Дело 2-525/2020
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Горковенко С.В., при секретаре Падериной А.В., с участием представителя истца Климовой А.В., представителейответчиковТутаевой О.И., Турунтаева С.Ю.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц кАдминистрации муниципального образования «Турунтаевское» сельское поселение, Прибайкальской районной администрации о понуждении выполнить капитальный ремонт тепловых сетей и сетей водоснабжения
установил:
Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия Новолодский А.С. просит (с учетом уточнения исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ
- обязать Прибайкальскую районную администрацию, Администрацию МО «Турунтаевское» СП выполнить капитальный ремонт головного ствола тепловых сетей в <адрес>: от тепловой камеры котельной № по <адрес> до тепловой камеры по <адрес> протяженностью <данные изъяты> от тепловой камеры котельной № по <адрес> до тепловой камеры по <адрес> протяженностью <данные изъяты> от тепловой камеры по <адрес> до тепловой камеры котельной № по <адрес> протяженностью <данные изъяты>
- обязать Прибайкальскую районную администрацию, Администрацию МО «Турунтаевское» СП выполнить капитальный ремонт сетей водоснабжения в <адрес>: по <адрес> протяженностью <данные изъяты>; по <адрес> протяженностью <данные изъяты>.
В обоснование требований истец ссылается на положения ч. 1,4 ст. 14 Федерального закона от 06октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. №416-ФЗ «Оводоснабжении и водоотведении», п. 9 ч. 1 ст. 7, п. 1, 6 ч. 1 ст. 7.1 Устава МО «Прибайкальский район», ст. 209, 210 ГК РФ, п. 2.2.1, 6.2.1, 6.2.25 Правил технической эксплуатации тепловых установок,утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24марта 2003 г. №115, СНиП «41-02-2003. Тепловые сети» от 24 июня 2003 г., Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные Приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 г. №168.
Истец указал, что с целью обеспечения жизнедеятельности населения с. Турунтаево между АдминистрациейМО «Турунтаевское» СП и МУП «Турунтаево» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заключены договоры о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, МУП «Турунтаево» переданы тепловые и водопроводные сети в <адрес>, в их составе переданы указанные в иске участки тепловых сетей, которые введены в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ а также указанные в иске участки сетей водоснабжения, требующие капитального ремонта, установленный срок их службы (25 лет) в настоящее время истек. Дальнейшая эксплуатация указанных участков сетей без осуществления их капитального ремонта может повлечь возникновение аварийных ситуаций, создающих угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, их имуществу, нарушает право жителей на получение коммунальных услуг в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В судебномзаседании представитель истцаКлимова А.В. указанные в иске доводы и уточненные исковые требованияподдержала, дополнительно пояснила, что коммунальные сети в <адрес> ветхие, их капитальный ремонт должен производиться в плановом порядке, а не в аварийном, прокурор заявляет требования в защиту прав неопределенного круга лиц – потребителей <адрес>.
Представитель ответчика Прибайкальской районной администрации Турунтаев С.Ю. исковые требования прокурора не признал, поскольку действующим законодательством к ведению муниципального района отнесены вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения,соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Прибайкальской районной администрацией и АдминистрациейМО «Турунтаевское» СП указанные полномочия переданы МО «Турунтаевское» СП за счет межбюджетных трансфертов, что допускается ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06октября 2003 г. №131-ФЗ, в рамках данного соглашения Прибайкальской районной администрацией МО «Турунтаевское» СП в ДД.ММ.ГГГГ перечислено <данные изъяты>., на ДД.ММ.ГГГГ запланировано <данные изъяты>., также соглашением предусмотрено право поселения обращаться с заявками на дополнительное финансирование этих полномочий. Собственником тепловых сетей и сетей водоснабжения, указанных в исковом заявлении, является МО «Турунтаевское» СП, в соответствии со ст. 209, 210 ГК РФ бремя содержания имущества лежит на его собственнике, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с договорами о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, заключенными между АдминистрациейМО «Турунтаевское» СП и МУП «Турунтаево», обязанность по капитальному ремонту теплосетей и сетей водоснабжения возложена на МУП «Турунтаево» за счет амортизационных отчислений, в ДД.ММ.ГГГГ МУП «Турунтаево» работало с прибылью, имея собираемость платежей 94%. Истцом не доказано, что сети нуждаются именно в капитальномремонте, а не в текущем, мнения сотрудников МУП не достаточно, экспертное обследование сетей не представлено. Бесперебойное тепло-, водоснабжение является общей задачей, если поселение и МУП не справятся, то районом будут решаться вопросы финансирования. Просит в удовлетворении исковых требований к Прибайкальской районной администрации отказать.
Представитель ответчика Администрации МО «Турунтаевское» СП Тутаева О.И.исковые требования прокурора не признала, пояснила, что МУП «Турунтаево» является коммерческой организацией, созданной Администрацией МО «Турунтаевское» СП специально для целей оказания коммунальных услуг потребителям с. Турунтаево, МУП всегда работало с прибылью, по договору МУП обязано было перечислять поселению 20% прибыли, но до ДД.ММ.ГГГГ их не перечисляло, оставляя у себя ииспользуя в своих целях, с ДД.ММ.ГГГГ на эти суммы стали проводить взаимозачеты в счет оплаты за услуги отопления, поселение не может проводить капитальный ремонт сетей, закрепленных за МУП, по условиям договора поселение не вправе вмешиваться в деятельность предприятия, денежных средств, которые поселение получает от района по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, не достаточно, денежных средств на проведение капитального ремонта коммунальных сетей у поселения нет.
Представитель третьего лица МУП «Турунтаево» в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ. не явился, о рассмотрении дела извещен, об отложении судебного заседания не просил, на основании ст. 167 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Ранее в судебных заседаниях представитель третьего лица МУП «Турунтаево» Мильвит С.Г. с исковыми требованиямисогласился, пояснил, что указанные в иске участки сетей капитально не ремонтировались, срок их службы истек, для проведения капитального ремонта требуются большие суммы, чтобы определить объем работ, надо составить проектно-сметную документацию, у МУП «Турунтаево» нет ни денег, ни специальной техники для такого ремонта, финансирования для этих целей из бюджетов района или поселения нет. МУП «Турунтаево» проводит своими силами только аварийные ремонты отдельных участков, устраняя прорывы, капитальные ремонты сетей никем не планируются.
Выслушав явившихся лиц, свидетеля Ж.А.Г. исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1, 4 ст. 14 Федерального закона от 06октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах поселения тепло- и водоснабжения населения решаются органами местного самоуправления района.
Согласно ч. 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» полномочия органов местного самоуправления по организации водоснабжения населения на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.При этомк полномочиям органов местного самоуправления по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся:
1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;
3) реализация предусмотренных частями 5 - 7 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
4) выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду;
5) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации;
6) утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации;
7) согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике;
8) осуществление в ценовых зонах теплоснабжения после окончания переходного периода муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения;
9) рассмотрение разногласий, возникающих между единой теплоснабжающей организацией и потребителем тепловой энергии при определении в договоре теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в ценовых зонах теплоснабжения, в порядке обязательного досудебного урегулирования споров и определение значений таких параметров, рекомендуемых для включения в договор теплоснабжения;
9.1) направление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для утверждения проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, разработанных в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации;
10) осуществление иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления по организации водоснабжения населения на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. При этом к полномочиям органов местного самоуправления относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9.1) установление нормативов состава сточных вод;
10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Правилами технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. №115 (далее по тексту также - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок), устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:
- производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. Сна всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;
- паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);
- систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
Согласно п. 1.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок руководитель организации обеспечивает:
- содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, требований безопасности и охраны труда, соблюдение требований промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений, а также других нормативно-технических документов;
- своевременное и качественное проведение профилактических работ, ремонта, модернизации и реконструкции тепловых энергоустановок;
- разработку должностных и эксплуатационных инструкций для персонала;
- обучение персонала и проверку знаний правил эксплуатации, техники безопасности, должностных и эксплуатационных инструкций;
- поддержание исправного состояния, экономичную и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.
Пунктом 6.2.25 Правил предписано, что при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт.
Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные Приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 г. №168 (далее по тексту также - ПТЭ) регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам.Неукоснительное выполнение ПТЭ эксплуатационным персоналом призвано обеспечивать надежную, экономичную и эффективную работу указанных объектов с учетом интересов обслуживаемых потребителей, охраны водных ресурсов от загрязнения сточными водами и рационального использования водных, сырьевых, энергетических и других материальных ресурсов. (п. 1.1.1. ПТЭ)
ПТЭ распространяются на права и обязанности эксплуатационного персонала по содержанию, обеспечению рациональных режимов работы, приемке и вводу в эксплуатацию, контролю и учету, выполнению ремонтов и ликвидации повреждений и аварий на сооружениях, оборудовании, устройствах и системах водоснабжения и водоотведения ВКХ, а также по выполнению требований, установленных для обеспечения надлежащего санитарного и пропускного режима на охраняемых закрепленных территориях. (п. 1.1.2. ПТЭ)
ПТЭ действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для персонала организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм. (п. 1.1.4. ПТЭ)
Организация ВКХ осуществляет эксплуатацию и обеспечивает функционирование систем водоснабжения и канализации в соответствии с договором, заключенным между собственником этих систем и организацией ВКХ.
Предоставление услуг водоснабжения и канализации должно осуществляться при соблюдении обязательных требований нормативов и стандартов, санитарных правил и норм, значений параметров потребительских свойств этих услуг, пределов их отклонений и условий договора.
Соблюдение необходимых стандартов может быть обеспечено при определенном состоянии инженерной инфраструктуры (мощности, состава и износа основных фондов коммунального назначения и пр.), уровня финансирования и учета других местных условий населенного пункта.
Эти параметры должны быть отражены в соответствующих договорах на предоставление услуг и обслуживание объектов, сооружений и установок для обеззараживания воды и сточных вод, насосных станций и др. «как гарантированный уровень качества», обеспечены соответствующим финансированием за счет всех источников, включая бюджетные средства. (п. 1.1.6. ПТЭ)
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354: исполнитель - это юридическое лицо независимо оторганизационно-правовойформыилииндивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (п. 2); исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ и настоящими Правилами (пп. «а» п. 31); одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю является круглосуточное (в части коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода) предоставление коммунальных услуг потребителю, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг(пп. «в» п. 3).
При рассмотрении дела установлено, что предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению и водоснабжению потребителям <адрес> <адрес> МУП «Турунтаево», учредителем которого является АдминистрацияМО «Турунтаевское» СП. Между АдминистрациейМО «Турунтаевское» СП и МУП «Турунтаево» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ заключены договоры о закреплении муниципального имущества МО «Турунтаевское» СП на праве хозяйственного ведения, согласно которым МУП «Турунтаево» переданы тепловые и водопроводные сети в <адрес>, в состав которых входят указанные в иске участки тепловых сетей:
- от тепловой камеры котельной № по <адрес> до тепловой камеры по <адрес> протяженностью <данные изъяты> (по техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ участок входит в состав тепловых сетей с инвентарным номером <данные изъяты> год ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ износ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>);
- от тепловой камеры котельной № по <адрес> до тепловой камеры по <адрес> протяженностью <данные изъяты>по техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ участок входит в состав тепловых сетей с инвентарным номером <данные изъяты>, год ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ износ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>
- от тепловой камеры по <адрес> до тепловой камеры котельной № по <адрес> протяженностью <данные изъяты> (техническая документация не представлена, согласно пояснениям свидетеля Ж.А.Г.участок входит в состав тепловых сетей от котельной №, год ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ
а также участки сетей водоснабжения:
- по <адрес> протяженностью <данные изъяты> (по техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ участок входит в состав водопроводных сетей с инвентарным номером <данные изъяты>, год ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ износ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>);
- по <адрес> протяженностью <данные изъяты> (по техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ участок входит в состав водопроводных сетей с инвентарным номером <данные изъяты> год ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ г., износ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>).
При рассмотрении дела не представлено каких-либо доказательств, что в период их эксплуатации (от 37 до 46 лет с момента ввода вэксплуатацию) указанные участки тепловых и водопроводных сетей подвергались капитальному ремонту, учитывая установленные сроки службы сетей, необходимость проведения капитального ремонта указанных участков очевидна, кроме того, подтверждается актами осмотра сетей сотрудниками МУП «Турунтаево» при вскрытии прокладки. Вместе с тем фактическое состояние указанных участков сетей и конкретные объемы необходимых работ по капитальному ремонту, их стоимость предметом рассматриваемого спора не является, поскольку истцом заявлено требование о присуждении к исполнению обязанности в натуре, без конкретизации порядка действий обязанного лица по ее исполнению и объемов работ.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии со ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Право муниципальной собственности МО «Турунтаевское» СП на спорные участки коммунальных сетей подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственностиМО «Турунтаевское» СП, свидетельствами о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ
По условиям заключенных между АдминистрациейМО «Турунтаевское» СП и МУП «Турунтаево» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ договоров о закреплении муниципального имущества МО «Турунтаевское» СП на праве хозяйственного ведения МУП «Турунтаево» обязано содержать имущество и осуществлять его эксплуатацию в соответствии с установленными нормами и правилами, своевременно производить капитальный и текущий ремонт за счет амортизационныхсредств предприятия, при этом работы по капитальному и текущему ремонту имущества согласуются с АдминистрациейМО «Турунтаевское» СП(п. 2.2.2), для получения разрешения на проведение улучшений имущества МУП «Турунтаево» предоставляет АдминистрацииМО «Турунтаевское» СП письменное заявление об их проведении, предложения по условиям и срокам их проведения, а в случае капитального ремонта – с приложением дефектных ведомостей (п. 2.2.8),МУП «Турунтаево» обязано незамедлительноизвещать АдминистрациюМО «Турунтаевское» СП о всяком повреждении, аварии или ином событии, нанесшем (или грозящем нанести) имуществу ущерб и своевременно принимать меры по устранению их причин и последствий, а также меры по предотвращению угрозы дальнейшего разрушения или повреждения имущества (п. 2.2.13), при этом АдминистрацияМО «Турунтаевское» СП вправе проводить ревизию на предмет использования имущества в соответствии с условиями, определенными договором (п. 3.1.1), все улучшения переданного имущества производятся МУП «Турунтаево» с письменного разрешения АдминистрацииМО «Турунтаевское» СП, произведенные предприятием за счет собственных средств улучшения имущества являются муниципальной собственностью (п. 1.9).
Таким образом, проведение МУП «Турунтаево»работ по капитальному ремонту тепловых и водопроводных сетей должно согласовываться с АдминистрациейМО «Турунтаевское» СП, что подразумевает также определение конкретных объемов необходимых работ по капитальному ремонту, их стоимости, источников финансирования, подготовку проектно-сметной документации, но какие-либо организационные действия по такому согласованию до настоящего времени сторонами договора не предпринимались, согласование АдминистрациейМО «Турунтаевское» СП капитального ремонта спорных сетей отсутствует, их капитальный ремонт не планируется, при таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что со стороны АдминистрацииМО «Турунтаевское» СП контроль за состоянием муниципального имущества, за выполнением МУП «Турунтаево»условий договоров в отношении закрепленного за предприятием муниципального имущества не осуществляется.
Суд соглашается с доводами истца о том, что дальнейшая эксплуатация МУП «Турунтаево»указанных участков сетей без осуществления их капитального ремонта может повлечь возникновение аварийных ситуаций, создающих угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, их имуществу, нарушает право жителей на получение коммунальных услуг в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При установленных обстоятельствах, исполнение обязанности по капитальному ремонтууказанных участков сетей в соответствии со ст. 210 ГК РФ должно быть возложено на АдминистрациюМО «Турунтаевское» СПкак на уполномоченный орган местного самоуправления поселения -собственника имущества, что не исключает право АдминистрацииМО «Турунтаевское» СПпривлечь к исполнению этой обязанности балансодержателя имуществаМУП «Турунтаево» в порядке и на условиях, предусмотренных договорами озакреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, определив источники финансирования, поскольку указанных в договоре амортизационных средств МУП «Турунтаево» может быть недостаточно.
При рассмотрении данного дела ответчиком АдминистрациейМО «Турунтаевское» СП не представлены какие-либо доказательстваотсутствия вины при допущенном бездействии по содержанию муниципального имущества, наличии обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих своевременному и надлежащему исполнению обязанности, а также не представлено доказательств осуществления ответчиком в пределах своей компетенции конкретных мер, направленных на исполнение обязанности в ближайшее время в добровольном порядке.
На основании изложенного исковые требования прокурора к ответчику АдминистрацииМО «Турунтаевское» СП являются обоснованными, заявленными в пределах предоставленных ст. 45 ГПК РФ полномочий и подлежащими удовлетворению.
Рассматривая заявленные исковые требования к ответчику Прибайкальской районной администрации, суд не находит оснований для их удовлетворения, поскольку указанные в ст. 14 Федерального закона от 06октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органа местного самоуправления по организации в границах поселения тепло- и водоснабжения населенияпредполагают возложение на него осуществления именно организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для тепло- и водоснабжения населения.Эти полномочия конкретизированы в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении»,ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и не включают в себя обязанность по проведению капитальных ремонтов систем тепло- и водоснабжения населения вместо их собственника или балансодержателя.
Суд не принимает доводы об отсутствии денежных средств для проведения капитального ремонта сетей в бюджете поселения либо у МУП «Турунтаево», поскольку это обстоятельство не может расцениваться как основание для освобождения собственника от бремени содержания своего имущества либо как основание для возложения такой обязанности на орган местного самоуправления муниципального района. Реальное участие муниципального района в финансировании капитального ремонта сетей будет зависеть от выбранных (привлеченных) собственником имущества для этих целей источников финансирования.
При такихобстоятельствах, исковые требования прокурора к ответчику Прибайкальской районной администрации удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Турунтаевское» сельское поселение удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Турунтаевское» сельское поселение выполнить капитальный ремонт головного ствола тепловых сетей в <адрес>: от тепловой камеры котельной № по <адрес> до тепловой камеры по <адрес> протяженностью <данные изъяты> от тепловой камеры котельной № по <адрес> до тепловой камеры по <адрес> протяженностью <данные изъяты> от тепловой камеры по <адрес> до тепловой камеры котельной № по <адрес> протяженностью <данные изъяты>
Обязать Администрацию муниципального образования «Турунтаевское» сельское поселение выполнить капитальный ремонт сетей водоснабжения в <адрес>: по <адрес> протяженностью <данные изъяты>; по <адрес> протяженностью <данные изъяты>.
В удовлетворении требований прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Прибайкальской районной администрации о понуждении выполнить капитальный ремонт головного ствола тепловых сетей и сетей водоснабжения в с. Турунтаево отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Горковенко