Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-138/2017 ~ М-65/2017 от 28.02.2017

Дело № 2-138/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            

08 июня 2017 года                         с. Шалинское

                                        Красноярского края

Манский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Тыченко С.В.,

при секретаре – Денисенко О.Я.,

с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю - Филипповой Д.И. (на основании доверенности),

представителя ответчика ООО «Коммунальное хозяйств» – Барановского С.Я.,

представителя ответчика администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края – Боровцовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Коммунальное хозяйство, администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края о возложении обязанности устранить выявленные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Коммунальное хозяйство, администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края о возложении обязанности устранить выявленные нарушения.

Исковые требования (с учетом уточнений) аргументированы тем, что ответчиками при осуществлении эксплуатации источников хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес> нарушают действующее санитарное законодательство. В соответствии с экспертным заключением от 16.06.2012 о соответствии (несоответствии) государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам организации зон санитарной охраны скважин № Кр-511, № Кр-669, № Кр-671 - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес> указанный источник питьевого водоснабжения используется для питьевого водоснабжения <адрес>. В составе водозабора три скважины. Две скважины (№№ Кр-511, Кр-671) расположены на западной окраине села, по <адрес> (рядом со школьным стадионом) на расстоянии 450-500 м. Третья скважина (№ Кр-669) находится северо-западнее села в поле - <адрес>». Глубина водозаборных скважин 170-190 м. Скважины эксплуатируются попеременно, по одной в день в течение 12-17 часов. Отсутствие утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зоны санитарной охраны водозаборной скважин № Кр-511, № Кр-669, № Кр-671 - источника хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес>, не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому и биологическому фактору.

С учетом изложенного истец просит суд обязать ООО «Коммунальное хозяйство» в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проекта зоны санитарной охраны скважины № Кр-511 - источника хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес>.

Обязать администрацию Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проекта зоны санитарной охраны скважин № Кр-669, № Кр-671 - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Филиппова Д.И. исковые требования (с учетом уточнений) поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика ООО «Коммунальное хозяйство» Барановский С.Я. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, пояснил, что ООО «Коммунальное хозяйство» является собственником водонапорной башни № Кр-511, расположенной по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика администрации Шалинского сельсовета Манского района Боровцова О.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями согласна в полном объеме.

Представитель третьего лица администрации Манского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дне времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав в полном объеме материалы гражданского дела и давая им правовую оценку, суд считает заявленные требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Статьей 43 Водного Кодекса Российской Федерации определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, для которых устанавливаются зоны санитарной охраны, т.е. территории и акватории, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с пунктом 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Статус зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения как зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, закреплен ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-питьевого назначения возложена на органы местного самоуправления, которые осуществляют полномочия собственника в отношении таких объектов, в соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-Ф3. Согласно указанному закону к вопросам местного значения относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.

Земельные участки, расположенные в первом и втором поясах утвержденных зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения, являются ограниченными в обороте (п.п. 14 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий как путем разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в зонах санитарной охраны, так и ограничения их в обороте, с отображением границ этих земель на градостроительной документации.

Управлением выдано санитарно-эпидемиологическое заключение №24.49.31.000.Т.001130.08.12 о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта организации зон санитарной охраны скважин № Кр-511, № Кр-669, № Кр-671 - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес>.

В соответствии с экспертным заключением от 16.06.2012г. о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам организации зон санитарной охраны скважин № Кр-511, № Кр-669, № Кр-671 - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес> указанные источники питьевого водоснабжения используется для питьевого водоснабжения <адрес>.

В составе водозабора три скважины. Две скважины (№№ Кр-511, Кр- 671) расположены на западной окраине села, по <адрес> (рядом со школьным стадионом) на расстоянии 450-500 м. Третья скважина (№ Кр-669) находится северо-западнее села в поле - <адрес> Глубина водозаборных скважин 170-190 м. Скважины эксплуатируются попеременно, по одной в день в течение 12-17 часов.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В соответствии с п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (в настоящее время - Управления), после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным осуществлять утверждение проектов зон санитарной охраны, является министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.

Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края по запросам Управления предоставляется информация о лицах, обратившихся за утверждением в установленном порядке проектов зон санитарной охраны.

В настоящее время сведений об утверждении проекта зон санитарной охраны скважин № Кр-511, № Кр-669, № Кр-671 - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес> суду не представлено, что свидетельствует о том, что проект зоны санитарной охраны указанных источников водоснабжения не утверждены, границы указанных зон санитарной охраны не установлены.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено ответчиками по делу, собственником водозаборной скважины № Кр-511 - источника хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес>, является ООО «Коммунальное хозяйство». Фактическим собственником водозаборных скважин № Кр-669, № Кр-671 - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес>, является администрация Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края.

Отсутствие утвержденных проектов и установленных границ зоны санитарной охраны скважин № Кр-511, № Кр-669, № Кр-671 - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес>, означает, что для указанных водных объектов не организована защита расстоянием в виде поясов зоны санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточника обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируются хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте.

Отсутствие утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зоны санитарной охраны водозаборных скважин № Кр-511, № Кр-669, № Кр-671 - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес>, не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому и биологическому фактору.

Указанное не соответствует требованиям ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источником биологических, химических факторов вредного воздействия на человека.

Ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иные способы, предусмотренные законом.

В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчики, не соблюдая требования санитарного законодательства при осуществлении деятельности с нарушением санитарного законодательства, нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 103 ГПК РФ с учетом того, что в соответствии со ст. 333.36 НК РФ истец и ответчик администрация Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края освобождены от уплаты государственной пошлины, ответчик ООО «Коммунальное хозяйство» обязано уплатить государственную пошлину в доход местного бюджета, размер которой согласно ст.333.19 НК РФ составляет 6000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Коммунальное хозяйство, администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края о возложении обязанности устранить выявленные нарушения - удовлетворить.

Обязать ООО «Коммунальное хозяйство» в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проекта зоны санитарной охраны скважины № Кр-511 - источника хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес>.

Обязать администрацию Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проекта зоны санитарной охраны скважин № Кр-669, № Кр-671 - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес>.

Взыскать с ООО «Коммунальное хозяйство» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Манский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                             С.В. Тыченко

2-138/2017 ~ М-65/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю
Ответчики
администрация Шалинского сельсовета Манского района
ООО "Коммунальное хозяйство"
Другие
Администрация Манского района
Суд
Манский районный суд Красноярского края
Судья
Тыченко Станислав Вячеславович
Дело на странице суда
mansk--krk.sudrf.ru
28.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2017Передача материалов судье
06.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2017Подготовка дела (собеседование)
05.04.2017Подготовка дела (собеседование)
26.04.2017Подготовка дела (собеседование)
24.05.2017Подготовка дела (собеседование)
24.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2017Судебное заседание
08.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2017Дело оформлено
29.10.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее