Дело номер 2-601/2016
решение в мотивированном
виде изготовлено
ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего О.В. Луханиной,
при секретаре Е.Г.Непомнящих,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 действующей в интересах ФИО4 к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Министерству обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, Администрации г. Алейска о признании Постановления Администрации <адрес> Алтайского края «О включении квартиры в число служебных» незаконным и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, действующая в интересах ФИО1 обратилась в Алейский городской суд с заявлением, указывая на то, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № выданного Алейской КЭЧ занимает ведомственное жилое помещение, трехкомнатную квартиру по адресу <адрес>.
Данное жилое помещение находится в военном городке <адрес>, который до издания распоряжения Правительства РФ номер 1779-р от 11 октября 2011 года считался закрытым. В приватизации жилых помещений ранее не участвовала.
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 4 указанного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Пунктом № приложения № к Постановлению Администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение было отнесено к числу служебных на основании ходатайства № КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вместе с тем, истец полагает, что пункт № приложения № к Постановлению Администрации г. Алейска о включении квартиры в число служебных должен быть признан незаконным.
Согласно ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Из изложенного следует, что перед отнесением жилого помещения к специализированному жилому фонду, квартира должна быть свободной, не занята по договору социального найма.
Ордер на вселение был выдан ДД.ММ.ГГГГ, однако включено жилое помещение в число служебных ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя три года после заседания, что является нарушением правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст.11 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Истица обратилась с заявлением в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о передаче ей в собственность квартиры в многоквартирном доме, занимаемой на основании ордера.
Из ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ № нс, согласно которому ее заявление было перенаправлено для рассмотрения руководителю ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ. Из ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ поступило письмо, датированное ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому данное учреждение не уполномочено на принятие решений, связанных с разрешением вопроса по приватизации жилых помещений, поскольку не является собственником имущества и не наделено соответствующими полномочиями.
Однако, истец считает свои требования подлежащими удовлетворению, поскольку ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ в соответствии со ст. 6 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» является государственным предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, либо государственным учреждением, в оперативное управление которого был передан жилищный фонд, в связи с чем, оснований для отказа в удовлетворении заявления не имеется.
Просит признать пункт № Постановления Администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГГГ № в части включения квартиры номер № по адресу <адрес> в число служебных, незаконным. Признать за ФИО1 право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>
В судебное заседание ФИО3, представляющая интересы несовершеннолетней ФИО1 и привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом. Действующий в интересах истца на основании доверенности представитель ФИО9 поддержал заявленные требования и дал пояснения аналогично изложенному в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в возражениях на иск указали, что с требованиями истца не согласны, считают их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку учреждение не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. Жилое помещение по адресу <адрес> предоставлено ФИО2 и членам его семьи на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. Необходимо исследовать наличие или отсутствие трудовых отношений ФИО2 с Министерством обороны РФ. Жилое помещение на основании Постановления Администрации г. Алейска № от ДД.ММ.ГГГГ включено в число служебных в соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР и ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих». Статус жилого помещения не отменен. Доводы истца о необходимости регистрации жилых помещений в качестве таковых в органе государственной регистрации недвижимости, а так же в органе осуществляющем государственный учет жилых помещений, со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 13 октября 1997 года номер 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года, являются необоснованными. Такой учет включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. То есть Положение не регулирует вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Истцом не представлены документы в обоснование заявленных требований: паспорта, справки о неучастии в приватизации, выписки из ЕГРП, выписки из послужного списка главного нанимателя. Не представлено документов, подтверждающих отказ ФИО2 от участия в приватизации. Просят в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явился. Согласно возражения на исковое заявление указывают на то, что спорная квартира была предоставлена ФИО2 на состав семьи 4 человека, как военнослужащему, проходящему военную службу в ВС РФ на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №. в 2012 году брак между ФИО2 и ФИО3 расторгнут ФИО2 снялся с регистрационного учета и убыл к новому месту службы в <адрес>, где проходит службу в настоящее время. В квартире остались проживать граждане, которые не имеют отношения к Министерству обороны РФ. Из положения ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что правом на приватизацию пользуются граждане, занимающие жилые помещения государственного жилищного фонда на условиях социального найма. Истцом не представлено доказательств пользования квартирой на условиях социального найма. В материалах дела имеется Постановление Администрации г. Алейска о включении квартиры номер № по <адрес> в число служебных. В связи с чем и в силу ст. 4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» данное жилое помещение приватизации не подлежит. Как следует из ордера, он выдан КЭЧ Алейского района Сибирского военного округа. Ордер не признан недействительным. Выдача ордеров в закрытых военных городках производилась не органами местного самоуправления, а квартирно – эксплуатационной частью района (гарнизона). Истцу квартира предоставлялась в закрытом военном городке, а следовательно жилое помещение предоставлялось как служебное. Жилое помещение на момент предоставления истцу спорного жилого помещения и до настоящего времени является федеральной собственностью и передано в ведение и распоряжение Министерства обороны РФ. Истица на момент предоставления жилого помещения не являлась военнослужащей, то есть жилое помещение было предоставлено по месту службы в связи с прохождением военной службы. В 2012 году отец истца закончил службу и был переведен для дальнейшего прохождения военной службы в <адрес>. Таким образом, с 2012 года отец истца с 2012 года с членами семьи утратил право пользования служебным жилым помещением и не имеет право проживания в квартире на условиях договора социального найма. Наличие сведений о наличии решения уполномоченного органа о включении спорной квартиры в число служебных после его распределения военнослужащему с членами его семьи не свидетельствует о возникновении между сторонами правоотношений по договору социального найма. Просят в иске отказать в полном объеме
Представители ответчиков - Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Администрации г. Алейска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Представитель третьего лица, Территориального отдела № ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Из возражений третьего лица следует, что собственником спорного жилого помещения является Российская Федерация, право оперативного управления зарегистрировано за Алейской КЭЧ. В настоящее время правопреемником Алейской КЭЧ является ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ. Жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> отнесено к специализированному жилищному фонду на основании Постановления Администрации г. Алейска № от ДД.ММ.ГГГГ. Жилое помещение было предоставлено ФИО2 на период прохождения военной службы в Алейском гарнизоне на состав семьи 4 человека и выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ. Военнослужащий ФИО2 заключил первый контракт в связи с окончанием военного образовательного учреждения и получением первого офицерского звания в июне 1997 года, то есть до 2002 года, имел право на предоставление только служебного жилого помещения. В настоящее время ФИО2 проходит военную службу в <адрес> и принят на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма. Таким образом, жилые помещения предоставлялись гражданам не в социальных целях, а в связи с характером их трудовых отношений. ФИО3 приобрела «производное» от нанимателя право пользования служебным жилым помещением, в отношении истицы не принималось решение о предоставлении жилого помещения в связи с расторжением брака и выбытием ответственного и квартиросъемщика. На учете нуждающихся в получении жилых помещений истица не состоит, малоимущей не признана, трудовой связи с Министерством обороны РФ не имеет. Просят в удовлетворении иска отказать.
В порядке ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие неявившихся участников по делу.
Выслушав представителя истца ФИО9, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лицо имеет право на судебную защиту своих нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Данное положение закона закреплено в статье 49 Жилищного кодекса РФ.
В статье 1 Закона РФ от 04 июля 1991 года номер 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» под приватизацией жилого помещения понимается бесплатная передача в собственность гражданина РФ на добровольной основе занимаемого им жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Как установлено в судебном заседании квартира номер № по <адрес> была предоставлена военнослужащему ФИО2 на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи 4 человека - жену и двоих несовершеннолетних детей.
Брак между ФИО2 и ФИО3 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о расторжении брака, выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС Администрации г. Алейска.
Согласно выписки из поквартирной карточки ООО ГУЖФ» от ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> зарегистрированы :ФИО3, ФИО4( дочь).
Из Свидетельства о смерти, выданного Сектором ЗАГС по г. Алейску и Алейскому району отдела по организационному обеспечению и комплектованию документов управления ЗАГС Алтайского края следует, что ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных суду возражений представителя ответчика ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ и третьего лица Территориального отдела № ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ следует, что ФИО2 проходит военную службу в <адрес> и принят на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
Постановлением Администрации г. Алейска № от ДД.ММ.ГГГГ квартира номер № по <адрес> в г. Алейске включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства 63 КЭЧ.
ФИО3 просит признать пункт 45 Постановления Администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГГГ № в части включения квартиры номер № по адресу <адрес> в число служебных, незаконным. Признать за ФИО1 право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>
На момент предоставления ФИО2 жилого помещения, спорное жилое помещение находилось в военном городке г. Алейска. Распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года номер 1779-р военный городок <адрес> Алтайского края исключен из перечня закрытых военных городков, поэтому приватизация в нем осуществляется в общем порядке, предусмотренном законодательством о приватизации. В настоящее время квартира номер № по <адрес> в г. Алейске является собственностью Российской Федерации.
На основании Приказа Министерства обороны РФ номер 1871 от 17 декабря 2010 года «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ является правопреемником Алейской КЭЧ, в оперативном управлении которой находится жилой фонд военного городска <адрес>
Согласно ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» ( в редакции от 16 октября 2012 года номер 170-ФЗ) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 указанного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу, служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
В судебном заседании представитель истца наставал на удовлетворении заявленных требований со ссылкой на нарушение порядка включения жилого помещения в число служебных, спустя три года послу выдачи ордера и вселения.
Вместе с тем данные доводы являются несостоятельными в силу того, что в соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов), и в ведении Министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд)
Из материалов дела следует что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
В соответствии со ст.ст. 28-31, 33, 42, 43 ЖК РСФСР, основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований ЖК РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного органом местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 проходит военную службу в <адрес> и принят на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма. ФИО3 не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, решение о предоставлении ей спорного жилого помещения как лицу, признанному в установленном порядке имеющем право на обеспечение жилым помещением на условиях социального найма, не принималось. Спорное жилое помещение было предоставлено ФИО2 в качестве служебного, для временного проживания в период прохождения военной службы в Войсковой части.
В силу ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В соответствии со ст. 104 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставлялись отдельным категориям военнослужащих.
В силу ст. 105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В силу ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров ССР от 06 мая 1983 года номер 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения», ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно – эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Исходя из анализа указанных норм, признаком служебного жилого помещения ( до ДД.ММ.ГГГГ) являлось обязательное наличие решения административных органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Вместе с тем, каких – либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования на условиях договора социального найма, законодатель не содержит.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований и отказывает в иске в полном объеме.
Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ФИО3 действующей в интересах ФИО4 в удовлетворении исковых требований к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Министерству обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, Администрации г. Алейска о признании Постановления Администрации <адрес> Алтайского края «О включении квартиры в число служебных» незаконным и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течении месяца.
Судья Алейского городского суда О.В. Луханина
Решение ене вступило в законную силу