№
Р Е Ш Е Н И Е
<адрес> 14 мая 2021 года
Судья Центрального районного суда <адрес> ФИО1,
с участием представителя <данные изъяты>» в лице ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев жалобу директора <данные изъяты>» ФИО2 на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО4 о признании юридического лица <данные изъяты>» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо <данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением директор <данные изъяты>» ФИО2 подал жалобу.
В судебном заседании представитель <данные изъяты>» ФИО3 доводы жалобы поддержала и пояснила, что постановление вынесено в связи с неудовлетворительной организацией производства работ, выразившееся в отсутствии непрерывного контроля со стороны должностных лиц, ответственных за безопасное производство работ на высоте, за действиями членов бригады по наряд-допуску, и отсутствии должного контроля по соблюдению требований охраны труда, предусмотренных абз.а), б) п.17; абз.з) п.28; абз.г).п.29; абз.б),д),и) п.30; п.п.32, 42, 114 «Правил по охране труда при работе на высоте», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н; абз.1,2 п.п.19 «Правил по охране труда в строительстве» утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н. Нормативно-правовые документы, за нарушение которых <данные изъяты>» привлечен к административной ответственности постановлением №-268 от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО4, признаны утратившими силу с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем просит оспариваемое постановление отменить и производство по делу прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО4 в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть жалобу без его участия, а также оставить постановление без изменения, а жалобу <данные изъяты>» без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы, проверив представленные материалы, выслушав мнения участников судебного заседания, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст.5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в ходе проведения расследования несчастного случая установлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушение которых привело к несчастному случаю. Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО4 выявлены нарушения действующего трудового законодательства, о чем был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ о несчастном случае на производстве.
Согласно данному акту причиной несчастного случая на <данные изъяты>» послужила неудовлетворительная организация производства работ, выразившееся в отсутствии непрерывного контроля со стороны должностных лиц, ответственных за безопасное производство работ на высоте, за действиями членов бригады по наряд-допуску, и отсутствии должного контроля по соблюдению требований охраны труда указанных в локальных нормативных документах, инструкциях по охране труда, со стороны должностных лиц, чем нарушены требования ст.ст.22, 212 ТК РФ, абз.а), б) п.17; абз.з) п.28; абз.г).п.29; абз.б),д),и) п.30; п.п.32, 42, 114 «Правил по охране труда при работе на высоте», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н, с поправками, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н, (зарегистрировано в Министерстве юстиции России ДД.ММ.ГГГГ рег.№); абз.1,2 п.п.19 «Правил по охране труда в строительстве», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н (зарегистрировано Министерством юстиции России ДД.ММ.ГГГГ рег.№); п.п. 6.1.3; 6.1.6 ППР «Устройства «Аэротенк» Р7 и вторичного отстойника Р8 36/09-02/11-220, 221-ППР1». Допущенные нарушения, вышеуказанных норм трудового законодательства повлекли за собой существенные нарушения прав работников на безопасные условия труда. Несчастный случай произошел ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 25 минут с работником <данные изъяты>». В связи с чем постановлением №-ПВ/12-627-И/53-268 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО4 года юридическое лицо <данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную или уголовную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия закона во времени: согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2).
Данные правила, основанные на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов; принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П; Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 1-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1485-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 1903-О).
Положения статьи 54 Конституции Российской Федерации, устанавливающие правила действия закона во времени, конкретизируются в отраслевом законодательстве, включая законодательство об административных правонарушениях.
Так, в силу нормативных положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено (пункт 33.2).
В соответствии с абз.1 п.2,3 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении правил по охране труда при работе на высоте» - с ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ года№н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте».
В соответствии с абз.1 п.2,3 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении правил по охране труда при строительстве, реконструкции, ремонте» - с ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении правил по охране труда в строительстве».
В соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ» (вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что ДД.ММ.ГГГГ:
- в соответствии с ч.2 ст.15 при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу ДД.ММ.ГГГГ – независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории РФ или отменены ли нормативные правовые акты.
-в соответствии с ч.3 ст.15 несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, абз.а), б) п.17; абз.з) п.28; абз.г).п.29; абз.б),д),и) п.30; п.п.32, 42, 114 «Правил по охране труда при работе на высоте», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н; абз.1,2 п.п.19 «Правил по охране труда в строительстве» утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н, на нарушения которых ссылается главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО4 при вынесении постановления о привлечении <данные изъяты>» к административной ответственности, утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО4 о признании юридического лица ООО «Азотремстрой» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей, – отменить, производство по делу прекратить на основании п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, удовлетворив жалобу директора <данные изъяты> ФИО2
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течении десяти суток со дня получения копии данного решения.
Судья: ФИО1