Судья: Макарова О.В. дело № 33-2219
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
16 августа 2017 года г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Коротченковой Р.Р.,
судей Забелиной О.А., Герасимовой Л.Н.,
РїСЂРё секретаре Митюревой Р.Рћ.,
РІ открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело РїРѕ заявлению РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Свердловского района Орловской области РІ интересах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рє РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ РРЅРЅРµ Викторовне Рѕ взыскании материального ущерба,
по апелляционному представлению прокурора Свердловского района Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 21.06.2017, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Коротченковой Р.Р., объяснения заместителя РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Свердловского района Орловской области Демину РЎ.Р’., поддержавшую РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционного представления, возражения представителя ответчика РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. – Куренковой Р•.Р’., представителя Департамента сельского хозяйства <адрес> – Косачева Рќ.Рќ., изучив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ <адрес> РІ интересах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. Рѕ взыскании материального ущерба.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства при расходовании бюджетных средств, выделенных по государственной программе «Социальное развитие села до 2010 года» на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
Р’ С…РѕРґРµ проверки установлено, что РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІР° Р.Р’. обращалась РІ администрацию <адрес> СЃ заявлением Рѕ включении ее РІ реестр получения Свидетельства Рѕ предоставлении средств федерального бюджета (СЃСѓР±СЃРёРґРёРё) РІ рамках указанной программы для строительства (приобретения) индивидуального жилого РґРѕРјР° РІ Рґ. <адрес>.
Департаментом сельского хозяйства <адрес> ответчику предоставлена субсидия на строительство жилья в сельской местности в 2003 - 2004 годах в размере <...> руб.
Вместе СЃ тем, РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. жилой РґРѕРј РІ Рґ. <адрес> РЅРµ построен, Р° построен РїРѕ
<адрес> в <адрес>.
Поскольку денежные средства, выделенные РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. РІ рамках указанной федеральной программы являются расходными обязательствами Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, действиями ответчика РїРѕ РёС… нецелевому использованию Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации причинен ущерб РЅР° СЃСѓРјРјСѓ <...> СЂСѓР±., РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ РїСЂРѕСЃРёР» взыскать СЃ РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. указанную СЃСѓРјРјСѓ СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РІ РґРѕС…РѕРґ федерального бюджета.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор <адрес> ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Полагает, что суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований в нарушение положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не дал надлежащей оценки доказательствам, а также всем обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Ссылается РЅР° то, что СЃСѓРґРѕРј первой инстанции сделан ошибочный вывод РѕР± истечении СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности РїРѕ заявленным требованиям, исчисленный СЃСѓРґРѕРј СЃ 2004 РіРѕРґР°, РєРѕРіРґР°, РїРѕ мнению СЃСѓРґР°, Департамент сельского хозяйства <адрес> как орган, осуществляющий контроль Р·Р° расходованием СЃСѓР±СЃРёРґРёР№, РјРѕРі узнать Рѕ нецелевом использовании РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. предоставленной ей РёР· федерального бюджета СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РЅР° строительство жилого РґРѕРјР°, поскольку Департамент, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· действующего законодательства, РЅРµ был наделен полномочиями, обязывающими его выезжать РЅР° место строительства РґРѕРјР° СЃ целью проверки предоставленных администрацией <адрес> документов Рѕ возведении РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. жилого РґРѕРјР° РІ Рґ. <адрес>
Отмечает, что несоответствие действительности сведений, указанных РІ данных документах, стало известно РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСѓ Рё Департаменту <дата> РїСЂРё вынесении постановления РѕР± отказе РІ возбуждении РІ отношении РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. уголовного дела РїРѕ С‡. <...> СЃС‚. <...> Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІРІРёРґСѓ чего СЃСЂРѕРє РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности для обращения РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим заявлением РЅРµ является пропущенным.
Судебная коллегия, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия находит, что имеются основания для отмены судебного решения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права, в частности, является неправильное истолкование закона (п. 3 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ).
При вынесении обжалуемого решения такое нарушение было допущено судом первой инстанции.
Статьей 2 ГПК РФ установлено, что задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Положения ч. 2 ст. 56 ГПК РФ обязывают суд определить, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, и вынести эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определяются судом исходя из доводов и возражений лиц, участвующих в деле, а также из положений норм права, подлежащих применению при разрешении спора.
В силу ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 858 от 3.12.2002 (далее - Программа) целью и задачей Программы, государственным заказчиком которой и координатором является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, является, в частности, развитие сельских муниципальных образований и/или сельских территорий, осуществление мероприятий по жилищному строительству на указанных территориях.
В соответствии с разделом IV Программы «Финансовое и ресурсное обеспечение программы» финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, осуществляется государственными заказчиками Программы, то есть Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и их территориальными органами.
В <адрес> территориальным органом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации является Департамент сельского хозяйства <адрес>.
Согласно разделу VI Программы «Организация управления реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения» государственный заказчик - координатор Программы (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации) с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно подготавливает и до 1 февраля каждого года представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации отчет о ходе реализации Программы за прошедший год.
В соответствии с положениями ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу ст. ст. 196 и 200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что РЅР° основании заявления РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’., РІ котором РѕРЅР° просила предоставить ей РёР· федерального бюджета СЃСѓР±СЃРёРґРёСЋ РІ рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села РґРѕ 2010 года» для улучшения жилищных условий путем строительства жилого РґРѕРјР° РІ Рґ. <адрес>, ей перечислена РЅР° счет РІ банке СЃСѓР±СЃРёРґРёСЏ РІ размере <...> СЂСѓР±. РЅР° строительство жилья.
Данное обстоятельство подтверждается Свидетельством о предоставлении средств федерального бюджета (субсидии), бюджетов субъекта Российской Федерации и иных внебюджетных источников для строительства (приобретения) жилого помещения в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» от <дата> №, в котором имеется соответствующая отметка сотрудников Сбербанка России (л.д. 118).
РР· материалом дела следует, что основанием для включения органом местного самоуправления РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІСѓ Р.Р’. РІ СЃРїРёСЃРєРё граждан, имеющих право РЅР° получения вышеуказанной СЃСѓР±СЃРёРґРёРё, явилось наличие Сѓ нее земельного участка РІ данной деревне, нахождение вместе СЃ семьей
(3 человека) на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, проектно-разрешительной документации на строительство жилого дома в данной деревне.
<дата> распоряжением главы администрации <адрес> №-р назначена государственная комиссия в целях приемки, в эксплуатацию завершенных строительством объектов социального и производственного назначения в 2004 году.
<дата> главой администрации <адрес> утвержден акт государственной приемочной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рѕ приемке законченного строительством объекта РІ эксплуатацию РѕС‚ <дата>, согласно которому РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІР° Р.Р’. построила Рё ввела РІ эксплуатацию РІ вышеуказанном населенном пункте жилой РґРѕРј площадью 128,7 РєРІ.Рј.
После оформления указанного акта РІ корешке Свидетельства Рѕ предоставлении средств федерального бюджета (СЃСѓР±СЃРёРґРёРё), бюджетов субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё иных внебюджетных источников для строительства (приобретения) жилого помещения РІ рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села РґРѕ 2010 года» РѕС‚ <дата> в„– была сделана отметка РѕР± использовании СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РІ строительстве РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. жилого РґРѕРјР° РІ населенном пункте <адрес> площадью 128,7 РєРІ.Рј.
Согласно письменной позиции представителя Департамента сельского хозяйства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации – Косаревой Рќ.Р., указанный орган осуществлял контроль Р·Р° использованием средств лишь РЅР° основании представленных субъектов Р Р¤ отчетов Рѕ реализации мероприятий Программы. Рћ факте причинения ущерба узнали только РёР· заявления прокуратуры <адрес> РѕС‚ <дата>
(Р».Рґ. 111-114)
Рассматривая заявленные требования Рё заявление РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. Рё ее представителя Рѕ РїСЂРѕРїСѓСЃРєРµ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности, СЃСѓРґ первой инстанции пришел Рє выводу РѕР± отказе удовлетворении требований РІРІРёРґСѓ истечения СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности, посчитав, что начало его исчисления необходимо определять СЃ момента, РєРѕРіРґР° Департамент сельского хозяйства <адрес> РјРѕРі или должен был узнать Рѕ нарушении своего права - СЃ <дата>, РєРѕРіРґР° Департамент сельского хозяйства <адрес> формировал для Министерства сельского хозяйства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РіРѕРґРѕРІСѓСЋ отчетность РѕР± использовании денежных средств РІ рамках Программы, Рё, соответственно, Рѕ нецелевом использовании ответчиком СЃСѓР±СЃРёРґРёРё.
В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что Российская Федерация в лице уполномоченных органов, функционирующих в рамках Программы в единой системе, должна была узнать о нарушении права, выразившегося в нецелевом использовании ответчиком субсидии, не позднее указанной даты, которую следует считать началом течения срока исковой давности, и поскольку заявление прокурора поступило в суд <дата>, то оно подано за пределами срока исковой давности.
Между тем судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном истолковании норм гражданского законодательства, определяющим начало течения срока исковой давности, сделаны в противоречии с ними.
Согласно правовой позиции, выраженной в абз. 3 п. 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 № 1159-О, положение п. 1 ст. 200 ГК РФ сформулировано таким образом, что наделяет суд необходимыми полномочиями по определению момента начала течения срока исковой давности исходя из фактических обстоятельств дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2006 № 250 утверждены Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (далее – Правила).
В соответствии с указанными Правилами субсидии предоставляются на условиях участия в финансировании (софинансировании) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и граждан.
Доля средств, выделяемых в форме субсидий, составляет не более 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. Доля собственных (в том числе заемных) средств, привлекаемых гражданами, составляет не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья (п. 3).
Право на получение государственной поддержки за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации (далее - государственная поддержка) имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
а) постоянно проживающие в сельской местности;
б) документально подтвердившие наличие собственных (в том числе заемных) средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил;
в) нуждающиеся в улучшении жилищных условий (п. 4 Правил).
Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с настоящими Правилами, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата>, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после <дата> по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 5).
Гражданин, которому предоставляется государственная поддержка в рамках реализации мероприятий, предусмотренных приложением № к Программе (далее - получатель государственной поддержки), вправе ее использовать:
а) на приобретение готового жилого помещения в сельской местности в пределах муниципального района, в котором он постоянно проживает;
б) на создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - строительство жилого дома) в сельской местности в пределах муниципального образования, которое он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
в) на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в пределах сельского поселения (сельского населенного пункта), которое он избрал для постоянного проживания (п. 6 Правил).
Право граждан на получение государственной поддержки для строительства (приобретения) жилья удостоверяется именным документом - свидетельством по форме согласно приложению №, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство).
Выдача свидетельства получателю государственной поддержки осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - орган исполнительной власти) (п. 8).
Граждане, указанные в п. 4 настоящих Правил, изъявившие желание улучшить жилищные условия с использованием государственной поддержки, представляют в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление об участии в реализации мероприятий Программы по форме согласно приложению № с приложением следующих документов:
а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
б) копии документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;
в) копия документа, подтверждающего наличие у заявителя собственных (в том числе заемных) средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья;
г) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
д) документ, подтверждающий признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий;
е) копия трудовой книжки (для работающих) (п. 11 Правил).
Копии документов, представляемых в соответствии с п. 11 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке (п. 12).
Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в п. 11 настоящих Правил, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях, предусмотренных приложением № к Программе, на территории муниципального района, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в органы исполнительной власти. При выявлении заведомо недостоверной информации, содержащейся в указанных документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата (п. 13).
Органы исполнительной власти на основании указанных в п. 13 настоящих Правил списков и документов принимают решение о признании заявителей получателями государственной поддержки, формируют сводные списки по форме согласно приложению № и утверждают их (п. 14).
Органы исполнительной власти с учетом сведений о предварительных размерах субсидий формируют и утверждают списки получателей государственной поддержки в планируемом году. О принятом решении органы исполнительной власти уведомляют получателей государственной поддержки, включенных в указанные списки (п. 16).
Получатель государственной поддержки в течение срока действия свидетельства представляет его в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления средств государственной поддержки
(Рї. 25).
После перечисления средств государственной поддержки с банковского счета получателя государственной поддержки лицам, указанным в п. 27 настоящих Правил, кредитная организация направляет в орган исполнительной власти, выдавший свидетельство, подлинник свидетельства с отметкой о произведенной оплате (п. 28).
Приобретенное или построенное получателями государственной поддержки жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан, при этом общая площадь жилого помещения в расчете на одного члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве (п. 29).
Согласно объяснениям, данным РІ СЃСѓРґРµ апелляционной инстанции представителем Департамента сельского хозяйства <адрес> Косачевым Рђ.Рђ., РІ 2004 РіРѕРґСѓ РїСЂРё реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села РґРѕ 2010 года» между Департаментом Рё администрацией <адрес> было заключено соглашение, РІ котором был определен РїРѕСЂСЏРґРѕРє предоставлении СЃСѓР±СЃРёРґРёРё гражданам РІ целом соответствующий вышеуказанному Постановлению Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации; как РїСЂРё предоставлении ответчику СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РёР· федерального бюджета РїРѕ Программе РІ соответствии СЃРѕ СЃРїРёСЃРєРѕРј, сформированным администрацией <адрес>, так Рё РїСЂРё предоставлении акта РІРІРѕРґР° РІ эксплуатацию жилого РґРѕРјР°. Оснований для проверки целевого использования СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РЅРµ имелось, так как РІСЃРµ документы, оформленные должностными лицами органа местного самоуправления, соответствовали требованиям закона; Рѕ противоправности действий РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. Департаменту стало известно только после проведенной РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј Рё следственными органами проверки, РІ результате которой было выявлено нецелевое использование ответчиком СЃСѓР±СЃРёРґРёРё.
Согласно РїРёСЃСЊРјСѓ Департамента сельского хозяйства <адрес> РѕС‚ <дата> документы, связанные СЃ предоставлением РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РїРѕ указанной Программе уничтожены РїРѕ истечению СЃСЂРѕРєР° хранения РїРѕ актам РѕС‚ <дата> в„– Рё РѕС‚ <дата> в„–, РІ том числе выписки РїРѕ лицевым счетам СЃ 1998 РіРѕРґР° РїРѕ 2009 РіРѕРґ, соглашения СЃ органами местного самоуправления, отчеты Рё иные документы, связанные СЃ финансированием граждан РїРѕ Программе.
Как следует РёР· материалов дела Рё объяснений РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’., данных ею сотрудникам правоохранительных органов РІ С…РѕРґРµ проверки заявления РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рѕ хищении бюджетных денежных средств РїСЂРё строительстве жилья, РІ 2003 РіРѕРґСѓ РѕРЅР° получала разрешение администрации <адрес> РЅР° строительство жилого РґРѕРјР° Рё выделении земельного участка расположенного РІ <адрес>, которая должна была перейти Рє землям Котовской сельской администрации. Поскольку РЅР° момент участия РІ программе «Социальное развитие села РІ 2010 РіРѕРґСѓВ» передача земель, РІ том числе выделенной ей части, РІ ведение Котовской сельской администрации только предполагалась, РїСЂРё этом необходимо было проживать РЅР° территории сельской местности Рё быть там зарегистрированной, ей было также выдано разрешение РЅР° строительство РІ <адрес>, РіРґРµ РѕРЅР° ранее проживала. Р’ настоящее время это <адрес>, как такое могло получиться пояснить РЅРµ может (Р».Рґ. 33).
Поскольку Департаменту сельского хозяйства <адрес> как уполномоченному органу РїРѕ реализации Федеральной целевой программе «Социальное развитие села РґРѕ 2010 года» стало Рё могло быть РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· вышеизложенных РІ рассматриваемом случае обстоятельствах известно Рѕ нецелевом использовании РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. предоставленной ей РёР· федерального бюджета СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РЅР° строительство жилья только после проведения РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕР№ проверки, РєРѕРіРґР° правоохранительными органами началась проводиться доследственная проверка выявленных фактов, РІ рамках которой были отобраны личные объяснения РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’., подтвержденные сведениями, представленными Котовским сельским поселением <адрес> Рѕ том, что ответчик РЅРµ проживает РЅР° территории сельского поселения Рё РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ строил РЅР° территории сельского поселения жилого РґРѕРјР°, Рё документами, представленными администрацией <адрес> РІ отношении СЏРєРѕР±С‹ строительства РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. жилого РґРѕРјР° РІ Рґ. <адрес>, недостоверное содержание которых могло быть выявлено лишь РїСЂРё РёС… проверке правоохранительными органами, то недостоверность документов РЅРµ могла быть выявлена РїСЂРё проверке Департаментом сельского хозяйства Орловской
области стандартно оформленного РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. РІ администрации <адрес> пакета документов для получения СЃСѓР±СЃРёРґРёРё Рё отчета РїРѕ ее целевому использованию.
Судебная коллегия считает, что РІ целях определения начала течения СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности РІ рассматриваемом случае предоставление ответчиком для получения СЃСѓР±СЃРёРґРёРё Рё отчета РїРѕ ее целевому использованию надлежаще оформленного пакета документов само РїРѕ себе РЅРµ означает, что именно СЃРѕ РґРЅСЏ формирования Департаментом сельского хозяйства <адрес> (<дата>) для Министерства сельского хозяйства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РіРѕРґРѕРІРѕРіРѕ отчета Рѕ С…РѕРґРµ реализации Программы Департамент безусловно знал или должен был узнать Рѕ нецелевом использовании РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. предоставленной ей СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РЅР° строительство жилья.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, РІ данном случае РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· конкретно установленных обстоятельств СЃСЂРѕРє РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности РїРѕ заявленным РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј требованиям надлежит исчислять СЃ РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2015 РіРѕРґР° (СЃ момента проведения РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕР№ проверки РІ отношении РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’.). Следовательно, СЃСЂРѕРє РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности РїРѕ заявленным РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј требованиям РЅРµ истек Рё вывод СЃСѓРґР° первой инстанции РѕР± отказе РІ удовлетворении требований РїРѕ данному основанию РЅРµ основан РЅР° законе.
Оценивая по существу обоснованность доводов прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон РѕС‚ 28.08.1995 в„– 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», действовавший РІ период предоставления РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РЅР° строительство жилья, разграничивал муниципальные образования РЅР° РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРµ, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, РІ пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет Рё выборные органы местного самоуправления (Рї. 1 СЃС‚. 1).
Закон Орловской области от 7.12.1999 № 132-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Орловской области» в редакции Закона Орловской области от 16.12.2001 № 181-ОЗ, действовавшей в спорный период, определял в составе административно-территориальных единиц в составе области районного значения сельские советы, указанные в приложении 1 к указанному Закону, а также поселки городского типа, к которым относится, в частности Змиевка (п. 2 ст. 6).
При этом поселок городского типа Змиевка является административным центром сельского района (п. 2 ст. 7).
Согласно приложению 1 к названому <адрес> в состав <адрес> входит <...> сельсовет (п. 19).
РР· приложения 2 Рє вышеуказанному <адрес> следует, что РІ состав Котовского сельсовета <адрес> РІС…РѕРґРёС‚ <адрес>, Р° поселок РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ типа Змиевка РЅРµ РІС…РѕРґРёС‚ РІ состав Котовского сельсовета (РїРї. 19 Рї. 2, РїРї. 19 Рї. 3).
В соответствии с п. 2 ст. 1, ст. 2, п. 1 ст. <адрес> от 12.08.2004 № 416-ОЗ «О статусе, границах и административных центрах муниципальных образований на территории <адрес>» Котовскому сельсовету, на территории которого находится <адрес>, придан статус муниципального образования – сельское поселение Котовское с административным центром <адрес> и установлена граница сельского поселения в соответствии с картографической картой.
При этом муниципальному образованию поселок городского типа Змиевка придан статус – городское поселение Змиевка, а муниципальному образованию Свердловский сельский район придан статус – муниципальный район Свердловский с административным центром поселок городского типа Змиевка.
В соответствии с абз. 3 п. 1 Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2006 № 250, действовавшего в первоначальной редакции, под сельской местностью в настоящих Правилах понимались сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории в пределах муниципального района.
Согласно материалам дела РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. РІ обоснование права РЅР° получение РїРѕ вышеуказанной Программе РёР· федерального бюджета СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РЅР° строительство жилья РІ сельской местности были представлены документы, что РѕРЅР° зарегистрирована Рё проживает СЃ семьей РёР· 3-С… человек РІ <адрес> Орловской Области, имеет РІ собственности земельный участок РІ Рґ. <адрес>, находится РЅР° учете РІ сельском поселении РІ качестве нуждающегося РІ улучшении жилищных условий, имеет проектно-разрешительную документацию РЅР° строительство жилого РґРѕРјР° РІ Рґ. Котовка, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, <дата> ей, как отвечающей необходимым критериям, была предоставлена СЃСѓР±СЃРёРґРёСЏ РІ СЃСѓРјРјРµ <...> СЂСѓР±.
В последующем ей был представлен утвержденный <дата> главой администрации <адрес> акт от <дата> государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию – жилого дома в д. <адрес>, площадью <...> кв.м., который был принят в качестве документа, подтверждающего целевое использование субсидии, о чем имеется соответствующая отметка в корешке Свидетельства о предоставлении средств федерального бюджета (субсидии), бюджетов субъекта Российской Федерации и иных внебюджетных источников для строительства (приобретения) жилого помещения в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» от <дата> №.
Вместе с тем материалами дела подтверждено, что строительство жилого дома ею в д. Котовка либо в ином населенном пункте <...> сельского поселения никогда не осуществлялось, а полученная субсидия была использована на строительства дома по <адрес> в <адрес>.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2).
В силу п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Поскольку РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. нецелевым использованием предоставленной ей СЃСѓР±СЃРёРґРёРё причинен ущерб Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, то СЃСѓРјРјР° полученной ею СЃСѓР±СЃРёРґРёРё подлежит возврату РІ федеральный бюджет.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, судебная коллегия РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± удовлетворении заявленных РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј требований Рё взыскании СЃ РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. СЃСѓРјРјС‹ <...> СЂСѓР±. РІ РґРѕС…РѕРґ федерального бюджета.
Возражения РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. относительно как РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности, так Рё РїРѕ существу требований судебная коллегия отклоняет как несостоятельные РїРѕ вышеизложенным мотивам.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ <дата> отменить Рё постановить РЅРѕРІРѕРµ решение, которым заявление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° <адрес> РІ интересах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рє РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ РРЅРЅРµ Викторовне Рѕ взыскании материального ущерба удовлетворить.
Взыскать СЃ РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ РРЅРЅС‹ Викторовны РІ РґРѕС…РѕРґ федерального бюджета СЃСѓРјРјСѓ полученной СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РІ размере <...> (<...>) рублей.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё
Судья: Макарова О.В. дело № 33-2219
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
16 августа 2017 года г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Коротченковой Р.Р.,
судей Забелиной О.А., Герасимовой Л.Н.,
РїСЂРё секретаре Митюревой Р.Рћ.,
РІ открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело РїРѕ заявлению РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Свердловского района Орловской области РІ интересах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рє РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ РРЅРЅРµ Викторовне Рѕ взыскании материального ущерба,
по апелляционному представлению прокурора Свердловского района Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 21.06.2017, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Коротченковой Р.Р., объяснения заместителя РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Свердловского района Орловской области Демину РЎ.Р’., поддержавшую РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционного представления, возражения представителя ответчика РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. – Куренковой Р•.Р’., представителя Департамента сельского хозяйства <адрес> – Косачева Рќ.Рќ., изучив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ <адрес> РІ интересах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. Рѕ взыскании материального ущерба.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства при расходовании бюджетных средств, выделенных по государственной программе «Социальное развитие села до 2010 года» на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
Р’ С…РѕРґРµ проверки установлено, что РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІР° Р.Р’. обращалась РІ администрацию <адрес> СЃ заявлением Рѕ включении ее РІ реестр получения Свидетельства Рѕ предоставлении средств федерального бюджета (СЃСѓР±СЃРёРґРёРё) РІ рамках указанной программы для строительства (приобретения) индивидуального жилого РґРѕРјР° РІ Рґ. <адрес>.
Департаментом сельского хозяйства <адрес> ответчику предоставлена субсидия на строительство жилья в сельской местности в 2003 - 2004 годах в размере <...> руб.
Вместе СЃ тем, РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. жилой РґРѕРј РІ Рґ. <адрес> РЅРµ построен, Р° построен РїРѕ
<адрес> в <адрес>.
Поскольку денежные средства, выделенные РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. РІ рамках указанной федеральной программы являются расходными обязательствами Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, действиями ответчика РїРѕ РёС… нецелевому использованию Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации причинен ущерб РЅР° СЃСѓРјРјСѓ <...> СЂСѓР±., РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ РїСЂРѕСЃРёР» взыскать СЃ РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. указанную СЃСѓРјРјСѓ СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РІ РґРѕС…РѕРґ федерального бюджета.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор <адрес> ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Полагает, что суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований в нарушение положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не дал надлежащей оценки доказательствам, а также всем обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Ссылается РЅР° то, что СЃСѓРґРѕРј первой инстанции сделан ошибочный вывод РѕР± истечении СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности РїРѕ заявленным требованиям, исчисленный СЃСѓРґРѕРј СЃ 2004 РіРѕРґР°, РєРѕРіРґР°, РїРѕ мнению СЃСѓРґР°, Департамент сельского хозяйства <адрес> как орган, осуществляющий контроль Р·Р° расходованием СЃСѓР±СЃРёРґРёР№, РјРѕРі узнать Рѕ нецелевом использовании РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. предоставленной ей РёР· федерального бюджета СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РЅР° строительство жилого РґРѕРјР°, поскольку Департамент, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· действующего законодательства, РЅРµ был наделен полномочиями, обязывающими его выезжать РЅР° место строительства РґРѕРјР° СЃ целью проверки предоставленных администрацией <адрес> документов Рѕ возведении РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. жилого РґРѕРјР° РІ Рґ. <адрес>
Отмечает, что несоответствие действительности сведений, указанных РІ данных документах, стало известно РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСѓ Рё Департаменту <дата> РїСЂРё вынесении постановления РѕР± отказе РІ возбуждении РІ отношении РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. уголовного дела РїРѕ С‡. <...> СЃС‚. <...> Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІРІРёРґСѓ чего СЃСЂРѕРє РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности для обращения РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим заявлением РЅРµ является пропущенным.
Судебная коллегия, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия находит, что имеются основания для отмены судебного решения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права, в частности, является неправильное истолкование закона (п. 3 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ).
При вынесении обжалуемого решения такое нарушение было допущено судом первой инстанции.
Статьей 2 ГПК РФ установлено, что задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Положения ч. 2 ст. 56 ГПК РФ обязывают суд определить, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, и вынести эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определяются судом исходя из доводов и возражений лиц, участвующих в деле, а также из положений норм права, подлежащих применению при разрешении спора.
В силу ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 858 от 3.12.2002 (далее - Программа) целью и задачей Программы, государственным заказчиком которой и координатором является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, является, в частности, развитие сельских муниципальных образований и/или сельских территорий, осуществление мероприятий по жилищному строительству на указанных территориях.
В соответствии с разделом IV Программы «Финансовое и ресурсное обеспечение программы» финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, осуществляется государственными заказчиками Программы, то есть Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и их территориальными органами.
В <адрес> территориальным органом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации является Департамент сельского хозяйства <адрес>.
Согласно разделу VI Программы «Организация управления реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения» государственный заказчик - координатор Программы (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации) с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно подготавливает и до 1 февраля каждого года представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации отчет о ходе реализации Программы за прошедший год.
В соответствии с положениями ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу ст. ст. 196 и 200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что РЅР° основании заявления РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’., РІ котором РѕРЅР° просила предоставить ей РёР· федерального бюджета СЃСѓР±СЃРёРґРёСЋ РІ рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села РґРѕ 2010 года» для улучшения жилищных условий путем строительства жилого РґРѕРјР° РІ Рґ. <адрес>, ей перечислена РЅР° счет РІ банке СЃСѓР±СЃРёРґРёСЏ РІ размере <...> СЂСѓР±. РЅР° строительство жилья.
Данное обстоятельство подтверждается Свидетельством о предоставлении средств федерального бюджета (субсидии), бюджетов субъекта Российской Федерации и иных внебюджетных источников для строительства (приобретения) жилого помещения в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» от <дата> №, в котором имеется соответствующая отметка сотрудников Сбербанка России (л.д. 118).
РР· материалом дела следует, что основанием для включения органом местного самоуправления РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІСѓ Р.Р’. РІ СЃРїРёСЃРєРё граждан, имеющих право РЅР° получения вышеуказанной СЃСѓР±СЃРёРґРёРё, явилось наличие Сѓ нее земельного участка РІ данной деревне, нахождение вместе СЃ семьей
(3 человека) на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, проектно-разрешительной документации на строительство жилого дома в данной деревне.
<дата> распоряжением главы администрации <адрес> №-р назначена государственная комиссия в целях приемки, в эксплуатацию завершенных строительством объектов социального и производственного назначения в 2004 году.
<дата> главой администрации <адрес> утвержден акт государственной приемочной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рѕ приемке законченного строительством объекта РІ эксплуатацию РѕС‚ <дата>, согласно которому РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІР° Р.Р’. построила Рё ввела РІ эксплуатацию РІ вышеуказанном населенном пункте жилой РґРѕРј площадью 128,7 РєРІ.Рј.
После оформления указанного акта РІ корешке Свидетельства Рѕ предоставлении средств федерального бюджета (СЃСѓР±СЃРёРґРёРё), бюджетов субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё иных внебюджетных источников для строительства (приобретения) жилого помещения РІ рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села РґРѕ 2010 года» РѕС‚ <дата> в„– была сделана отметка РѕР± использовании СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РІ строительстве РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. жилого РґРѕРјР° РІ населенном пункте <адрес> площадью 128,7 РєРІ.Рј.
Согласно письменной позиции представителя Департамента сельского хозяйства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации – Косаревой Рќ.Р., указанный орган осуществлял контроль Р·Р° использованием средств лишь РЅР° основании представленных субъектов Р Р¤ отчетов Рѕ реализации мероприятий Программы. Рћ факте причинения ущерба узнали только РёР· заявления прокуратуры <адрес> РѕС‚ <дата>
(Р».Рґ. 111-114)
Рассматривая заявленные требования Рё заявление РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. Рё ее представителя Рѕ РїСЂРѕРїСѓСЃРєРµ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности, СЃСѓРґ первой инстанции пришел Рє выводу РѕР± отказе удовлетворении требований РІРІРёРґСѓ истечения СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности, посчитав, что начало его исчисления необходимо определять СЃ момента, РєРѕРіРґР° Департамент сельского хозяйства <адрес> РјРѕРі или должен был узнать Рѕ нарушении своего права - СЃ <дата>, РєРѕРіРґР° Департамент сельского хозяйства <адрес> формировал для Министерства сельского хозяйства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РіРѕРґРѕРІСѓСЋ отчетность РѕР± использовании денежных средств РІ рамках Программы, Рё, соответственно, Рѕ нецелевом использовании ответчиком СЃСѓР±СЃРёРґРёРё.
В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что Российская Федерация в лице уполномоченных органов, функционирующих в рамках Программы в единой системе, должна была узнать о нарушении права, выразившегося в нецелевом использовании ответчиком субсидии, не позднее указанной даты, которую следует считать началом течения срока исковой давности, и поскольку заявление прокурора поступило в суд <дата>, то оно подано за пределами срока исковой давности.
Между тем судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном истолковании норм гражданского законодательства, определяющим начало течения срока исковой давности, сделаны в противоречии с ними.
Согласно правовой позиции, выраженной в абз. 3 п. 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 № 1159-О, положение п. 1 ст. 200 ГК РФ сформулировано таким образом, что наделяет суд необходимыми полномочиями по определению момента начала течения срока исковой давности исходя из фактических обстоятельств дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2006 № 250 утверждены Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (далее – Правила).
В соответствии с указанными Правилами субсидии предоставляются на условиях участия в финансировании (софинансировании) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и граждан.
Доля средств, выделяемых в форме субсидий, составляет не более 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. Доля собственных (в том числе заемных) средств, привлекаемых гражданами, составляет не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья (п. 3).
Право на получение государственной поддержки за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации (далее - государственная поддержка) имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
а) постоянно проживающие в сельской местности;
б) документально подтвердившие наличие собственных (в том числе заемных) средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил;
в) нуждающиеся в улучшении жилищных условий (п. 4 Правил).
Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с настоящими Правилами, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата>, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после <дата> по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 5).
Гражданин, которому предоставляется государственная поддержка в рамках реализации мероприятий, предусмотренных приложением № к Программе (далее - получатель государственной поддержки), вправе ее использовать:
а) на приобретение готового жилого помещения в сельской местности в пределах муниципального района, в котором он постоянно проживает;
б) на создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - строительство жилого дома) в сельской местности в пределах муниципального образования, которое он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
в) на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в пределах сельского поселения (сельского населенного пункта), которое он избрал для постоянного проживания (п. 6 Правил).
Право граждан на получение государственной поддержки для строительства (приобретения) жилья удостоверяется именным документом - свидетельством по форме согласно приложению №, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство).
Выдача свидетельства получателю государственной поддержки осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - орган исполнительной власти) (п. 8).
Граждане, указанные в п. 4 настоящих Правил, изъявившие желание улучшить жилищные условия с использованием государственной поддержки, представляют в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление об участии в реализации мероприятий Программы по форме согласно приложению № с приложением следующих документов:
а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
б) копии документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;
в) копия документа, подтверждающего наличие у заявителя собственных (в том числе заемных) средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья;
г) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
д) документ, подтверждающий признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий;
е) копия трудовой книжки (для работающих) (п. 11 Правил).
Копии документов, представляемых в соответствии с п. 11 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке (п. 12).
Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в п. 11 настоящих Правил, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях, предусмотренных приложением № к Программе, на территории муниципального района, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в органы исполнительной власти. При выявлении заведомо недостоверной информации, содержащейся в указанных документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата (п. 13).
Органы исполнительной власти на основании указанных в п. 13 настоящих Правил списков и документов принимают решение о признании заявителей получателями государственной поддержки, формируют сводные списки по форме согласно приложению № и утверждают их (п. 14).
Органы исполнительной власти с учетом сведений о предварительных размерах субсидий формируют и утверждают списки получателей государственной поддержки в планируемом году. О принятом решении органы исполнительной власти уведомляют получателей государственной поддержки, включенных в указанные списки (п. 16).
Получатель государственной поддержки в течение срока действия свидетельства представляет его в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления средств государственной поддержки
(Рї. 25).
После перечисления средств государственной поддержки с банковского счета получателя государственной поддержки лицам, указанным в п. 27 настоящих Правил, кредитная организация направляет в орган исполнительной власти, выдавший свидетельство, подлинник свидетельства с отметкой о произведенной оплате (п. 28).
Приобретенное или построенное получателями государственной поддержки жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан, при этом общая площадь жилого помещения в расчете на одного члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве (п. 29).
Согласно объяснениям, данным РІ СЃСѓРґРµ апелляционной инстанции представителем Департамента сельского хозяйства <адрес> Косачевым Рђ.Рђ., РІ 2004 РіРѕРґСѓ РїСЂРё реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села РґРѕ 2010 года» между Департаментом Рё администрацией <адрес> было заключено соглашение, РІ котором был определен РїРѕСЂСЏРґРѕРє предоставлении СЃСѓР±СЃРёРґРёРё гражданам РІ целом соответствующий вышеуказанному Постановлению Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации; как РїСЂРё предоставлении ответчику СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РёР· федерального бюджета РїРѕ Программе РІ соответствии СЃРѕ СЃРїРёСЃРєРѕРј, сформированным администрацией <адрес>, так Рё РїСЂРё предоставлении акта РІРІРѕРґР° РІ эксплуатацию жилого РґРѕРјР°. Оснований для проверки целевого использования СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РЅРµ имелось, так как РІСЃРµ документы, оформленные должностными лицами органа местного самоуправления, соответствовали требованиям закона; Рѕ противоправности действий РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. Департаменту стало известно только после проведенной РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј Рё следственными органами проверки, РІ результате которой было выявлено нецелевое использование ответчиком СЃСѓР±СЃРёРґРёРё.
Согласно РїРёСЃСЊРјСѓ Департамента сельского хозяйства <адрес> РѕС‚ <дата> документы, связанные СЃ предоставлением РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РїРѕ указанной Программе уничтожены РїРѕ истечению СЃСЂРѕРєР° хранения РїРѕ актам РѕС‚ <дата> в„– Рё РѕС‚ <дата> в„–, РІ том числе выписки РїРѕ лицевым счетам СЃ 1998 РіРѕРґР° РїРѕ 2009 РіРѕРґ, соглашения СЃ органами местного самоуправления, отчеты Рё иные документы, связанные СЃ финансированием граждан РїРѕ Программе.
Как следует РёР· материалов дела Рё объяснений РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’., данных ею сотрудникам правоохранительных органов РІ С…РѕРґРµ проверки заявления РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рѕ хищении бюджетных денежных средств РїСЂРё строительстве жилья, РІ 2003 РіРѕРґСѓ РѕРЅР° получала разрешение администрации <адрес> РЅР° строительство жилого РґРѕРјР° Рё выделении земельного участка расположенного РІ <адрес>, которая должна была перейти Рє землям Котовской сельской администрации. Поскольку РЅР° момент участия РІ программе «Социальное развитие села РІ 2010 РіРѕРґСѓВ» передача земель, РІ том числе выделенной ей части, РІ ведение Котовской сельской администрации только предполагалась, РїСЂРё этом необходимо было проживать РЅР° территории сельской местности Рё быть там зарегистрированной, ей было также выдано разрешение РЅР° строительство РІ <адрес>, РіРґРµ РѕРЅР° ранее проживала. Р’ настоящее время это <адрес>, как такое могло получиться пояснить РЅРµ может (Р».Рґ. 33).
Поскольку Департаменту сельского хозяйства <адрес> как уполномоченному органу РїРѕ реализации Федеральной целевой программе «Социальное развитие села РґРѕ 2010 года» стало Рё могло быть РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· вышеизложенных РІ рассматриваемом случае обстоятельствах известно Рѕ нецелевом использовании РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. предоставленной ей РёР· федерального бюджета СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РЅР° строительство жилья только после проведения РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕР№ проверки, РєРѕРіРґР° правоохранительными органами началась проводиться доследственная проверка выявленных фактов, РІ рамках которой были отобраны личные объяснения РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’., подтвержденные сведениями, представленными Котовским сельским поселением <адрес> Рѕ том, что ответчик РЅРµ проживает РЅР° территории сельского поселения Рё РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ строил РЅР° территории сельского поселения жилого РґРѕРјР°, Рё документами, представленными администрацией <адрес> РІ отношении СЏРєРѕР±С‹ строительства РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. жилого РґРѕРјР° РІ Рґ. <адрес>, недостоверное содержание которых могло быть выявлено лишь РїСЂРё РёС… проверке правоохранительными органами, то недостоверность документов РЅРµ могла быть выявлена РїСЂРё проверке Департаментом сельского хозяйства Орловской
области стандартно оформленного РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. РІ администрации <адрес> пакета документов для получения СЃСѓР±СЃРёРґРёРё Рё отчета РїРѕ ее целевому использованию.
Судебная коллегия считает, что РІ целях определения начала течения СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности РІ рассматриваемом случае предоставление ответчиком для получения СЃСѓР±СЃРёРґРёРё Рё отчета РїРѕ ее целевому использованию надлежаще оформленного пакета документов само РїРѕ себе РЅРµ означает, что именно СЃРѕ РґРЅСЏ формирования Департаментом сельского хозяйства <адрес> (<дата>) для Министерства сельского хозяйства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РіРѕРґРѕРІРѕРіРѕ отчета Рѕ С…РѕРґРµ реализации Программы Департамент безусловно знал или должен был узнать Рѕ нецелевом использовании РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. предоставленной ей СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РЅР° строительство жилья.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, РІ данном случае РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· конкретно установленных обстоятельств СЃСЂРѕРє РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности РїРѕ заявленным РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј требованиям надлежит исчислять СЃ РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2015 РіРѕРґР° (СЃ момента проведения РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕР№ проверки РІ отношении РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’.). Следовательно, СЃСЂРѕРє РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности РїРѕ заявленным РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј требованиям РЅРµ истек Рё вывод СЃСѓРґР° первой инстанции РѕР± отказе РІ удовлетворении требований РїРѕ данному основанию РЅРµ основан РЅР° законе.
Оценивая по существу обоснованность доводов прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон РѕС‚ 28.08.1995 в„– 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», действовавший РІ период предоставления РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РЅР° строительство жилья, разграничивал муниципальные образования РЅР° РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРµ, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, РІ пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет Рё выборные органы местного самоуправления (Рї. 1 СЃС‚. 1).
Закон Орловской области от 7.12.1999 № 132-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Орловской области» в редакции Закона Орловской области от 16.12.2001 № 181-ОЗ, действовавшей в спорный период, определял в составе административно-территориальных единиц в составе области районного значения сельские советы, указанные в приложении 1 к указанному Закону, а также поселки городского типа, к которым относится, в частности Змиевка (п. 2 ст. 6).
При этом поселок городского типа Змиевка является административным центром сельского района (п. 2 ст. 7).
Согласно приложению 1 к названому <адрес> в состав <адрес> входит <...> сельсовет (п. 19).
РР· приложения 2 Рє вышеуказанному <адрес> следует, что РІ состав Котовского сельсовета <адрес> РІС…РѕРґРёС‚ <адрес>, Р° поселок РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ типа Змиевка РЅРµ РІС…РѕРґРёС‚ РІ состав Котовского сельсовета (РїРї. 19 Рї. 2, РїРї. 19 Рї. 3).
В соответствии с п. 2 ст. 1, ст. 2, п. 1 ст. <адрес> от 12.08.2004 № 416-ОЗ «О статусе, границах и административных центрах муниципальных образований на территории <адрес>» Котовскому сельсовету, на территории которого находится <адрес>, придан статус муниципального образования – сельское поселение Котовское с административным центром <адрес> и установлена граница сельского поселения в соответствии с картографической картой.
При этом муниципальному образованию поселок городского типа Змиевка придан статус – городское поселение Змиевка, а муниципальному образованию Свердловский сельский район придан статус – муниципальный район Свердловский с административным центром поселок городского типа Змиевка.
В соответствии с абз. 3 п. 1 Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2006 № 250, действовавшего в первоначальной редакции, под сельской местностью в настоящих Правилах понимались сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории в пределах муниципального района.
Согласно материалам дела РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. РІ обоснование права РЅР° получение РїРѕ вышеуказанной Программе РёР· федерального бюджета СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РЅР° строительство жилья РІ сельской местности были представлены документы, что РѕРЅР° зарегистрирована Рё проживает СЃ семьей РёР· 3-С… человек РІ <адрес> Орловской Области, имеет РІ собственности земельный участок РІ Рґ. <адрес>, находится РЅР° учете РІ сельском поселении РІ качестве нуждающегося РІ улучшении жилищных условий, имеет проектно-разрешительную документацию РЅР° строительство жилого РґРѕРјР° РІ Рґ. Котовка, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, <дата> ей, как отвечающей необходимым критериям, была предоставлена СЃСѓР±СЃРёРґРёСЏ РІ СЃСѓРјРјРµ <...> СЂСѓР±.
В последующем ей был представлен утвержденный <дата> главой администрации <адрес> акт от <дата> государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию – жилого дома в д. <адрес>, площадью <...> кв.м., который был принят в качестве документа, подтверждающего целевое использование субсидии, о чем имеется соответствующая отметка в корешке Свидетельства о предоставлении средств федерального бюджета (субсидии), бюджетов субъекта Российской Федерации и иных внебюджетных источников для строительства (приобретения) жилого помещения в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» от <дата> №.
Вместе с тем материалами дела подтверждено, что строительство жилого дома ею в д. Котовка либо в ином населенном пункте <...> сельского поселения никогда не осуществлялось, а полученная субсидия была использована на строительства дома по <адрес> в <адрес>.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2).
В силу п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Поскольку РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. нецелевым использованием предоставленной ей СЃСѓР±СЃРёРґРёРё причинен ущерб Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, то СЃСѓРјРјР° полученной ею СЃСѓР±СЃРёРґРёРё подлежит возврату РІ федеральный бюджет.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, судебная коллегия РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± удовлетворении заявленных РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј требований Рё взыскании СЃ РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. СЃСѓРјРјС‹ <...> СЂСѓР±. РІ РґРѕС…РѕРґ федерального бюджета.
Возражения РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. относительно как РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности, так Рё РїРѕ существу требований судебная коллегия отклоняет как несостоятельные РїРѕ вышеизложенным мотивам.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ <дата> отменить Рё постановить РЅРѕРІРѕРµ решение, которым заявление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° <адрес> РІ интересах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рє РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ РРЅРЅРµ Викторовне Рѕ взыскании материального ущерба удовлетворить.
Взыскать СЃ РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ РРЅРЅС‹ Викторовны РІ РґРѕС…РѕРґ федерального бюджета СЃСѓРјРјСѓ полученной СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РІ размере <...> (<...>) рублей.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё