10 июля 2017 года г.Петрозаводск
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Морозовой А.П. с участием прокурора Мироновой Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Петрозаводского городского округа и Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (РФ) обратился в суд с требованиями об обязании Администрации Петрозаводского городского округа как органа местного самоуправления г.Петрозаводска и Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия как уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ ликвидировать несанкционированную свалку, образовавшуюся в <адрес> на противоположной стороне дороги от гаражного бокса «<данные изъяты>» по проезду Автолюбителей с координатами <данные изъяты>. Иск мотивирован выявленными в ходе прокурорской проверки фактами нарушения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, ответчики и третьи лицо Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия своих представителей в суд не направили.
Заслушав пояснения прокурора и исследовав письменные материалы, суд считает, что исковые требования, являясь обоснованными, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. А согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Кроме того, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
В силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным законом.
Ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрены полномочия субъектов РФ в области обращения с отходами, к которым относятся: разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта РФ; принятие в соответствии с законодательством РФ законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора); регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора.
В соответствии с п. 15 ст. 5 Закон Республики Карелия «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления» к полномочиям органов исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченных Правительством Республики Карелия в области обращения с отходами, в том числе относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Республики Карелия от 09 июля 2013 года № 216-П Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в сфере строительства, градостроительной деятельности, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, энергосбережения, повышения энергетической эффективности на территории Республики Карелия и промышленности строительных материалов.
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия осуществляет свою деятельность на основании Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия. На основании пп. 107 п. 10 Постановления Правительства Республики Карелия от 09 июля 2013 года № 216-П Министерство организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 данного закона к вопросам местного значения городского поселения относится организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти не освобождает ни органы местного самоуправления муниципального района, ни органы исполнительной власти от исполнения своих предусмотренных законом обязанностей.
Ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории Петрозаводского городского округа на противоположной стороне дороги от гаражного бокса «<данные изъяты>» по проезду Автолюбителей (координаты <данные изъяты>) выявлена несанкционированная свалка отходов, представляющая собой скопление строительных и бытовых отходов. Данное обстоятельство также подтверждено актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицами.
Размещение свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. При этом сведений о том, что земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка, передавался в аренду или иное пользование, не имеется.
Согласно ст. 4 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением Петросовета от 03 июня 2014 года № 27/27-414, организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов; организации и физические лица, за которыми закреплены для содержания, в т.ч. уборки, соответствующие территории округа, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным данными Правилами; на территории округа не допускается несанкционированный сброс и складирование отходов и снега.
Кроме того, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. В силу ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Проанализировав положения действующего законодательства, суд полагает, что ответственность за ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки лежит как на Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, к полномочиям которого федеральным и региональным законодательством отнесено решение данного вопроса, так и на Администрации Петрозаводского городского округа, которая в силу того же законодательства не освобождена от обязанности по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание то, что обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах Петрозаводского городского округа, земельный участок, на котором обнаружена свалка, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам, а лица, виновные в размещении бытовых и строительных отходов на данной территории, не установлены, суд полагает заявленные прокурором требования состоятельными и возлагает на ответчиков обязанность ликвидировать свалку в течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Тот момент, что п. 3 ст. 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрены переходные положения, согласно которым соглашение между органами исполнительной власти субъектов РФ и региональными операторами, указанное в п. 6 ст. 24.6 закона, должно быть заключено не позднее ДД.ММ.ГГГГ, не влечет отсрочку исполнения закона, вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, либо возможность его неприменения судом.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 103, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Петрозаводского городского округа и Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа на противоположной стороне дороги от гаражного бокса «<данные изъяты>» по проезду Автолюбителей, с координатами <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.
Судья
К.Л.Мамонов