего адресный ориентир: .............. /л.д. 9-10/.
С момента опубликования информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельных участков в газете «Время СК» № 11 (187) от 07.06.2013 года в адрес администрации Минераловодского муниципального района поступили заявления граждан Арзанунц С.В., Аушева Т.А. и Бадракова А.М. о предоставлении в аренду всех земельных участков (всего на 29 земельных участков), указанных в информационном сообщении /л.д.16-19/.
Между тем, решением Минераловодского городского суда от 13 марта 2014 года было установлено, что действия участников гражданского оборота Арзанунц С.В., Аушева Т.А. и Бадракова А.М. по подаче заявок на предоставление им в аренду земельных участков (всего на 29 земельных участков), опубликованных в информационном сообщении в газете «Время СК» № 11 от 07.06.21013 года, выходят за пределы осуществления ими своих гражданских прав, предполагающих разумность и добросовестность участников этих отношений.
Этим же решением, суд признал Бадракова А.М., Ашуева Т.А. и Арзанунц С.В. лицами, злоупотребляющими правами на предоставление земельных участков в аренду в Минераловодском районе Ставропольского края.
При этом информирование населения по правилам статьи 31 ЗК РФ производится органами местного самоуправления городских или сельских поселений именно с целью выявления лиц, чьи права могут быть затронуты или нарушены предоставлением испрашиваемых земельных участков. Однако такое информационное сообщение не является основанием для принятия заявлений от других граждан, заинтересованных в предоставлении указанных участков.
По смыслу положений части 3 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный Кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным Кодексом Российской Федерации не урегулирован.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что процедура предоставления земельного участка истице на основании указанного ею заявления была начата администрацией района согласно части 5 статьи 30 ЗК РФ, который в том числе предусматривает выбор земельного участка.
Доказательством изложенного является размещение администрацией Минераловодского района информационного сообщения в газете «Время» именно в порядке статьи 31 ЗК РФ, по результатам рассмотрения обозначенного заявления Ковалева И.И.
Между тем, отсутствие действий со стороны администрации района, которая прекратила осуществление выбора участков, расценивается судом как бездействие, нарушающее права истицы на получение земельного участка в аренду.
Более того, из представленного ответа начальника управления архитектуры и градостроительства администрации города Минеральные Воды К.Г.В.. № 1540 от 7 августа 2014 года, установлено, что размещение гаража для индивидуального автотранспорта на земельном участке, площадью 26,4 кв.м., имеющего адресный ориентир: .............., предусмотрено схемой планировочной организации земельного участка. Также в соответствии с Правилами планировки, застройки и природопользования на территории города Минеральные Воды, утвержденным решением Минераловодского Совета от 29.04.2005 года № 455, так как вышеуказанный земельный участок расположен в зоне ЖЗ-9, в которой предусматривается комплексное развитие микрорайона 2, 2А с необходимым набором объектов. Данный земельный участок свободен от коммуникаций и расположен на освоенной территории, за пределами охранных зон, водных объектов, лесного фонда, городских лесов, площадей залегания полезных ископаемых. Участок не входит в охранную зону памятников истории и культуры местного значения, согласно постановления главы администрации Ставропольского края от 01.11.1995 года № 60 /л.д. 21/.
Таким образом, доводы администрации о невозможности осуществления выбора земельного участка не могут быть приняты судом во внимание, поскольку выбор земельного участка по смыслу положений земельного законодательства имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению объекта, что отражается в акте выбора земельного участка.
Статьей 31 ЗК РФ не предусмотрен отказ в рассмотрении заявления или принятии решения до момента такого выбора. В случае установления препятствий в размещении объекта в предварительном согласовании места его размещения может быть отказано, но только после оформления акта о выборе земельного участка. Таким образом, если по результатам выбора испрашиваемого истицей земельного участка будут установлены препятствия, в том числе будет установлено наложение испрашиваемых земельных участков или пересечение границ с земельными участками, ранее предоставленными иным лицам, в размещении объектов в соответствии с частью 6 статьи 31 ЗК РФ может быть отказано.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ввиду прямого указания части 2 статьи 31 ЗК РФ на администрацию Минераловодского муниципального Ставропольского края должна быть возложена обязанность по рассмотрению заявления Ершова В.Н. о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в порядке, предусмотренном статьями 30 и 31 Земельного кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29, 30, 31 ЗК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Ершова В.Н. – удовлетворить. Возложить на администрацию Минераловодского муниципального района обязанность принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, площадью 26,4 кв.м., имеющего адресный ориентир: .............. под строительство гаража для индивидуального автотранспорта.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение суда будет составлено 31 августа 2014 года.
Судья
Копия верна:
Судья Минераловодского городского суда Залугин С.В.