Копия №2-449/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:
судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре судебного заседания Сивергиной В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт 20 мая 2014 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в интересах несовершеннолетней С.В. к Государственному бюджетному образовательному учреждению «Специальная (коррекционная) школа–интернат №15 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» о возложении обязанности предоставить отчет опекуна,
установил:
Прокурор Сыктывдинского района, действуя в интересах несовершеннолетнего С.В. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному образовательному учреждению «Специальная (коррекционная) школа-интернат №15 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида» с.Пажга о возложении обязанности предоставить отчет опекуна. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что ответчик, в нарушение действующего законодательства об опеке и попечительстве не предоставляет в орган опеки и попечительства отчеты о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего гражданина и управлении этим имуществом. Ссылаясь на положения действующего законодательства, прокурор просил возложить на ответчика как опекуна обязанность представить в Сектор опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию в Сыктывдинском районе отчет о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного за <данные изъяты> год, предусмотренный ч. 1 ст. 25 ФЗ от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве», в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании Сосновский А.А., участвующий от имени прокурора Сыктывдинского района, настаивал на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №15 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида» с.Пажга, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Сектор опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию в Сыктывдинском районе, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Согласно принятой от представителя ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №15 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида» с.Пажга телефонограмме, последний просил о рассмотрении дела без его участия.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Из материалов дела следует и судом установлено, что несовершеннолетняя С.В. относящаяся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, обучается и проживает в ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №15 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида» с.Пажга.
В соответствии с Уставом ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №15 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида» с.Пажга является образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Сыктывдинского района, установлено, что администрацией ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №15 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида» с.Пажга отчет о хранении и использовании имущества подопечного и управлении таким имуществом в Сектор опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию в Сыктывдинском районе не представлен.
Обращаясь в суд в интересах несовершеннолетней С.В. с рассматриваемым заявлением, прокурор, указывая на нарушение ответчиком требований ст.25 Закона, просил возложить на ответчика как опекуна обязанность представить в Сектор опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию в Сыктывдинском районе отчет о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного за <данные изъяты> год.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона «Об опеке и попечительстве» (далее – Закон) надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.
Положениями ч. 2 ст. 24 Закона предусмотрено, что орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона.
С приведенными полномочиями органа опеки и попечительства связаны положения ст. 25 Закона, согласно части 1 которой опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).
Согласно части 2 приведенной нормы отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.
Частью 3 статьи 25 Закона предусмотрено, что отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
Таким образом, исходя из анализа приведенных положений, предоставление отчета опекуна или попечителя связано с обеспечением соблюдения прав и законных интересов подопечного и является элементом отношений по контролю за деятельностью опекуна (попечителя) со стороны органа опеки и попечительства. При этом предоставление отчета само по себе не может считаться формой восстановления тех или иных прав самого подопечного, в защиту которого предъявлен иск прокурором, поскольку в зависимости от достоверности сведений, изложенных в отчете, он может быть утвержден или не утвержден органом опеки и попечительства.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь приведенными положениями закона, исследовав и оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ все представленные по делу доказательства, исходя из того, что на орган опеки и попечительства возложена обязанность по осуществлению надзора за деятельностью организаций, под надзор которых помещены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и контролю за сохранностью имущества и управлению имуществом этих граждан, а на ответчика, как опекуна, возложена обязанность по предоставлению в орган опеки и попечительства отчета о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении этим имуществом, установив, что указанная обязанность ответчиком в <данные изъяты> году не исполнена, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
При этом суд учитывает, что в соответствии с положениями ст. 31 Гражданского кодекса Российской Федерации опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 155.2 Семейного кодекса РФ детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.
К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.
Организация для детей, оставшихся без попечения родителей, не является опекуном (попечителем) детей в собственном смысле этого слова, поскольку в соответствии с Законом об опеке опекунами и попечителями могут быть только физические лица (граждане). Вместе с тем к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.
Кроме того, как указывалось выше на основании ст. 1 Закона положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Таким образом, с учетом приведенных положений закона, суд приходит к выводу о том, что на ответчика возложено исполнение обязанностей опекуна, и соответственно у него возникла обязанность по предоставлению отчета в отношении имущества подопечного в орган опеки и попечительства.
При этом суд учитывает, что ответчик, исходя из действующего правового регулирования условий пребывания несовершеннолетних детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательных учреждениях, имеет реальную возможность предоставлять органу опеки и попечительства ту информацию, включение которой в отчеты предусмотрено законом.
Как закреплено Уставом образовательного учреждения при определении ребенка в школу-интернат, направляющие органы, в числе прочих документов предоставляют пенсионную книжку ребенка, копию судебного акта о взыскании алиментов, а также сберегательную книжку при наличии таковой.
В соответствии с п.п. 3 п. 1. ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Предусмотренные указанным законом пенсии детям, оставшимся без попечения родителей, назначаются и в том случае, когда ребёнок находится на полном государственном содержании.
Выплата пенсии, установленной ребенку-сироте и ребенку, оставшемуся без попечения родителей, в период нахождения в детском учреждении производится путем зачисления на личный счет по вкладу, открытый администрацией детского учреждения в кредитной организации.
Действующее законодательство также предусматривает возможность перечисления пенсии на счет учреждения, в котором ребенок пребывает, если законным представителем ребенка является это учреждение.
Более того, в соответствии со ст. 84 Семейного кодекса РФ суммы алиментов, взыскиваемых с родителей на детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и в других аналогичных учреждениях, зачисляются на счета этих учреждений, где учитываются отдельно по каждому ребенку.
Анализируя действующее законодательство, суд, с учетом положений Устава образовательного учреждения, приходит к выводу, что ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №15 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида» с.Пажга, получая в свое распоряжение суммы доходов несовершеннолетних, находящихся под надзором учреждения, в частности С.В. в виде пенсий и, имеет возможность и обязан отчитываться перед органом опеки и попечительства об использовании данного вида дохода.
При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
По правилам части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд должен установить срок, в течение которого указанные действия подлежат совершению.
С учетом приведенных требований процессуального права, суд с учетом характера заявленных требований, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, находит заявленный прокурором срок выполнения возложенных на ответчика обязанности разумным и определяет его в три месяца со дня вступления судебного решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Сыктывдинского района удовлетворить.
Возложить обязанность на ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №15 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида» с.Пажга представить в Сектор опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию в Сыктывдинском районе отчет о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного С.В. за <данные изъяты> год, в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Д.А. Колесникова
Копия верна. Судья