24RS0002-01-2019-004566-02
Дело №12-378/2019
РЕШЕНИЕ
г. Ачинск, ул. Назарова, 28Б 28 ноября 2019 года
Судья Ачинского городского суда Красноярского края Попов А.В.,
с участием должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директора по экологии и качеству АО «РУСАЛ Ачинск» Немерова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директора по экологии и качеству АО «РУСАЛ Ачинск» Немерова А. М. на постановление заместителя начальника отдела надзора за обращением с отходами, в области охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю от 03 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела надзора за обращением с отходами, в области охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю от 03.09.2019 должностное лицо – директор по экологии и качеству АО «РУСАЛ Ачинск» Немеров А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. за то, что 25.07.2019 в ходе внеплановой выездной проверки было установлено, что АО «РУСАЛ Ачинск» в нарушение требований ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 7 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещает отходы вне специально предназначенных для этих целей мест – вне объекта размещения отходов, внесенного в государственный реестр размещения отходов, а именно на земельном участке, расположенном восточнее <адрес> (кадастровый №) в зоне обрушенных пород известнякового рудника (л.д.101-107).
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директор по экологии и качеству АО «РУСАЛ Ачинск» Немеров А.М., не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения. Свои требования мотивирует тем, что запрет, установленный п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которым запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, временно не распространяется на объекты, указанные в п. 8 ст. 29.1 настоящего Федерального закона, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25.12.2018 №483-ФЗ, вступившими в силу с 05.01.2019, согласно которым до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Следовательно, в действиях АО «РУСАЛ Ачинск» отсутствует нарушение п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ (л.д.1-4).
В судебном заседании должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директор по экологии и качеству АО «РУСАЛ Ачинск» Немеров А.М доводы жалобы поддержал по аналогичным основаниям, пояснив, что в данной должности он с 2016 года, провал возле п. марганцевый рудник образовался в 80-х годах, в него в дальнейшем начали засыпать вскрышную породу и иные неопасные отходы глиноземного производства IV и V класса опасности. В 2001 году было утверждено заключения экологической экспертизы, с учетом корректировки рабочей документации в 2004 году о рекультивация земель в зоне обрушенных пород рудника сроком на 5 лет, но объемы размещения отходов обществом не выбраны. В 2018 году снова выдано разрешение на рекультивацию земель сроком до 2023 года. Считает, что обществом не осуществляется захоронение отходов в хоне обрушенных пород рудника, а производится рекультивация земель. Данные выводы подтверждены решением Арбитражного суда Красноярского края от 21.10.2019 по делу №
Изучив доводы жалобы, выслушав должностное лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении дела судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 ст. ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ч. 1, 2 ст. 51 Федерального Закона РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно материалам дела, заместителем начальника отдела надзора за обращением с отходами, в области охраны атмосферного воздуха старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Красноярскому краю и Республике Тыва, на основании распоряжения от 02.07.2019 №-р/п, в период с 12.07.2019 по 25.07.2019 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «РУСАЛ Ачинск» (л.д.19-21).
В ходе проверки установлено, что АО «РУСАЛ Ачинск» использует земельный участок (зона обрушенных пород - провал бывшего подземного марганцевого рудника) общей площадью 41132,20 м2 с кадастровым номером 24:43:0201011:17, расположенный восточнее посёлка Мазульский, для проведения рекультивации нарушенных земель отходами IV-V классов опасности по договору аренды земельного участка № от 10.03.2016 (л.д.49-58).
Объектом рекультивации является провал земли, образовавшийся от подработки толщи пород горными выработками бывшего подземного рудника по добыче марганца, вблизи от промплощадки Ачинского глиноземного комбината (далее – «провал»). Земли, отведенные под рекультивацию отработанных пространств - участок зоны обрушенных пород - «провал» с полостью обрушения глубиной от 42 до 71 м, расположен к юго-востоку от п. Мазульский в 0,5 км от основной площадки комбината. Мероприятия по организации рекультивации «провала» с применением промышленных отходов было начато Ачинским глиноземным комбинатом в 1980 г. В 1993 г. Постановлением администрации п. Мазульский от 21 сентября № 48-п земельный участок с зоной обрушения общей площадью 12,5 га отведен Ачинскому глиноземному комбинату во временное пользование для его закладки производственными отходами. Рекультивацию зоны обрушенных пород с использованием отходов IV-V классов опасности АО «РУСАЛ Ачинск» осуществляет согласно рабочей документации, выполненной в 2000 году ЗАО «МОНИТЭК», имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом №-э от 27.03.2001, а также корректировки рабочей документации в 2004 году «Рекультивация обрушенных земель. Зона обрушенных пород подземного рудника» по увеличению объема ежегодно используемых отходов за счет привлечения отходов сторонних организаций, о чем выдано положительное заключение государственной экологической экспертизы от 04.11.2004 №, утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю от 04.11.2004 № (л.д.71-82).
Из содержания заключения экспертной комиссии от 04.11.2004 № следует, что санитарно-гигиеническая экспертиза рабочего проекта (корректировка) «Рекультивация нарушенных земель. Зона обрушенных пород подземного рудника. Охрана окружающей среды» АО «РУСАЛ Ачинск» по адресу: <адрес> и корректировка рабочего проекта «Рекультивация нарушенных земель. Зона обрушенных пород подземного рудника. Охрана окружающей среды» АО «РУСАЛ Ачинск» по адресу: <адрес> проведена государственным учреждением «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Ачинск и Ачинском районе Красноярского края» (от 15.09.2004 № 3364), проект признан соответствующим действующим санитарным нормам и правилам.
Деятельность АО «РУСАЛ Ачинск» по обращению с отходами регламентируется нормативами образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Межрегионального Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю от 14.12.2018 №, документ выдан сроком действия по 13.12.2023 (л.д.127-126).
На основании данного документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в АО «РУСАЛ Ачинск» предусмотрено образование отходов IV класса опасности от собственной деятельности в виде вскрышных пород с их размещением в зоне обрушенных пород Мазульского известнякового рудника.
По результатам внеплановой выездной проверки составлен акт проверки №Т-303в от 25.07.2019, в котором проводившее проверку лицо пришло к выводу о том, что объект рекультивации фактически является объектом размещения отходов, на котором осуществляется прием промышленных отходов собственных, а также сторонних организаций (л.д.36-41).
Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении директора по экологии и качеству АО «РУСАЛ Ачинск» Немерова А.М. протокола об административном правонарушении №Т-303в/3 от 20.08.2019 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ (л.д.95-98).
Между тем, как установлено в ходе рассмотрения дела, АО «РУСАЛ Ачинск» использует земельный участок (зона обрушенных пород - провал бывшего подземного марганцевого рудника) общей площадью 41132,20 м2 с кадастровым номером №, расположенный восточнее <адрес>, для проведения рекультивации нарушенных земель с использованием промышленных отходов сроком по 28.02.2028 на основании договора аренды земельного участка № от 10.03.2016.
Рекультивацию зоны обрушенных пород с использованием отходов IV-V классов опасности АО «РУСАЛ Ачинск» осуществляет согласно рабочей документации, выполненной в 2000 году ЗАО «МОНИТЭК», имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы (приказ об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам рабочей документации № от 27.03.2001), а также корректировки рабочей документации в 2004 году «Рекультивация обрушенных земель. Зона обрушенных пород подземного рудника» по увеличению объема ежегодно используемых отходов за счет привлечения отходов сторонних организаций (положительное заключение государственной экологической экспертизы от 04.11.2004 №, Приказ Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю «Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы материалов рабочего проекта (корректировки) ОАО «Ачинский глиноземный комбинат» Рекультивации нарушенных земель зоны обрушенных пород подземного рудника» от 04.11.2004 №, положительное заключение государственной Санитарно-эпидемиологической службы РФ по г. Ачинску и Ачинскому району от 20.09.2004 №.АЦ.02.000.Т.000417.09.04.).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Использование отходов для рекультивации (восстановления) земель обусловлено их физическим свойством - объемом, способным заполнить полость без значительного изъятия земель другого участка (без образования новых полостей).
В данном случае применительно к началу рекультивации «провала», действовали нормы Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные совместным приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 22.12.1995 № (далее – Основные положения) и Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Конечной целью использования отходов при рекультивации в соответствии с Основными положениями является восстановление земель в сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целях. Правовой режим использования отходов для рекультивации земель в период начала рекультивации предусматривал необходимость соблюдения установленных законом требований: разработка проектов рекультивации на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка (пункт 6 Основных положений); проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации (статья 12 Закона об экологической экспертизе (в редакции от 29.12.2004, действовавшей до 01.01.2007), п. 6, 7 Основных положений).
Обществом были соблюдены требования, предусмотренные законом при осуществлении деятельности по рекультивации нарушенных земель с использованием отходов.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 18 Закона об экологической экспертизе заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.
Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям данного Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю) было подтверждено, что рекультивация «провала» к юго-востоку от <адрес> в 0,5 км от основной площадки комбината с использованием отходов соответствует экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, из чего следует, что в соответствии с согласованной Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю документацией происходит использование (утилизация) отходов производства, а не их захоронение.
Исходя из представленных суду документов, общество в данном случае осуществляет деятельность по рекультивации объекта, а не по захоронению отходов; объект, подлежащий рекультивации, не является объектом размещения отходов по смыслу Закона об отходах производства и потребления.
Из содержания положительного заключения государственной экологической экспертизы и проекта рекультивации следует, что они не содержат в себе каких-либо ограничительных сроков для рекультивации объекта.
Согласно положениям ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ обязательным элементом состава административного правонарушения является вина лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
В соответствии с положениями ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Отсутствие состава административного правонарушения отнесено п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела надзора за обращением с отходами, в области охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю от 03.09.2019, вынесенное в отношении должностного лица - директора по экологии и качеству АО «РУСАЛ Ачинск» Немерова А.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 03 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░. 8.2 ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░