Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5958/2016 ~ М-5122/2016 от 02.06.2016

Дело № 2а-5958/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15.06.2016 года г. Петрозаводск

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе судьи

Е.В. Лазаревой

при секретаре

А.А. Куценко

с участием:

административного истца

представителя административного истца

представителя административного ответчика

А.А. Крамских

Е.С. Пальцевой, действующей на основании заявления представляемого, сделанном в судебном заседании в устной форме

Н.В. Савинова, действующего на основании доверенности от 14.01.2016

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Крамских А.А. к Законодательному Собранию Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении информации, оформленного письмом от 16.05.2016 № 2-1/14, понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Крамских А.А. (далее – административный истец, заявитель) обратилась в суд с административным иском к Законодательному Собранию Республики Карелия (далее – Законодательное собрание, представительный орган, административный ответчик) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 16.05.2016 № 2-1/14 (далее – оспариваемое решение, решение от 16.05.2016), которым заявителю было отказано в получении сведений о величине выплаченного депутатам возмещения расходов по найму жилого помещения в г. Петрозаводске (далее – возмещение), понуждении устранить допущенные нарушения посредством представления запрошенной информации, полагая, что оспариваемое решение нарушает ее право на получение информации о деятельности государственного органа, а также об использовании бюджетных средств.

Административный истец и его представитель в судебном заседании на требованиях настаивали по доводам, подробно изложенным в административном исковом заявлении, пояснив, что обращение, явившееся основанием для принятия оспариваемого решения, было написано от имени гражданина, а не от имени редакции средства массовой информации, сотрудником которого он является, а также не в качестве журналиста.

Заявитель полагал, что имеет право на получение запрошенных сведений в качестве избирателя и налогоплательщика, указывая на актуальной запрошенной информации. Указал, что имеет право знать фамилии депутатов, получавших в 2014-2015 гг. возмещения, а также о полученных каждым из них суммах возмещения без указания конкретных квартир, за аренду которых она получается, с тем, чтобы иметь возможность контролировать расходование Законодательным собранием бюджетных средств.

Представитель административного ответчика в ходе рассмотрения дела полагал требования необоснованными, указывая на отсутствие оснований для предоставления испрашиваемой информации.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы дела № 23630/2015, суд приходит к следующим выводам.

Заявитель, действуя в качестве физического лица, 21.04.2016 обратился в Законодательное собрание с запросом, в котором просил предоставить сведения за 2014-2015 гг. (по годам) о конкретных депутатах (с указанием фамилии) Законодательного собрания, получавших возмещение расходов по найму жилого помещения, а также о размере возмещения, полученном каждым из них.

Председатель Законодательного собрания оспариваемым решением 16.05.2016 отказал заявителю в предоставлении запрошенных сведений со ссылкой на положения ФЗ «О персональные данные» (далее – Закон № 152-ФЗ), ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ), Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, утвержденный Указом Президента РФ от 08.07.2013 № 613 (далее – Порядок от 08.07.2013).

Одновременно административному истцу было сообщено, что депутатам представительного органа, работающим на профессиональной постоянной основе, из бюджета Республики Карелия возмещены расходы по найму жилых помещений: в 2014 году – 5158,4 тыс. руб., в 2015 году – 5258,9 тыс. руб.

С настоящим административным иском заявитель обратился 02.06.2016.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон и не оспариваются ими.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Разрешая настоящее дело, суд отмечает, что обращения заявителя как к административному ответчику, так и в суд были инициированы им исключительно в качестве гражданина, в связи с чем при разрешении настоящего дела судом не учитываются дополнительные гарантии на получение информации, которые могли быть ему предоставлены, в том числе, в силу статей 38-41, 47 Закона РФ «О средствах массовой информации».

В соответствие с п. 3 ст. 3, п. 2 ст. 5, пп. 1 и 2 ст. 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципе открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения и, в зависимости от категории доступа к ней, подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа); ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В силу пп. 1 и 2 ст. 8 Закона № 149-ФЗ граждане (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, при этом гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Подпунктом 3 пункта 4 этой же статьи установлено, что не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).

В силу чч. 1 и 2 ст. 32, ч. 1 ст. 34, ст. 35, ч. 2 ст. 39, ст. 40 Конституции Республики Карелия Законодательное собрание является постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Карелия, состоящим из депутатов, работающих, в том числе, на профессиональной постоянной основе, из числа которых избирается Председатель Законодательного собрания, ведающий внутренним распорядком в соответствии с принимаемым Регламентом; в течение срока полномочий депутат Законодательного собрания обязан соблюдать ограничения и исполнять обязанности, предусмотренные федеральными законами, а права, обязанности и ответственность депутата Законодательного собрания устанавливаются законом Республики Карелия.

В соответствие с п. 5, 11, 12 Регламента Законодательного собрания Председатель Законодательного собрания представляет Законодательное собрание во взаимоотношениях с должностными лицами и органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Главой Республики Карелия, Правительством Республики Карелия, иными органами государственной власти Республики Карелия, должностными лицами и органами местного самоуправления, представителями иностранных государств и международных организаций, общественными объединениями; выполняет иные функции, возложенные на него Законодательным собранием; осуществляет полномочия руководителя Законодательного собрания как юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято компетентным должностным лицом.

Поскольку со дня обращения заявителя до дня принятия оспариваемого решения прошло менее 30 дней (иной срок рассмотрения обращения о предоставлении запрошенной административным истцом информации не установлен), суд приходит к выводу, что срок рассмотрения, установленный ч. 1 ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не пропущен.

В силу ст. 29 Закона Республики Карелия «О статусе депутата Законодательного Собрания Республики Карелия» (далее – Закон № 612-ЗРК) при переезде в город Петрозаводск депутату Законодательного собрания, работающему на профессиональной постоянной основе, не обеспеченному жилым помещением в городе Петрозаводске, ежемесячно возмещаются расходы по найму жилого помещения депутатом Законодательного собрания совместно с членами его семьи (супругом, несовершеннолетними детьми), которые в соответствие со статьей 31 этого же закона возмещаются за счет средств, предусмотренных законом о бюджете Республики Карелия на содержание Законодательного собрания.

Статьей 10 Закона № 612-ЗРК установлено, что депутат Законодательного собрания ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представляет в комиссию Законодательного собрания по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного собрания (далее - комиссия), сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если федеральными законами для них не установлена иная форма представления указанных сведений (далее – сведения о доходах и расходах), которые отражаются в соответствующих разделах справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, форма которой утверждена Президентом Российской Федерации, достоверность и полноту которых проверяет комиссия.

Основанием для проведения проверки является достаточная информация, представленная в письменной форме в установленном порядке, в том числе: постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, а также региональных отделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений; общероссийскими и региональными средствами массовой информации (части 1-6); представляемые депутатами Законодательного собрания сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещаются на официальном сайте Законодательного собрания не позднее 30 апреля текущего года; представляемые депутатами Законодательного Собрания сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются для опубликования средствам массовой информации в течение 30 дней после получения их запроса в письменной форме (часть 11 в редакции, действовавшей на момент предоставления ответа).

Положения Закона № 612-ЗРК приняты в развитие ограничений и обязанностей, налагаемых на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, установленные ч. 4 статьи 12.1 Закона № 273-ФЗ, которым установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула к указанному закону).

Кроме того, приведенные положения Закона № 612-ЗРК воспроизводят положения чч. 3.1 – 3.7 ст. 12 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ).

При этом частью 3.8 этой же статьи предусмотрено, что порядок размещения на официальном сайте законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации представляемых депутатами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядок предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросом определяются законами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, имея ввиду положения преамбулы п. 1 ч. 1 ст. 5, пп. 1, 5, 6 ст. 7 Закона № 273-ФЗ, определяемые Президентом Российской Федерации основные направления государственной политики в области противодействия коррупции, в том числе, в части введения антикоррупционных стандартов (то есть установление для соответствующей области деятельности системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области), являются едиными, в связи с чем права государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также устанавливаемые для указанных служащих и лиц ограничения, запреты и обязанности унифицируются.

Подпунктом «а» пункта 3 Порядка от 08.07.2013 установлен прямой запрет на размещение на официальных сайтах и предоставление средствам массовой информации для опубликования иных сведений (кроме указанных в пункте 2 настоящего порядка) о доходах служащего (работника), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем на праве собственности названным лицам, и об их обязательствах имущественного характера.

