Дело № 2-313/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нарьян-Мар 24 апреля 2014 года
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Щеголихиной К.Ю.,
при секретаре Кузьминой Д.Д.
с участием представителя истца Сядей М.А., представителя ответчика Могутовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ляпунова Виктора Александровича к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании незаконным постановления от 20.03.2014 №743, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка,
установил:
Ляпунов В.А. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (далее - Администрация) о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что постановлением Администрации от 01.03.2011 №270 был утвержден акт выбора земельного участка, утверждена схема земельного участка на кадастровом плане и предварительно согласовано предоставление ему земельного участка под строительство индивидуальной бани. Постановлением от 24.02.2012 №315 ему был предоставлен на праве аренды сроком на 10 лет земельный участок по адресу: г.Нарьян-Мар в районе <адрес>, с кадастровым номером № площадью 600 кв.м. Постановлением Администрации от 17.04.2013 №695 в вышеуказанное постановление были внесены изменения: слова «сроком на 10 лет» заменены словами «сроком на 3 года». В марте 2012 года он обратился к ответчику с заявлением о заключении договора аренды, которое было оставлено без удовлетворения. Полагал бездействие ответчика незаконным.
В судебном заседании представитель истца Сядей М.А., действовавший на основании доверенности, исковые требования уточнил. Просил признать незаконным постановление Администрации от 20.03.2014 №743, которым были отменены ранее изданные постановления о согласовании и предоставлении Ляпунову В.А. земельного участка, и возложить на ответчика обязанность заключить с Ляпуновым В.А. договор аренды земельного участка.
В судебное заседание истец Ляпунов В.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации Могутова А.Д., действовавшая на основании доверенности, иск не признала. Полагала, что у Администрации имелись законные основания для отмены в порядке самоконтроля вынесенных постановлений о предварительном согласовании и предоставлении земельного участка, поскольку спорный земельный участок находится в зоне ПТ - производственно-транспортной зоне, в которой строительство индивидуальных бань не допускается.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.36 Конституции Российской Федерации, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В судебном заседании установлено, что по заявлению Ляпунова В.А. о предоставлении земельного участка под строительство индивидуальной бани на основании акта выбора земельного участка, схемы расположения земельного участка постановлением администрации г.Нарьян-Мара от 01.03.2011 №270 «О предварительном согласовании Ляпунову В.А. места расположения земельного участка под строительство индивидуальной бани в районе <адрес>» был утвержден акт выбора земельного участка и схема расположения земельного участка, а также предварительно согласовано место расположения земельного участка под строительство индивидуальной бани.
Во исполнение указанного постановления Ляпуновым В.А. получен кадастровый паспорт земельного участка.
Постановлением Администрации от 24.02.2012 №315 Ляпунову В.А. был предоставлен на праве аренды сроком на 10 лет земельный участок в районе <адрес> в г.Нарьян-Маре с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м, под строительство индивидуальной бани.
Постановлением Администрации от 17.04.2013 №695 в постановление от 24.02.2012 №315 были внесены изменения: в пункте 1 слова «сроком на 10 лет» заменены словами «сроком на 3 года».
Постановлением Администрации от 20.03.2014 №743 вышеуказанные постановления от 01.03.2011 №270 о предварительном согласовании места расположения земельного участка, от 24.02.2012 №315 о предоставлении Ляпунову В.А. земельного участка и от 17.04.2013 №695 «О внесении изменений в постановление Администрации от 24.02.2012 №315» были отменены со ссылкой на п.3 ст. 31, п.4 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», решение Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 27.01.2011 №203-р «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», п.1 ст. 48 Федерального закона №131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Полагая действия ответчика незаконными, истец обратился в суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суд исходит из того, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Кодекса.
Орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Судом установлено, что основанием для отмены постановлений Администрации от 01.03.2011 №270 о предварительном согласовании места расположения земельного участка, от 24.02.2012 №315 о предоставлении Ляпунову В.А. земельного участка и от 17.04.2013 №695 «О внесении изменений в постановление Администрации от 24.02.2012 №315» послужили нарушения, выявленные в ходе проверки законности их вынесения.
В силу положений ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации при принятии решений о предоставлении земельных участков орган местного самоуправления обязан соблюдать требования, установленные ч.2 ст. 31, ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 30-37 Градостроительного кодекса РФ, положениями местных градостроительных нормативов.
Согласно карте градостроительного зонирования МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» испрашиваемый Ляпуновым В.А. земельный участок находится в производственно-транспортной зоне (ПТ).
Решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 20.12.2007 №257-р утверждены Правила землепользования и застройки, которыми определено зонирование территории города Нарьян-Мара в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 27.01.2011 №203-р в вышеуказанные Правила землепользования и застройки внесены изменения, согласно которым в зоне ПТ не допускается строительство индивидуальных бань ни в качестве основного, ни в качестве вспомогательного вида разрешенного использования.
Таким образом, предоставление Ляпунову В.А. земельного участка в указанном месте под строительство индивидуальной бани влечет нарушение основных положений земельного законодательства об использовании земельных участков соответствии с их предназначением и видом разрешенного использования.
С учетом вышеизложенного, у Администрации отсутствовали правовые основания для предоставления Ляпунову В.А. спорного земельного участка с предварительным согласованием места его размещения.
Поскольку решения об утверждении акта выбора земельного участка, предварительном согласовании и предоставлении земельного участка Ляпунову В.А. принимались Администрацией в период действия Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Совета городского округа №257-р от 20.12.2007 в редакции от 27.01.2011 №203-р, они, в силу ч.3 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации, были обязательны для исполнения. Установив наличие нарушений закона при издании постановлений, Администрация правомерно приняла решение об отмене незаконных правовых актов в порядке самоконтроля.
При принятии оспариваемого истцом постановления от 20.03.2014 №743 Администрация действовала в рамках законодательства и в пределах своих полномочий, основываясь на необходимости контроля за законностью при осуществлении публичных функций в порядке самоконтроля.
В отсутствие решения о предоставлении земельного участка не имеется оснований для понуждения Администрации к заключению договора аренды, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Ляпунова Виктора Александровича к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании незаконным постановления от 20.03.2014 №743, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка отказать.
На решение суда лицами, участвующим в деле, может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий К.Ю. Щеголихина
Мотивированное решение суда изготовлено 29.04.2014.