Дело № 2-929/2020 14 августа 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Сафонова Р. С.
при секретаре Поковба А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Подьяковой Е. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж периоды работы и предпринимательской деятельности, назначить пенсию по старости,
установил:
ПодьяковаЕ.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж периоды работы и предпринимательской деятельности, назначить пенсию по старости.
Требования мотивировала тем, что 14 июня 2019 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако в июле 2019 года получила письменный отказ в удовлетворении её заявления. С решением пенсионного органа об отказе в установлении пенсии она не согласна. Полагала, что ответчик неправильно произвёл подсчёт стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, несмотря на представленный ею полный пакет документов для назначения пении. Из этих документов видно, что в периоды с 1 июня 2007 года по 31 декабря 2008 года, с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года, с 1 января 2010 года по 31 марта 2013 года она осуществляла предпринимательскую деятельность на территории ..., занималась продажей продуктов питания. За время осуществления предпринимательской деятельности на регулярной основе она уплачивала страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Помимо этого, из представленных ею документов усматривается её трудовая деятельность на территории города Архангельска в периоды с 16 января 2017 года по 27 января 2017 года, с 14 февраля 2017 года по 29 июня 2017 года, с 4 июля 2017 года по 7 августа 2017 года. Просила признать незаконным решение ответчика от 19 июня 2019 года <№> в части отказа в назначении страховой пенсии по старости, признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность зачесть в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды предпринимательской деятельности с 1 июня 2007 года по 31 декабря 2008 года, с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года, с 1 января 2010 года по 31 марта 2013 года, периоды работы с 16 января 2017 года по 27 января 2017 года, с 14 февраля 2017 года по 29 июня 2017 года, с 4 июля 2017 года по 7 августа 2017 года, назначить ей страховую пенсию по старости с 14 июня 2019 года.
В судебное заседание истец ПодьяковаЕ.В. не явилась, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель истца МарихинД.В. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал, просил требования удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте его проведения извещён надлежащим образом.
Ранее в предварительном судебном заседании представитель ответчика пояснил суду, что истцом, как индивидуальным предпринимателем, не уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2009 год. Документов, подтверждающих, что предпринимательская деятельность осуществлялась в условиях местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, не представлено.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя ответчика.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, материалы отказного пенсионного дела ПодьяковойЕ.В. <№>, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Закона №400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 года №350-ФЗ), определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона №400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 года №350-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учётом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
На основании части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на её досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В приложении 6 к Закону №400-ФЗ определено, что для лиц, которые в 2019 году достигнут возраста, с которого возникает право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона №400-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2018 года, страховая пенсия по старости может быть им назначена не ранее чем через 12 месяцев со дня достижения такого возраста.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона №400-ФЗ (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 3 октября 2018 года №350-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Частью 1 статьи 11 Закона №400-ФЗ определено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В части 1 статьи 4 Закона №400-ФЗ указаны граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона №400-ФЗ определено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьёй 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Согласно статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
В силу статьи 14 Закона №400-ФЗ при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 (далее – Правила №516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил №516 предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года №958н (далее – Перечень).
Пунктами 6 и 12 Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчёта и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года №1015 «Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», а также документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Из материалов дела следует, что истец ПодьяковаЕ.В., родившаяся <Дата>, является застрахованным лицом, 5 февраля 2003 года она зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования, на её имя в Пенсионном фонде Российской Федерации имеется индивидуальный лицевой счёт.
14 июня 2019 года истец в возрасте 50 лет обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 19 июня 2019 года <№> истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона №400-ФЗ ввиду недостаточности стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно указанному решению страховой стаж истца был определён продолжительностью 24 года 5 месяцев 6 дней (с учётом льготного исчисления периодов работ до 1 января 2002 года на основании ранее действовавшего законодательства), стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – 13 лет 27 дней.
В страховой стаж, как и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не включены спорные периоды с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года, с 16 января 2017 года по 27 января 2017 года.
Оспариваемые истцом периоды с 1 июня 2007 года по 31 декабря 2008 года, с 1 января 2010 года по 31 марта 2013 года, с 14 февраля 2017 года по 29 июня 2017 года, с 4 июля 2017 года по 7 августа 2017 года засчитаны в страховой стаж, но не включены при подсчёте стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Индивидуальные предприниматели, как участники системы обязательного пенсионного страхования, имеют право на установление им страховой пенсии по старости на общих основаниях с учётом периодов предпринимательской деятельности, за которые ими уплачены соответствующие страховые взносы. При этом периоды осуществления предпринимательской деятельности могут рассматриваться как периоды работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях в случае документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей и осуществления указанной деятельности в таких районах и местностях.
1 июня 2007 года истец ПодьяковаЕ.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску. 18 декабря 2013 года она утратила статус индивидуального предпринимателя в связи с принятием ею соответствующего решения.
Согласно письму Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску от 27 марта 2020 года истец за время осуществления предпринимательской деятельности с 2007 года по 2013 год не сдавала в налоговый орган налоговые декларации.
Указанное свидетельствует о том, что истец, несмотря на регистрацию в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, фактически предпринимательскую деятельность не осуществляла либо скрывала получение доходов от предпринимательской деятельности с той целью, чтобы избежать уплаты налогов, то есть допускала недобросовестное поведение.
За оспариваемый период предпринимательской деятельности с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года истцом также не уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Доказательства такой уплаты в материалы дела не представлены.
Имеющиеся в материалах дела копии договора аренды нежилого помещения от 1 июня 2007 года, акта приёма-передачи помещения от 1 июня 2007 года, соглашения о расторжении договора аренды нежилого помещения от 15 декабря 2013 года и акта приёма-сдачи нежилого помещения от 14 декабря 2013 года суд оценивает критически и не принимает в качестве документов, подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности, так как из этих документов не следует, что нежилое помещение истцом использовалось именно в целях предпринимательской деятельности. О такой цели заключения арендатором договора аренды в договоре и в дополнительных соглашениях к нему не указано.
Сведения индивидуального (персонифицированного) учёта на индивидуальном лицевом счёте истца в Пенсионном фонде Российской Федерации с указанием кода территориальных условий «МКС» за период предпринимательской деятельности с 1 января 2010 года по 18 декабря 2013 года следует признать недостоверными.
При этом необходимо учесть, что Федеральным законом от 3 декабря 2011 года №379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» внесены изменения в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», согласно которым с 1 января 2012 года у страхователей из числа физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, отсутствует обязанность предоставлять отчётность для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта. В этой связи такие сведения в отношении указанных страхователей, которыми производилась уплата страховых взносов, формировались в автоматическом режиме.
Поскольку суду не представлено допустимых и относимых доказательств того, что в спорный период с 1 июня 2007 года по 31 марта 2013 года истец фактически осуществляла предпринимательскую деятельность, имела доходы от осуществления такой деятельности и уплатила в полном объёме страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд приходит к выводу, что данный спорный период не может быть засчитан в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Разрешая требования истца о включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов работы с 16 января 2017 года по 27 января 2017 года, с 14 февраля 2017 года по 29 июня 2017 года, с 4 июля 2017 года по 7 августа 2017 года, суд исходит из того, что согласно заявлению истца о назначении пенсии от 14 июня 2019 года истец никаких документов о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в отношении указанных периодов к своему обращению не приложила. В заявлении она выразила своё согласие на принятие решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта без предоставления дополнительных сведений о стаже и заработке (в заявлении истец поставил отметку «согласен» в пункте «о» раздела 3).
При предоставлении сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за время работы в <***> страхователь не указал код территориальных условий труда «МКС» в отношении спорного периода с 16 января 2017 года по 27 января 2017 года. В индивидуальных сведениях о стаже истца данный страхователь указал о том, что период с 16 января 2017 года по 27 января 2017 года являлся неоплачиваемым.
Страхователи <***> и <***> также представили сведения о работе истца в периоды с 14 февраля 2017 года по 29 июня 2017 года, с 4 июля 2017 года по 7 августа 2017 года без кода территориальных условий труда «МКС», то есть работодатели истца не подтвердили постоянную занятость истца на тех работах, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, в течение полного рабочего дня.
Таким образом, оспариваемые истцом периоды работы не могут быть отнесены к стажу работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку в отношении этих периодов трудовой деятельности истца на индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица отсутствует код территориальных условий труда «МКС», а доказательств, опровергающих достоверность указанных сведений, не представлено.
Следовательно, в удовлетворении иска о понуждении ответчика включить периоды работы и предпринимательской деятельности с 1 июня 2007 года по 31 декабря 2008 года, с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года, с 1 января 2010 года по 31 марта 2013 года, с 16 января 2017 года по 27 января 2017 года, с 14 февраля 2017 года по 29 июня 2017 года, с 4 июля 2017 года по 7 августа 2017 года в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, надлежит отказать.
Так как на день обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости у истца не имелось достаточно стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (требовалось не менее 20 лет такого стажа работы), требования истца о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии, возложении на ответчика обязанности назначить пенсию по старости со дня обращения за пенсией удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Подьяковой Е. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж периоды работы и предпринимательской деятельности, назначить пенсию по старости отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Р. С. Сафонов