Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2031/2021 ~ М-2036/2021 от 19.08.2021

Дело (УИД) 70RS0001-01-2021-003363-24

№ 2а-2031/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17.09.2021 Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Желтковской Я.В.

при секретаре Вавилиной В.В.

помощник судьи Карпова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием административного истца Вершаловской В.А., представителя административного истца Груздева И.Ю., представителей административных ответчиков департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска Герасимовова В.В., администрации г.Томска Самцова В.О., заинтересованного лица Криницина Н.С. административное дело по административному исковому заявлению Вершаловской ВА к администрации г.Томска, департаменту архитектуры и градостроительства администрации г.Томска о признании решения незаконным,

установил:

Вершаловская В.А. обратилась в суд с иском к администрации г.Томска о признании решения незаконным, в обоснование требований указала, что ей и ее супругу Вершаловскому В.В. на праве собственности принадлежат земельный участок по адресу: /________/, площадью /________/ кв.м, кадастровый номер /________/.

27.05.2021 она совместно с Вершаловским В.В. обратились в администрацию г.Томска с заявлением о перераспределении земельных участков, просили согласовать схему расположения земельного участка, площадью /________/ кв.м по адресу: /________/, образованного путем перераспределения земель, находящихся в муниципальной собственности.

24.06.2021 по результатам рассмотрения обращения администрацией г.Томска отказано в приеме заявления о перераспределении земельных участков на основании п.п.3 п.2.7.1 административного регламента предоставление муниципальной услуги «Заключение соглашений о перераспределении земельных участков (земель), находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», т.к. испрашиваемый земельный участок частично совпадает с границами земельного участка, расположенного по адресу: /________/, кадастровый номер /________/.

Считает указанное решение незаконным, т.к. наложения границ со смежным земельным участком по адресу: /________/, кадастровый номер /________/, не имелось, т.к. перераспределяемая часть земельного участка относится к муниципальным землям; испрашиваемый земельный участок имеет ограждение по всему периметру, сформирован по границам, сведения о местоположении которых внесены в ЕГРН. Просит признать незаконным отказ администрации г.Томска от 24.06.2021 в приеме заявления о перераспределении земельных участков, изложенный в письме № 02-21/745.

Определением Кировского районного суда г.Томска от 26.08.2021 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска, в качестве заинтересованного лица Криницин Н.С., являющийся собственником земельного участка, расположенного по адресу: /________/, кадастровый номер /________/.

В судебном заседании административный истец Вершаловская В.А., представитель административного истца Груздев И.Ю. административные исковые требования поддержали, указали, что при подготовке схемы расположения земельного участка не учтены сведения о фактическом местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами /________/ и /________/, а также данные ЕГРН о местоположении земельного участка, расположенного по адресу: /________/, в соответствии с которыми границы указанного земельного участка являются не установленными на основании решения Кировского районного суда г.Томска от 27.01.2020. Просили учесть, что испрашиваемый участок по адресу: /________/, площадью /________/ кв.м, длительное время более 10 дел находится в пользовании административного истца, по всему периметру имеет ограждение, споры относительно порядка пользования земельными участками между правообладателями отсутствуют.

Представитель административного ответчика администрации г.Томска Самцов В.О., административный иск не признал, считал, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение ее прав и законных интересов.

Представитель административного ответчика департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска Герасимовов В.В. административный иск не признал, указал, что вывод о наложении границ земельного участка сделан в том числе на основании анализа схемы из системы ИСОГД ГЕОКАД.

Заинтересованное лицо Криницин Н.С. поддержал позицию ответчиков, не отрицал, что фактически смежная граница между земельными участниками с кадастровыми номерами /________/ и /________/ определяется ограждением.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Полномочия органа местного самоуправления по заключению соглашений о перераспределении земельных участков (земель), находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, закреплены в статьях 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случаи перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п.3).

Согласно п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.

К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются: копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя.

Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашений о перераспределении земельных участков (земель), находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденный постановлением администрации Города Томска от 10.11.2015 N 1079 определяет последовательность административных процедур (действий) при предоставлении муниципальной услуги.

В соответствии с п. 2.2 Административного регламента, утв. постановлением администрации Города Томска от 10.11.2015 N 1079, муниципальная услуга предоставляется администрацией г.Томска в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска и департамента недвижимости администрации г.Томска.

Непосредственное представление муниципальной услуги в части утверждения схемы расположения земельного участка и дачи согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков осуществляет комитет по формированию земельных участков департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска, в части подготовки и подписания соглашения о перераспределении земельных участков – комитет по земельным правоотношениям департамента недвижимости.

Муниципальная услуга предоставляется в два этапа и включает в себя следующие административные процедуры.

На первом этапе департаментом архитектуры и градостроительства администрации г.Томска производится регистрация заявления о предоставлении муниципальной услуги и прилагаемых к нему документов, наложение резолюции об исполнении заявления; возврат заявления и прилагаемых к нему документов; осуществление запроса недостающих документов для предоставления муниципальной услуги в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в рамках межведомственного информационного взаимодействия; направление схемы расположения земельного участка на согласование в орган исполнительной власти Томской области, уполномоченный в области лесных отношений; рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов, рассмотрение вопроса о наличии (отсутствии) оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги и подготовка проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, проекта письма о согласии на перераспределение земельных участков либо проекта письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги; согласование схемы расположения земельного участка и (или) согласование, подписание, регистрация проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка либо согласование, подписание и регистрация письма о согласии на перераспределение земельных участков, либо согласование, подписание и регистрация проекта письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги; выдача (направление) постановления об утверждении схемы расположения земельного участка либо письма о согласии на перераспределение земельных участков, либо письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги (п.3.2.1).

Судом установлено, следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 18.09.2019, что Вершаловская В.А., Вершаловский В.В. являются собственниками земельного участка /________/, площадью /________/ кв.м, кадастровый номер /________/, категория земель: /________/

27.05.2021 Вершаловская В.А., Вершаловский В.В. обратилась в департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска с заявлением № 680/14 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером /________/, площадью /________/ кв.м и земельного участка, собственность на который не разграничена, прилегающего к границе участка согласно представленной схеме.

24.06.2021 по результатам рассмотрения указанного обращения администрацией г.Томска уведомлением № 02-21/745 отказано в приеме документов, необходимых для предоставлении муниципальной услуги на основании п.п.3 п.2.7.1 Регламента, т.к. испрашиваемый земельный участок частично совпадает с границами земельного участка, расположенного по адресу: /________/, кадастровый номер /________/, принадлежащего физическому лицу на праве собственности.

Обращаясь с требованием о признании незаконным отказа в приеме документов, выразившегося в уведомлении от 24.06.2021 № 02-21/745, административный истец указывает, что перераспределение испрашиваемого земельного участка произведено в соответствии со сложившимся порядком пользования, наложения границ со смежным земельным участком по адресу: /________/, кадастровый номер /________/, не имелось, т.к. его границы согласно сведениям ЕГРН на момент обращения в администрацию г.Томска являлись неустановленными.

В п. 2.7 Регламента содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в том числе отсутствие у администрации Города Томска полномочий на перераспределение земельных участков, указанных в заявлении о предоставлении муниципальной услуги (п.п.3).

В соответствии с п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии, в том числе с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории (п.2 ст.11.3).

Согласно п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков (п.8).

Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.12).

Согласно п. 3 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, (далее Требования к подготовке схемы расположения земельного участка) схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить.

Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории).

Как установлено ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Статьей 7 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ установлено, что единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из реестра объектов недвижимости; реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества; реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.

Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1).

Границы относятся к основным характеристикам земельного участка (п. 2 ст. 8).

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 18.06.2021, Криницын Н.С. является собственником земельного участка /________/, площадью /________/ кв.м, кадастровый номер /________/, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации индивидуального жилого дома, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, описание местоположения земельного участка и его частей отсутствует. На основании решения Кировского районного суда г.Томска от 27.01.2020, сведения о местоположении границ земельного участка исключены из ЕГРН, которым признаны недействительными результаты межевания, выполненного кадастровым инженером ОАО «Томское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» от 26.10.2010.

При этом смежная граница между земельными участками с кадастровыми номерами /________/ и /________/, поставлена на кадастровый учет в соответствии с вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г.Томска от 27.01.2020.

Пунктом 3.7.1.1 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 10.11.2015 N 1079 установлено, что в рамках административной процедуры ответственный специалист комитета департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска проводит обследование земельного участка, образуемого в результате перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, с составлением акта, отображающего характеристики образуемого и исходного земельного участка (земель), расположенных в их границах зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, их назначения (п.п. «б» п. 3.7.1.1).

В целях рассмотрения обращения о перераспределении земельных участков проводится анализ представленной заявителем схемы расположения земельного участка (если заявление о предоставлении муниципальной услуги предполагает образование земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка) на предмет соответствия землеустроительной документации; сведениям о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, сведениям о местоположении границ земельных участков; сведениям о местоположении зданий, строений, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами Томской области, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.п. «в» п. 3.7.1.1).

Кроме того, при рассмотрении заявления проводится сверка границ образуемого земельного участка с границами смежных земельных участков, границами утвержденных красных линий и границами естественных и искусственных объектов, проверяется наличие в отношении образуемого земельного участка прав третьих лиц, наличие ограничений образуемого земельного участка (п.п. «е» п. 3.7.1.1), а также проверяется местоположение границ и размер земельного участка на соответствие требованиям действующего законодательства («ж» п. 3.7.1.1).

Поскольку границы земельного участка с кадастровым номером /________/, принадлежащего Криницыну Н.С., в период рассмотрения административным ответчиком обращения Вершаловской В.А., Вершаловского В.В. являлись не установленными и описание его границ после признания недействительными результатов межевания от 26.10.2010 не проводилось, на основании п.п. «в» п. 3.7.1.1 Регламента совершение действий по анализу представленной на утверждение схемы расположения земельного участка на предмет соответствия землеустроительной документации на данной стадии до рассмотрения заявления по существу законодателем не предусмотрено, вывод административного ответчика об отсутствии у администрации Города Томска полномочий на перераспределение испрашиваемых земельных участков, указанных в заявлении о предоставлении муниципальной услуги ввиду наложения границ земельных участков, одним из правообладателей которого значится Криницын Н.С., является преждевременным.

Доводы представителя административного ответчика о том, что наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами /________/ и /________/ подтверждаются схемой из системы обеспечения градостроительной деятельности (ИС ОГД ГЕОКАД) (л.д.40), подлежат отклонению.

Создание указанной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности предусматривалось Городской целевой программой "Информационное и картографическое обеспечение градостроительной деятельности" на 2008 - 2010 годы, утв.решением Думы г. Томска от 01.04.2008 N 836, целью которой являлся оперативный доступ к информации земельного и имущественного кадастров.

Таким образом, в силу приведенного нормативного регулирования сведения, содержащиеся в указанной системе о местоположении границ земельных участков, в том числе земельного участка, принадлежащего Криницину Н.С., сформированы в соответствии с данными ЕГРН, которые в последующем на основании вступившего в законную силу судебного акта из государственного реестра исключены, доказательств обратного представителями ответчика не представлено.

При таких обстоятельствах отказ в приеме документов от 24.06.2021 № 02-21/745 на основании п.п.3 п.2.7.1 Регламента не может быть признан законным и обоснованным.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 КАС РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Согласно ч.ч. 2-4 ст. 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.

Из материалов дела следует, что оспариваемый отказ в приеме документов принят 24.06.2021, Вершаловская В.А. обратилась в Кировский районный суд г.Томска с административным исковым заявлением 19.08.2021, что в пределах установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административные исковые требования Вершаловской ВА к администрации г.Томска, департаменту архитектуры и градостроительства администрации г.Томска удовлетворить.

Признать незаконным отказ в приеме документов о перераспределении земельного участка по адресу: /________/, кадастровый номер /________/, выразившийся в уведомлении от 24.06.2021 № 02-21/745.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись Желтковская Я.В.

Верно

Судья: Желтковская Я.В.

Секретарь: Вавилина В.В.

2а-2031/2021 ~ М-2036/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вершаловская Валентина Алексеевна
Ответчики
Администрация г. Томска
Департамент архитектуры и градостроителсьтва администрации г.Томска
Другие
Вершаловский Владимир Владимирович
Криницын Николай Станиславович
Груздев Иван Юрьевич
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Судья
Желтковская Я.В.
Дело на странице суда
kirovsky--tms.sudrf.ru
19.08.2021Регистрация административного искового заявления
19.08.2021Передача материалов судье
19.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2021Подготовка дела (собеседование)
26.08.2021Рассмотрение дела начато с начала
03.09.2021Подготовка дела (собеседование)
03.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.09.2021Судебное заседание
21.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее