Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 августа 2015 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Сергеева Ю.С.,
при секретаре Чернюговой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах Боль А.А. к Государственному учреждению Красноярскому региональному отделению Фонду социального страхования в лице Филиала № 12 ГУ КРО ФСС о понуждении выдать технические средства реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Боль А.А. обратился в суд с иском, в котором просит обеспечить истца техническими средствами реабилитации на основании программы от ДД.ММ.ГГГГ:
Свои требования мотивирует тем, что Боль А.А. является инвалидом № группы.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ, разработанной в соответствии с требованиями ст.ст. 8 и 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» предусмотрено предоставление истцу технических средств реабилитации, указанных в резолютивной части искового заявления.
ДД.ММ.ГГГГ Боль А.А. обратился к ответчику с заявлением по обеспечению его вышеуказанными техническими средствами реабилитации. Заявление филиалом было принято и выдано направление на получение технических средств реабилитации. Однако с момента подачи заявления и до настоящего времени истец техническими средствами реабилитации не обеспечен.
Непредставление Боль А.А. технических средств реабилитации не позволяет последнему пройти необходимую комплексную реабилитацию. Ответчик не исполняет возложенные на него обязательства и не обеспечивает Боль А.А. необходимыми средствами технической реабилитации, тем самым допускает ущемление законных имущественных прав и интересов инвалида.
В судебном заседании прокурор Глуховерова Г.А. (действующая на основании служебного удостоверения) на исковых требованиях настаивала в полном объёме.
Представитель ответчика Трусова Е.Б. (доверенность л.д. 18) представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении требований отказать в полном объёме. Мотивировав свой отказ тем, что все необходимые обязательства перед истцом филиал выполнил, а именно:
- принял заявление истца о предоставлении ему технических средств реабилитации;
- Боль А.А. был поставлен на учёт, о чём ему было выдано соответствующее уведомление;
- выдано направление на поручение либо изготовление ТСР;
- заключён государственный контракт на поставку вышеуказанных ТСР.
С момента подачи заявления до настоящего времени прошло чуть более 3-х месяцев. За такой короткий промежуток времени обеспечить инвалида указанными средствами реабилитации не предоставляется возможным, поскольку в соответствии с законодательством необходимо провести конкурс, который длится от 45 до 50 дней. Кроме того, инвалид мог самостоятельно приобрести себе согласно программе реабилитации технические средства, а потом обратиться в филиал за выплатой соответствующей компенсации (л.д. 15-17).
Истец Боль А.А. в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, ходатайств не заявил.
С учётом надлежащего извещения сторон, позиции прокурора, представителя ответчика, суд считает, возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца Боль А.А..
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав стороны, оценив их доводы, а также доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, исходя из следующего:
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
На основании ст. 63 Федерального Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 122 ФЗ от 22 августа 1994 года социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В соответствии с положениями ст. 11 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалиду по месту жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения исполнительным органом Фонда социального страхования РФ инвалидов техническим и средствами реабилитации. Так, согласно п. 3,4,5 указанных Правил: обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем: предоставления соответствующего технического средства; оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства; предоставления проезда инвалиду к месту нахождения организации; оплаты проживания инвалида в случае изготовления технического средства в амбулаторных условиях; выплаты компенсации расходов на мероприятия, указанные в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
В исполнительный орган ФСС по месту жительства инвалида поддается заявление. Право на получение технического средства реабилитации возникает с момента подачи заявления. При этом уполномоченный орган ФСС должен в течение 15 дней рассмотреть данное заявление и выдать инвалиду уведомление о постановке на учет и направление на получение технического средства реабилитации в организации отобранной ФСС в установленном порядке (путем заключения государственных контрактов).
Распоряжением Правительства РФ № 2347 от 30 декабря 2005 года утвержден перечень технических средств, в соответствии с которым кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные относятся к техническим средствам реабилитации, обеспечение которыми возложено на Фонд социального страхования РФ.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, Боль А.А. является инвалидом первой группы (л.д. 13).
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалид Боль А.А. нуждается в технических средствах реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем, куда входит кресло-коляска с ручным приводом базовая комнатная ширина сидения 45 см; кресло-стул с санитарным оснащением (без колес), кресло-коляска с ручным приводом базовая прогулочная, в том числе для детей-инвалидов, ширина сиденья 48 см. (л.д. 10-12).
При рассмотрении дела судом было установлено, ответчиком не оспаривалось, что ДД.ММ.ГГГГ Боль А.А. обратился с заявлением об обеспечении его техническими средствами реабилитации.
Между тем, до настоящего времени инвалид Боль А.А. не обеспечен средствами реабилитации согласно программе реабилитации. Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которому государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов», регламентирующие отношения в области создания условий в сфере реабилитации инвалидов, корреспондируют с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими политику социального государства, обеспечивающую достойную жизнь человека, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Приведенный комплекс мероприятий определяется индивидуальной программой реабилитации, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ).
Довод стороны ответчика о том, что все меры на основании поданного Боль А.А. заявления были приняты, а доставка ТСР осуществляется по не зависящим от них обстоятельствам, поскольку необходимо соблюсти процедуру проведения конкурса, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов в бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в обществе.
В соответствии со статьей 11 названного Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалидов является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм собственности.
По смыслу ст. 314 ГК РФ, применяемой к настоящим правоотношениям по аналогии, обязанность ответчика по предоставлению инвалиду технических средств реабилитации должна быть исполнена в разумный срок. Предоставленные технические средства реабилитации должны обеспечить реабилитацию инвалида в течение срока действия программы, начиная от даты ее вынесения. Между тем, из материалов дела усматривается, что индивидуальная программа реабилитации Боль А.А. составлена ДД.ММ.ГГГГ, срок проведения реабилитационных мероприятий определен до ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением в филиал о предоставлении технических средств реабилитации истец обратился ДД.ММ.ГГГГ. При этом Боль А.А. техническими средствами реабилитации, в которых он нуждается, не обеспечен на момент рассмотрения дела в суде.
При этом реализация Боль А.А. права на обеспечение техническими средствами реабилитации Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» не ставится в зависимость от сроков заключения обязанным лицом государственного контракта. Таким образом, истец имеет право на получение ТСР с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента принятия индивидуальной программы реабилитации, исполнение которой должно обеспечиваться ФСС с момента её предоставления инвалидом в компетентный орган. Поэтому доводы, указанные ответчиком при рассмотрении дела, не освобождают ФСС от исполнения программы реабилитации.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Боль А.А. являясь инвалидом первой группы, имеет право на получение технических средств реабилитации, которые предоставлены инвалиду законом, несоблюдение уполномоченным органом требований федерального законодательства по предоставлению таких средств и услуг нарушает его права и свободы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Боль А.А. к Государственному учреждению Красноярскому региональному отделению Фонду социального страхования в лице Филиала № 12 ГУ КРО ФСС о понуждении выдать технические средства реабилитации удовлетворить.
Обязать ГУ КРО ФСС РФ в лице Филиала № 12 обеспечить Боль А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно индивидуальной программе реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ техническими средствами реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом базовая комнатная, в том числе для детей-инвалидов, ширина сидения 45 см; креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес); креслом-коляской с ручным приводом базовая прогулочная, в том числе для детей инвалидов, ширина сиденья 48 см..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 20 августа 2015 года.