Решение по делу № 33-298/2017 от 11.01.2017

Судья Аберкон И.В. № 33-298/2017 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ус Е.А.,

судей Агранович Ю.Н., Маркелова К.Б.,

при секретаре Вахниной Т.В.,

рассмотрела в судебном заседании 19 января 2017 года дело по апелляционной жалобе АМО ГО «Ухта» на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 3 ноября 2016 года, которым признан отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» <Номер обезличен> в предоставлении земельного участка и постановке гр-ки Чувьюровой Н.В. с составом её семьи на очередь граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, незаконным.

Возложена обязанность на администрацию МО ГО «Ухта» и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» устранить нарушения путем включения Чувьюровой Н.В., <Дата обезличена>р., с составом её семьи: супругом – Климовским А.В., <Дата обезличена>1967г.р., и несовершеннолетними детьми: ЕМ., <Дата обезличена>.р., СА, <Дата обезличена>.р., АА <Дата обезличена>.р., в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в целях улучшения жилищных условий по категории «семья, имеющая 3-х детей», с <Дата обезличена> года.

Заслушав доклад судьи Маркелова К.Б., пояснения Чувьюровой Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Чувьюрова Н.В. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Ухта» о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в рамках закона РК № 59-РЗ от 28.06.2005 «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений».

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МОГО «Ухта».

В судебных заседаниях истица настаивала на удовлетворении иска, доводы иска поддержала.

Администрация МОГО «Ухта» представителя в судебное заседание не направила, в заявлении выразила не согласие с иском.

Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» исковые требования не признала.

Судом принято указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик выражает несогласие с принятым судом решением, считает его незаконным и необоснованным, просит отменить.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие тех лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом, извещены о дне и месте проведения судебного заседания и не явились в суд.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

На основании ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Представление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться в случаях, предусмотренных этим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящихся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Реализуя указанное полномочие, законодатель Республики Коми в ст. 5 Закона Республики Коми от 28 июня 2005 года № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» (далее - Закон) установил, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность граждан осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и законами Республики Коми, а также в случаях, определенных в частях 2 и 2-1 настоящей статьи. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством, в собственность, в том числе гражданам, имеющим трех и более детей - родителям (одиноким родителям), опекунам, попечителям, приемным родителям, имеющим трех и более детей, зарегистрированным по одному месту жительства с детьми.

Из положений ч. 3 ст. 5 Закона № 59-РЗ следует, что земельные участки предоставляются гражданам, указанным в части 2 этой статьи, принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», или признанным в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющих земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненно наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.

В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Таким образом, нуждаемость гражданина в улучшении жилищных условий является обязательным условием для включения администрацией МО ГО «Ухта» в список граждан на предоставление земельного участка.

Частью 3-1 выше приведенного Закона установлено, что нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий признаются граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту жительства граждан.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с Решением Совета МО ГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО «Ухта» составляет 11,0 кв.м на каждого члена семьи.

Следует отметить, что постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 04.04.2014г. положения части 3 и 3-1 статьи 5 Закона Республики Коми №59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» (в редакции Закона Республики Коми от 24.06.2013г. №59-РЗ) признаны соответствующими Конституции Республики Коми в той мере, в какой они устанавливают условие о нуждаемости в жилых помещениях, дающее право гражданам, имеющим трех и более детей, на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома.

Как указано в этом постановлении Конституционного Суда РК, в качестве одного из условий получения земельного участка Законом Республики Коми по сути установлена нуждаемость в жилых помещениях граждан, имеющих трех и более детей, по основаниям, воспроизводящим предписания ст. 51 ЖК РФ. Данная социальная льгота (предоставление земельного участка) имеет целевой характер, направлена прежде всего на создание условий для реализации указанными гражданами конституционного права на жилище и адресована именно той категории граждан, которая действительно нуждается в улучшении жилищных условий. Поэтому республиканский законодатель, внося в правовое регулирование изменения, касающиеся введения условия нуждаемости в жилых помещениях, действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законодательством.

Согласно п.13 ст. 5(1) Закона РК №59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» учет граждан осуществляется путем включения их в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка (далее - список). Уполномоченный орган формирует список в порядке очередности, исходя из даты и времени подачи заявления и документов, по форме согласно приложению к настоящему Закону.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность граждан предусмотрены п. 10 ст. 5(1) этого же Закона.

Из установленных судом обстоятельств дела следует, что истица состоит в зарегистрированном браке с Климовским А.В. с <Дата обезличена>, от совместной жизни имеют общих детей: СА., <Дата обезличена>., ААА., <Дата обезличена>.р. Дочь истицы от 1-го брака ЕН., <Дата обезличена>., так же проживает с истицей по адресу: <Адрес обезличен>

Истец зарегистрирована по месту жительства, в жилом помещении по адресу: г. <Адрес обезличен> <Дата обезличена>., с членами семьи, супруг Климовский А.В. – с <Дата обезличена>. и дети: АА <Дата обезличена>., и СА, <Дата обезличена>р. (зарегистрированы с рождения).

Жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, общей площадью 33,2 кв.м, находится в личной собственности гр-ки Климовской З.В., которая приходится сестрой супругу истицы – Климовскому А.В. (запись о гос.регистрации права собственности от 21.07.2012г.), приобретено Климовской З.В. по договору купли-продажи с использованием кредитных средств от <Дата обезличена>., заключенному с гр. ВА. (прежним собственником).

Иные лица зарегистрированными не значатся. Дочь истицы ЕМ с <Дата обезличена>. имеет постоянную регистрацию по месту жительства своего отца в жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес обезличен> площадью 51,2 кв.м., находящемся в муниципальной собственности МОГО «Ухта», нанимателем которого является МА. (отец ребенка). Ранее несовершеннолетняя ЕМ. была зарегистрирована вместе с матерью по временной регистрации в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен> которое было предоставлено в связи с работой на период трудовых отношений (временная регистрация имелась по 16.09.2014г.).

<Дата обезличена> Чувьюрова Н.В. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с заявлением о постановке на очередь на приобретение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома на территории МОГО «Ухта» как гражданам, имеющим 3-х и более детей, указывая, что ранее земельный участок не предоставлялся, в настоящее время семья не имеет земельного участка.

Уведомлением от 04.04.2016г. Комитет отказал Чувьюровой Н.В. в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в целях улучшения жилищных условий и постановке на очередь как граждан льготной категории в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ч. 3 и 3(1) ст. 5 Закона Республики Коми №59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений». При этом сославшись на отсутствие нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий, определив уровень обеспеченности семьи истицы общей площадью жилого помещения исходя из суммы общей площади жилого помещения по адресу: г<Адрес обезличен> - 33,2 кв.м. и общей площади жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен> 2 – 51, 2 кв.м.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обеспеченности жилыми помещениями на каждого члена семьи истца менее учетной нормы, установленной на территории МО ГО «Ухта».

Судебная коллегия выводы суда первой инстанции считает правильными.

Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции установлено, что жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> не может включаться в расчет уровня обеспеченности семьи истицы общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи, поскольку данное жилье предоставлено этой семье лишь во временное безвозмездное пользование; членами семьи собственника данной квартиры ни истица, ни её супруг, ни их дети не являются. По этим же основаниям не может включаться в расчет и площадь квартиры, расположенной по адресу: <Адрес обезличен>, собственником которой так же является гр-ка Климовская З.В. на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от <Дата обезличена>, заключенному с администрацией г. Ухты, и в которой с <Дата обезличена> и до <Дата обезличена>. был зарегистрирован по месту жительства супруг истицы Климовский А.В. То обстоятельство, что <Дата обезличена>. он отказался от участия в приватизации данного жилья не имеет правового значения для разрешения спора, учитывая, что с указанного момента и до момента рассмотрения вопроса о предоставлении в собственность земельного участка прошло более 5 лет, соответственно, положения ст. 53 ЖК РФ в рассматриваемом случае неприменимы.

На основании изложенного Комитет обоснованно не включил в свой расчет жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>

С учетом изложенного, при определении уровня обеспеченности судом верно учтена общая площадь муниципального жилого помещения площадью 51,2 кв.м, в котором имеет постоянную регистрацию и право пользования старшая дочь истицы ЕМ. вместе со своим отцом МА Таким образом уровень обеспеченности семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составит: 51,2 кв.м : 6 = 8,5 кв.м, что менее учетной нормы (11 кв.м), установленной решением Совета МОГО «Ухта».

Таким образом, семья Чувьюровой Н.А., состоящая из пяти человек, является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного требования истицы подлежали удовлетворению судом, отказ в постановке на учет является незаконным.

Доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют позицию, изложенную в суде первой инстанции, основанную на неправильном толковании закона, и не содержат ссылок на обстоятельства, опровергающие выводы суда.

Иных доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановленного по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, дал надлежащую оценку имеющимся в материалах дела доказательствам и постановил законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 3 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Ухта» без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

33-298/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Чувьюрова Н.В.
Ответчики
Администрация МОГО "Ухта"
КУМИ
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Маркелов К.Б.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
19.01.2017Судебное заседание
24.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2017Передано в экспедицию
19.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее