Решение по делу № 1/2-499/2016 ~ М-368/2016 от 09.03.2016

Дело № 1/2-499/2016 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2016 года г. Ливны.

Ливенский районный суд Орловской области

в составе председательствующего Андрюшиной Л.Г.

при секретаре Ерохиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Павлова Д.В. к администрации Ливенского района Орловской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Павлов Д.В. обратился в суд с иском к администрации Ливенского района Орловской области в лице отдела опеки и попечительства, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области о взыскании компенсации морального вреда, указав, что ответчики на протяжении восьми лет не исполняют свои обязанности и не предоставляют ему жилье, как сироте. В настоящий момент он является лицом без определенного места жительства, дом, где он зарегистрирован, не пригоден для проживания. Он неоднократно обращался с просьбой выделить ему жилье без очереди, на что ему разъясняли, что надо стать на очередь, однако ему, как ребенку – сироте жилье должно быть выделено незамедлительно. В связи с отсутствием жилья он вынужден скитаться по вокзалам и подвалам, из – за чего неоднократно попадал в исправительные учреждения. Бездействие сотрудников отдела опеки Ливенского района причинило ему моральные и нравственные страдания, которые он оценивает в 3000000 рублей, и просит их взыскать с ответчиков.

В судебном заседании Павлов Д.В. исковые требования поддержал.

Представители ответчика администрации Ливенского района Орловской области в судебном заседании исковые требования Павлова Д.В. не признали по тем основаниям, что истец не заявлял о своей нуждаемости в жилом помещении.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст.1 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В статье 8 названного Федерального закона установлены дополнительные гарантии прав указанных выше лиц на имущество и жилое помещение.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 1).

Таким образом, предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Кроме того, заявительный характер предусмотрен и для признания жилого помещения, закрепленного за истцом, непригодным для проживания (п. 42 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»).

В соответствии с Законом Орловской области от 06.12.2007 года № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органами местного самоуправления осуществляется принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, при предоставлении соответствующих документов, и ведение данного учета; представление в орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющий функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю (надзору) в сферах социальной защиты населения и социального обслуживания граждан, опеки и попечительства, информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; принятие решений о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что родители Павлова Д.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, - В и Н решением Ливенского районного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав.

Распоряжением главы администрации Ливенского района от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним Павловым Д.В. его сестрами и братом, оставшимися без попечения родителей, закреплен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно сообщению главы администрации Казанского сельского поселения Ливенского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ, вышеназванный дом разрушен и не пригоден для проживания, в указанном доме никто не проживает около 8 лет.

В соответствии с актами обследования закрепленного жилья за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, дом находится в плохом санитарном состоянии, но в том же, что и на момент его закрепления.

Решением Ливенского районного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ по иску Павлова Д.В. к Отделу опеки и попечительства администрации Ливенского района о взыскании компенсации морального вреда было отказано.

Решением суда было установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, обращений со стороны Павлова Д.В. о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не имелось, заявлений о признании дома аварийным также не поступало.

При рассмотрении настоящих требований истец также не отрицает, что заявлений о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении с необходимыми документами им не подавалось, обосновывая данное обстоятельство тем, что при нахождении его в местах лишения свободы он не имеет возможности собрать необходимые документы, а при нахождении его на свободе он не имел на это финансовой возможности, кроме того, полагает, что само требование о сборе данных документов и необходимость какое – то время состоять на учете, а не сразу же в момент обращения получить жилое помещение, нарушает его права как ребенка – сироты, вынуждая жить на улице и совершать противоправные действия.

Данную позицию истца суд находит ошибочной, основанной на неверном толковании нормативных актов, регламентирующих порядок обеспечения категории граждан, к которой относится истец, жилыми помещениями.

Действующие нормативные акты, приведенные выше, реализацию права на предоставление жилого помещения связывают с состоянием лица на учете нуждающихся в жилом помещении, а постановку на такой учет – не только с наличием статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, но и с подачей соответствующего заявления.

Поскольку истец в установленной форме не заявил о своей нуждаемости в жилом помещении, то вина администрации Ливенского района Орловской области в наличии у него нравственных страданий по поводу отсутствия жилья отсутствует, соответственно, отсутствуют и основания для возмещения истцу компенсации морального вреда.

Кроме того, учитывая, что основанием причинения истцу моральных страданий в иске заявлено бездействие сотрудников отдела опеки и попечительства администрации Ливенского района Орловской области, то в случае удовлетворения требований о возмещении вреда, данный вред, согласно положениям статьи 1069 ГК РФ возмещался бы за счет казны муниципального образования, а не казны Российской Федерации, в связи с чем Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области не является надлежащим ответчиком по делу.

Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении исковых требований Павлова Д.В. к администрации Ливенского района Орловской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области о взыскании компенсации морального вреда, суд считает необходимым отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░    

1/2-499/2016 ~ М-368/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Павлов Дмитрий Викторович
Ответчики
Отдел опеки и попечительства администрации Ливенского района
Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области
Суд
Ливенский районный суд Орловcкой области
Судья
Андрюшина Л.Г.
Дело на сайте суда
livensky--orl.sudrf.ru
09.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.03.2016Передача материалов судье
11.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.03.2016Предварительное судебное заседание
13.04.2016Судебное заседание
18.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2016Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее