Дело № 2-2327/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 ноября 2018 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Барашевой М.В.
при секретаре Коротаевой А.С.,
с участием прокурора Козловой С.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Златоуста в интересах Осиповой Натальи Николаевны к Муниципальному образованию Златоустовский городской округ в лице Администрации Златоустовского городского округа о возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Прокурор г. Златоуста обратился в суд в интересах Осиповой Н.Н. с исковым заявлением к Муниципальному образованию Златоустовский городской округ в лице Администрации Златоустовского городского округа (далее Администрации ЗГО), в котором просит обязать ответчика в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия, в соответствии с утвержденными постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме: провести муниципальной комиссией обследование общего имущества многоквартирного дома <адрес>; по результатам обследования оформить акт обследования общего имущества в многоквартирном доме, принять решение комиссии, в соответствии с п. п. 15, 17 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме; вынести заключение на основании п. 18 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру города Златоуста поступило заявление Осиповой Н.Н. о нарушении социальных прав. В ходе проверки обращения было установлено, что Осипова Н.Н. является инвалидом-колясочником и не может самостоятельно передвигаться, проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире <адрес>. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» Администрацией ЗГО создана межведомственная комиссия по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах с целью их приспособления с учетом потребностей их доступности для инвалидов. Осипова Н.Н. неоднократно обращалась в администрацию Златоустовского городского округа по вопросу обеспечения беспрепятственного доступа к жилому помещению – квартире № <адрес>. Однако до настоящего времени межведомственной комиссией такое обследование не проведено, не оформлен акт обследования, не принято решение по результатам обследования с вынесением заключения.
Помощник прокурора Козлова С.Г., на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации ЗГО Иконникова А.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что межведомственной комиссией по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах обследование жилого помещения Осиповой Н.Н. не проводилось, акт не составлялся. Жилое помещение включено в список объектов культурного наследия. Имеется ответ ООО «КГХ» о том, что невозможно установить пандус, так как подъезд не соответствует требованиям.
Истец Осипова Н.Н., представитель третьего лица ООО «КГХ» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом (л.д. 86,87,88).
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом «а» части 1 статьи 9 Конвенции ООН о правах инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Россией ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2 Закона).
Согласно ст. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (вспомогательные технические средства реабилитации инвалидов).
Жилые помещения, занимаемые инвалидами, должны быть оборудованы специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (абз. 8 ст. 17 Закона).
В силу положений ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно п. 1.4 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 № 605, проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп наседания, должны обеспечивать досягаемость перемещения внутри зданий и сооружений, безопасность путей движения, а также место проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, Осипова Н.Н. является инвалидом и не может самостоятельно передвигаться. Инвалидность установлена бессрочно (л.д. 8-9 – копия справки МСЭ, л.д.23 – копия ответа УСЗН ЗГО).
В ходе проверки обращения Осиповой Н.Н., проведенной прокуратурой г. Златоуста, установлено, что она проживает в квартире <адрес>, и является ее собственником (л.д.38). На крыльце дома, в подъезде дома отсутствуют подъемные устройства, пандус, опорные поручни, или иные подъемные устройства, которые обеспечили бы беспрепятственный доступ инвалида в квартиру, в связи с чем, у Осиповой Н.Н. отсутствует возможность самостоятельного передвижения, что подтверждается ответами на обращения Осиповой Н.Н. по вопросу создания доступной среды для инвалида-колясочника, а именно установки пандуса (л.д. 19,20,21).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 № 689-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования-городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления, как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12,130-133 Конституции Российской Федерации), в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2,7,18 и 19).
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с п. 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее - Правила) доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека (п. 4 Правил).
В силу п. 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления.
По результатам работы названной комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (п. п. 12, 13) и принимается решение об экономической с целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (п. п. 17, 18 - 20 Правил).
Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида (п. 21 Правил).
Согласно п. 10 Правил порядок создания и работы федеральной комиссии устанавливается уполномоченным федеральным органом, порядок создания и работы региональной и муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом.
В соответствии с указанным постановлением, Администрацией ЗГО создана межведомственная комиссия по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирных жилых домах с целью их приспособления с учетом потребностей их доступности для инвалидов (постановление администрации ЗГО от 23.06.2017 № 260-П) (л.д.32-33).
Однако обследование жилого помещения Осиповой Н.Н. и общего имущества в многоквартирном доме, в котором она проживает, комиссией в данном составе не производилось.
Представленный ответчиком акта от ДД.ММ.ГГГГ комиссионного обследования подъезда № многоквартирного дома <адрес> (л.д.42-43), в результате которого выявлено, что возможность установки пандуса с первого по четвертый этаж отсутствует, не может быть принят судом как доказательство исполнения требования закона и проведения обследования межведомственной комиссией.
Указанные в акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ лица членами межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирных жилых домах с целью их приспособления с учетом потребностей их доступности для инвалидов, утвержденной постановлением администрации ЗГО от 23.06.2017 № 260-П, не являются. Следовательно, обследование проведено не уполномоченными на то лицами.
Таким образом, до настоящего времени межведомственной комиссией по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирных жилых домах не проведено обследование жилого помещения Осиповой Н.Н., а также общего имущества в доме, где проживает Осипова Н.Н., не оформлен акт обследования, не принято решение по результатам обследования с вынесением заключения.
На основании изложенного, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Осиповой Н.Н. к Администрации ЗГО подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 68, 98, 198-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора города Златоуста, заявленные в интересах Осиповой Натальи Николаевны, удовлетворить.
Возложить на Администрацию Златоустовского городского округа обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия, в соответствии с утвержденными постановлением Правительства РФ № 649 от 09.07.2016 Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме: провести муниципальной комиссией обследование общего имущества многоквартирного дома <адрес>; по результатам обследования оформить акт обследования общего имущества в многоквартирном доме, принять решение комиссии, в соответствии с п. п. 15, 17 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме; вынести заключение на основании п. 18 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий М.В. Барашева
Решение не вступило в законную силу