В силу пп. «в» п. 2 Порядка от 08.07.2013 на официальных сайтах размещаются и средствам массовой информации предоставляются для опубликования только сведения о декларированном годовом доходе служащего (работника), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Соответственно, опубликованию (представлению средствам массовой информации) подлежат лишь сведения о суммарном годовом доходе, полученном из всех источников, без указания вида дохода (по основному месту работы, от педагогической и научной деятельности, иные доходы с указанием их вида и т.д.), а также источниках его получения.

Данное делегированное регулирование осуществлено Президентом РФ во исполнение полномочий, возложенных на него непосредственно Законом № 273-ФЗ, а также следует из предписания ст. 7 Закона № 152-ФЗ.

При этом учитывается, что возмещение относится к одному из видов полученного депутатом Законодательного собрания дохода, отличным от дохода по основному месту работы (имея ввиду графы 1 и 6 раздела 1 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденной Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460).

С учетом изложенного, положений п. 5 ст. 2, чч. 1 и 2, п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 2, п. 3 ч. 4 ст. 6, чч. 1 и 2 ст. 9 Закона № 149-ФЗ, сведения о виде полученного каждым конкретным депутатом дохода, относятся к информации ограниченного доступа, в связи с чем Законодательное собрание не вправе распространять ее свободно, в том числе, посредством размещения на сайте и предоставления средствам массовой информации.

Получение по индивидуальному обращению каждого гражданина сведений о доходах и расходах в большем объеме, нежели чем предусмотрено Порядком от 08.07.2014 для размещения на официальном сайте и предоставления средствам массовой информации для опубликования недопустимо, поскольку не только влечет раскрытие информации ограниченного доступа, но и ограничивает иных лиц в ее получении.

При этом учитывается, что доведение до сведения избирателей подлежащих распространению сведений о доходах и расходах посредством размещения на официальном сайте Законодательного собрания, а также получения средствами массовой информации, является наиболее простым и доступным способом их обнародования, в том числе, применительно к положениям чч. 1 и 5 ст. 7, ч. 5 ст. 8 Закона № 149-ФЗ, ч. 1 ст. 12, ч. 3 ст. 19 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в связи с чем после ее размещения в сети «Интернет» и опубликования ее в средствах массовой информации, ответ на запрос ограничивается указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

Кроме того, получение данных сведений в индивидуальном порядке с возможностью их последующего опубликования в средстве массовой информации (имея ввиду то обстоятельство, что заявитель фактически является действующим сотрудником одного из них) позволяет их получать не в качестве журналиста, а в качестве гражданина, с последующим использованием в своей профессиональной деятельности, в связи с чем установленное ограничение может быть обойдено.

Вместе с тем, имея ввиду значимость свободы массовой информации (в том числе, в свете чч. 4 и 5 ст. 29 Конституции РФ), средствам массовой информации предоставляются дополнительные гарантии по сбору и получению информации (статьи 38-41, 47 Закона РФ «О средствах массовой информации»), по отношению к обычным гражданам, в связи с чем последние не могут обладать большим объемом прав, нежели чем журналисты.

Полагая возможным применить ограничения, установленные Порядком от 08.07.2014 в отношении депутатов Законодательного собрания, суд отмечает, что сам по себе тот факт, что ч. 11 ст. 10 Закона № 612-ЗРК (принятой во исполнение предписания ч. 3.8 ст. 12 Закона № 184-ФЗ) не установлено ограничение об объеме сведений о доходах и имуществе депутатов Законодательного собрания, размещаемых на официальном сайте и предоставляемых средствам массовой информации, не освобождает административного ответчика от обязанности по нераспространению сведений, указанных в пп. «а» п. 3 Порядка от 08.07.2014, имея ввиду то обстоятельство, что данные сведения отнесены к сведениям ограниченного доступа.

Диспозитивность ч. 3.8 ст. 12 Закона № 184-ФЗ не может повлечь освобождение обладателя информации ограниченного доступа от обязанности по сохранению ее конфиденциальности, а относится только и исключительно порядку предоставления сведений о доходах и имуществе (сроки предоставления, круг лиц, которым она может быть предоставлена и т.п.).

При этом учитывается, что самим Законодательным собранием, в том числе, применительно к правовой позиции, сформулированной в пункте 6 судебной практики по административным делам Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года, ч. 11 ст. 10 Закона № 612-ЗРК не расширялся объем сведений о доходах и имуществе, подлежащих обнародованию.

Кроме того, суд учитывает, что в силу вытекающего из п. 1 ч. 1 ст. 5, пп. 1, 5, 6 ст. 7 Закона № 273-ФЗ равенства прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей, отнесение сведений о доходах и имуществе к информации ограниченного доступа должно распространяться на всех перечисленных лиц вне зависимости от замещаемой должности.

Соответственно, сведения о доходах и имуществе не могут применительно к одним должностным лицам (лицам, замещающим государственные или муниципальные должности) являться информацией ограниченного доступа, а применительно к другим – общедоступной.

При этом учитывается, что в силу п. 7 Положения о порядке размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, на официальном сайте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, утвержденном Постановлением ГД ФС РФ от 05.07.2013 № 2696-6 ГД сведения о доходах и расходах, представляемые депутатом Государственной Думы и не подлежащие размещению на официальном сайте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, являются сведениями конфиденциального характера (ограниченного доступа).

Вопреки утверждению административного истца, информация о размере получаемого каждым депутатом Законодательного собрания возмещения, не относятся к перечисленной в п. 3 ч. 4 ст. 8 Закона № 149-ФЗ информации, которой (применительно к сведениям о возмещении) является информация суммах расходов на выплату возмещения всем депутатам, предоставленной оспариваемым решением.

Обратное толкование позволяет требовать от любого органа государственной власти или государственного органа предоставления сведений о каждом конкретном получателе любой выплаты (денежные довольствие и содержание, заработная плата, социальные выплаты, пенсии, пособия и т.д.), осуществляемой за счет средств бюджета и о ее размере, а не сведения о суммах расходах по конкретным статьям бюджета, что, очевидно не соответствует положениям п. 5 ст. 2, чч. 1 и 2, п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 2, п. 3 ч. 4 ст. 6, чч. 1 и 2 ст. 9 Закона № 149-ФЗ, ст. 7 Закона № 152-ФЗ.

Указываемые заявителем суждения о коррупционной составляющей, возможных злоупотреблениях депутатов Законодательного собрания, связанных с получением возмещения, могут быть устранены посредством обращения в правоохранительные и надзорные органы.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято компетентным должностным лицом, в установленные сроки, при наличии к тому правовых и фактических оснований, с соблюдением установленного порядка, в связи с чем совокупность установленных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований, отсутствует, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить следующее.

Публичный статус депутатов Законодательного собрания, замещающих выборные должности, заявитель, реализуя свои права избирателя, вправе в силу п. «е» ч. 1 ст. 7, ч. 1, п. «а» ч. 2 ст. 8 Закона № 612-ЗРК обращаться к каждому из них с просьбой раскрыть интересующую ее информацию о реализации каждым из них права на получение возмещение.

При этом каждый депутат, являясь обладателем указанной информации, не запрещенной к распространению, вправе применительно к положениям п. 5 ст. 2, ч. 2, п. 4 ч. 3 ст. 5, пп. 1 и 2 ч. 3 ст. 6 Закона № 149-ФЗ, предоставить заявителю запрошенные сведения либо отказать в их предоставлении.

Исходя из предоставленного каждым из депутатов ответа административный истец вправе реализовывать свои права избирателя, в том числе, имея ввиду предстоящие выборы в Законодательное собрание.

Применительно к положениям ч. 1 ст. 111 КАС РФ издержки, понесенные административным истцом, относятся на него самого.

Настоящее решение не требует опубликования в официальном печатном издании.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 295-298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Лазарева

Решение в окончательной форме принято 20.06.2016

Последний день подачи апелляционной жалобы – 20.07.2016.

2а-5958/2016 ~ М-5122/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Крамских Антонина Анатольевна
Ответчики
Законодательное Собрание Республики Карелия
Другие
Пальцева Елена Сергеевна
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Лазарева Е.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
02.06.2016Регистрация административного искового заявления
02.06.2016Передача материалов судье
03.06.2016Решение вопроса о принятии к производству
03.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2016Судебное заседание
20.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2016Дело оформлено
08.09.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее