Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-513/2021 ~ М-23/2021 от 11.01.2021

Дело № 2-513/21

УИД: 51RS0003-01-2021-000024-31

Решение в окончательной форме изготовлено 24 марта 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2021 года                            город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи                        Лучника А.В.,

при секретаре                                Рабочей А.А.,

с участием:

истца                                        ФИО,

представителя ответчика                            ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к обществу с ограниченной ответственностью «Стандарт» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

ФИО обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Стандарт» (далее ООО «Стандарт») о защите прав потребителя.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

С 01.12.2015 по настоящее время управление домом № 4 корпус 2 по улице Свердлова в городе Мурманске осуществляет ООО «Стандарт». В указанном доме был установлен и введен в эксплуатацию с 2015 года общедомовой прибор учета тепловой энергии (далее – ОДПУ ТЭ). Срок поверки прибора истек 27.01.2019.

За период времени с 22.04.2015 по 26.01.2019 показания ОДПУ ТЭ применялись в коммерческом учете потребленной тепловой энергии в доме № 4 корпус 2 по улице Свердлова в городе Мурманске. Поскольку за период времени с 27.01.2019 и по настоящее время ОДПУ ТЭ не введен в эксплуатацию и не принят к коммерческому учету, расчет платы за потребленную тепловую энергию в доме № 4 корпус 2 по улице Свердлова в городе Мурманске за 2019 осуществлялся исходя из утвержденного в регионе норматива.

За 2019 год АО «МЭС» осуществлена корректировка платы за потребленную тепловую энергию в сторону ее увеличения на сумму 8 527 рублей 38 копеек.

Положительная корректировка платы за потребленную в 2019 году тепловую энергию вызвана той причиной, что начисление такой платы осуществлялось исходя из утвержденного в регионе норматива, Поскольку ОДПУ ТЭ не введен в эксплуатацию и не принят к коммерческому учету. Истец не согласна с возложением на нее чрезмерных расходов по оплате тепловой энергии, поскольку вина собственников помещений в доме № 4 корпус 2 по улице Свердлова в городе Мурманске в допущении перерасхода тепловой энергии отсутствует. Полагает, что ООО «Стандарт» несет непосредственную ответственность за допущение перерасхода тепловой энергии, потребляемой собственниками жилых помещений в указанном доме и причинении истцу имущественного ущерба, так как в рамках обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности несет обязанность по техническому обслуживанию ОДПУ ТЭ, включающему в себя ввод в эксплуатацию, поверку прибора учета.

Поскольку в добровольном порядке ответчик не исполнил вышеперечисленные требования законодательства Российской Федерации по реализации комплекса мер по энергосбережению и повышению энергоэффективности общего имущества в многоквартирном доме № 4 корпус 2 по Свердлова в городе Мурманске, а именно не принял меры по вводу в эксплуатацию и поверке ОДПУ ТЭ, это повлекло причинение истцу материального вреда в виде положительной корректировки платы за потребленную тепловую энергию за 2019 год в размере 8 527 рублей 38 копеек.

Просила, признав незаконным бездействие ответчика, взыскать с ответчика в свою пользу ущерб в размере 8 527 рублей 38 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, штраф в размере 50% от присужденной судом суммы, почтовые расходы в размере 728 рублей.

Истец в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям и доводам, приведенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Полагал, что стороной истца не доказан размер заявленного к взысканию ущерба, а также то обстоятельство, что положительная корректировка платы за коммунальную услугу обусловлена отсутствием показаний ОДПУ ТЭ. Указал, что счетчик не был своевременно поверен и введен в эксплуатацию, поскольку для этого требовались дополнительные финансовые средства, которых у ответчика не было по причине неоплаты жильцами предоставляемых ответчиком услуг.

Третье лицо МКУ «НФУ» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило.

Третье лицо АО «Мурманэнергосбыт» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв на исковое заявление, в котором просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Привлеченное к участию в деле Управление Роспотребнадзора по Мурманской области просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, указав, что требования истца подлежат рассмотрению с учетом положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются перечни мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно (часть 4 указанной статьи).

В соответствии с п. 5 ч. 1.1. ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать помимо прочего постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством РФ.

Согласно ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.

Частью 4. ст. 12 Закона об энергосбережении предусмотрено, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и(или) регулярно.

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены общедомовыми приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

Согласно ч. 8 ст. 13 указанного Закона действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

В соответствии с ч. 9 ст. 13 данного Закона организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Согласно подпункту «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания), содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ ТЭ, а также их надлежащую эксплуатацию (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Подпунктом "с" п. 31 Правил N 354 предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку общедомовых приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, управление многоквартирным домом № 4 корпус 2 по улице Свердлова в городе Мурманске на основании договора управления многоквартирным домом от 01 февраля 2017 года осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Стандарт», ИНН 5190051634. Третье лицо АО «МЭС» является ресурсоснабжающей организацией в отношении указанного дома по предоставлению коммунальной услуги по отоплению.

Из пунктов 2.1,2.2. договора управления многоквартирным домом, заключенного с ООО «Стандарт», следует, что управляющая организация по заданию собственника в течение согласованного настоящим договором срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные и иные услуги собственнику в соответствии с пп. 3.1.2, 3.1.3 настоящего Договора, осуществлять иную направленную на достижение целей управления Многоквартирным домом деятельность.

Цель настоящего договора - обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания собственника, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных и иных услуг собственнику, а также членам семьи собственника.

В силу пункта 3.1.2 договора управляющая организация приняла на себя обязательство оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с приложением № 2 к настоящему договору. В случае оказания данных услуг и выполнения указанных работ с ненадлежащим качеством управляющая организация обязана устранить все выявленные недостатки за свой счет.

Также управляющая организация обязана принимать от Собственника плату за содержание и ремонт общего имущества, коммунальные и другие услуги. По распоряжению Собственника, отраженному в соответствующем документе, Управляющая организация обязана принимать плату за вышеуказанные услуги от всех нанимателей и арендаторов (п. 2.2) помещений Собственника (пункт 3.1.8 договора).

Учитывая, что между собственниками помещений многоквартирного дома и управляющей организацией заключен договор управления многоквартирным домом, предметом которого является оказание за плату собственникам помещений услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, данный договор не расторгнут, недействительным не признан, заявлений о прекращении его действия не представлено, суд приходит к выводу, что на спорные правоотношения распространяет действие Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Указанный выше многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, допущенным в эксплуатацию 22 апреля 2015 года. Дата очередной проверки ОДПУ ТЭ истекла 27 января 2019 года.

Согласно п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Мурманской области от 05.08.2016 № 358-ПП с июля 2016 года на территории Мурманской области принят способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению – равномерно в течение календарного года (в том числе и в летний период).

При определении фактического потребления тепловой энергии используются:

а) показания ОДПУ (в случае корректной работы прибора),

б) в случае нерабочего состояния ОДПУ ТЭ, в течение последующих трех месяцев объем фактического потребления определяется исходя из среднемесячного потребления, определенного по показаниям ОДПУ ТЭ за последний год, но не менее трех месяцев отопительного периода. После трех расчетных периодов, в течение которых ОДПУ ТЭ находился в нерабочем состоянии, фактический объем потребления определяется исходя из утвержденного норматива, который устанавливается для многоквартирных домов со схожими конструктивными особенностями одного или более муниципального образования.

В соответствии с приложением № 2 к указанным Правилам размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3(1):

где:

Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный в i-м помещении (жилом или нежилом), оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета, при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, полученного на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год, а в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, - исходя из площади такого помещения по формуле 3(7);

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно помещение (жилое или нежилое) не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(6):

где:

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

При определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

Sинд - общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации;

Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год.

В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.

Vi равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.

Как следует из отзыва третьего лица АО «МЭС» и содержащегося в нем расчета, в связи с тем, что срок поверки ОДПУ ТЭ истек 27.01.2019г., объем тепловой энергии, используемый для расчета корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определен в соответствии с п. 59(1), 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а именно: период февраль 2019 - апрель 2019 исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление; период май 2019, сентябрь 2019 - декабрь 2019 исходя из норматива потребления. В периоды май, сентябрь - декабрь 2019 объем (количество) потребленной в многоквартирном доме тепловой энергии равен объёму, определенному исходя из норматива, т.к. срок поверки прибора истек 27.01.2019.

Размер фактически предъявленной потребителю ФИО платы за коммунальную услугу составил 24 045,24 рубля. Размер рассчитанной платы за коммунальную услугу составил 32 572,62 рубля. Таким образом, размер корректировки составил 8 527 рублей 38 копеек.

Отдельно в отзыве ресурсоснабжающей организацией указано, что при отсутствии фактических данных ОДПУ ТЭ по причине его неработоспособности, отсутствии данных о его поверке, спрогнозировать объем потребления с учетом температуры наружного воздуха за определенный период не представляется возможным, в связи с чем третье лицо не имеет возможности дать оценку влияния работоспособности ОДПУ ТЭ в определенный период времени по причине бездействия управляющей организации на сумму корректировки платы за отопление. Полагает, что третье лицо исполнило действия по расчету корректировки платы за коммунальную услугу в строгом соответствии с действующим законодательством.

Указанная выше корректировка в размере 8 527 рублей 38 копеек была предъявлена к оплате ФИО с рассрочкой на 8 месяцев на срок с апреля по декабрь 2020 года с размером ежемесячного платежа 1065,94 рубля. Материалами дела подтверждено несение истцом расходов по оплате корректировки в указанном размере.

Проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, оценив пояснения сторон, данные ими в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о том, что бездействие управляющей компании, выразившееся в непринятии мер к вводу в эксплуатацию и поверке общедомового прибора учета тепловой энергии в доме № 4 корпус 2 по улице Свердлова в городе Мурманске, является незаконным. Следовательно, услуга по содержанию общедомового имущества оказана ответчиком ненадлежащего качества, поскольку не была обеспечена своевременная поверка общедомовых приборов учета тепловой энергии.

При этом не имеет правового значения для рассмотрения дела наличие у жильцов многоквартирного дома задолженности по оплате предоставляемых ответчиком услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома, необходимость дополнительных финансовых средств. Неоплата жильцами указанных услуг не освобождает управляющую организацию от исполнения обязанностей, предусмотренных законом и договором.

Вместе с тем само по себе неисполнение ответчиком обязанности по поверке ОДПУ ТЭ не находится в прямой причинно-следственной связи с необходимостью несения истцом расходов по оплате корректировки в размере в размере 8 527 рублей 38 копеек, порядок начисления платы за коммунальную услугу отопление, производимый третьим лицом в заявленный истцом период, соответствует действовавшему в указанный период законодательству; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотр, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) входит в обязанность управляющей организации, которая, пусть и несвоевременно, предприняла предусмотренные законом меры по поверке ОДПУ ТЭ.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о взыскании с ответчика ущерба в размере 8 527 рублей 38 копеек.

Относительно требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда суд приходит к следующему.

Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В соответствии со статьей 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины ответчика, его имущественное положение, и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен учитывать степень нравственных страданий, перенесенных истцом.

Законодатель установил повышенную ответственность за нарушение обязательств стороной, осуществляющей предпринимательскую, в том числе строительную деятельность, распространил действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» на отношения по участию граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и, тем самым, предоставил им право требовать возмещения штрафа и морального вреда за нарушение соответствующих обязательств.

По мнению суда, нравственные страдания истца, связанные с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по договору управления многоквартирным домом, являются очевидными и не требуют подтверждения дополнительными доказательствами.

Принимая во внимание изложенное, учитывая степень нравственных страданий истца, длительность нарушения его прав, суд, исходя из требований разумности и справедливости, полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 4 000 рублей.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Данная норма предусматривает обязанность суда взыскивать штраф с изготовителя от всей суммы, присужденной судом в пользу потребителя, без конкретизации требований, которые должны учитываться при взыскании указанного штрафа.

Ответственность продавца, как следует из положений пункта 3 статьи 13 и статьи 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», наступает в форме возмещения вреда, уплаты неустойки (пени) и компенсации морального вреда.

Следовательно, размер присужденной судом компенсации морального вреда должен учитываться при определении размера штрафа, взыскиваемого с изготовителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, установленных законом.

В силу пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом, которые не были удовлетворены в добровольном порядке, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

Исходя из положений приведенных норм закона и разъяснений постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации, основанием для взыскания штрафа является неудовлетворение законных требований потребителя в добровольном порядке.

Учитывая также то обстоятельство, что после обращения истца в суд, ответчиком в добровольном порядке требования истца не были удовлетворены, суд приходит к выводу о том, что размер предусмотренного пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» штрафа составляет 2 000 рублей 00 копеек (4 000 рублей х 50%).

При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО к ООО «Стандарт» подлежат частичному удовлетворению.

В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенной части решения.

Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Как следует из разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек (пункт 10).

Перечень судебных издержек, предусмотренный Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, не является исчерпывающим. Так, расходы, понесенные истцом, в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости (пункт 2).

Таким образом, взысканию с ответчика в пользу истца подлежат почтовые расходы в размере 728 рублей, поскольку несение указанных расходов подтверждено документально квитанциями, необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости.

В соответствии со статьями 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере, пропорциональном размеру удовлетворенных требований имущественного и неимущественного характера.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО к обществу с ограниченной ответственностью «Стандарт» о защите прав потребителя – удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Стандарт» в пользу ФИО компенсацию морального вреда в размере 4 000 рублей 00 копеек, штраф в размере 2 000 рублей 00 копеек, почтовые расходы в размере 728 рублей 00 копеек, а всего взыскать 6 728 рублей 00 копеек

В удовлетворении требований о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Стандарт» ущерба, компенсации морального вреда в размере, превышающем 4 000 рублей, ФИО – отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Стандарт» в бюджет муниципального образования город Мурманск государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                     А.В. Лучник

2-513/2021 ~ М-23/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Полохина Елена Васильевна
Ответчики
ООО "Стандарт"
Другие
МКУ "Новые формы управления"
АО "Мурманэнергосбыт"
Управление Роспотребнадзора по Мурманской области
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Лучник Александр Викторович
Дело на странице суда
len--mrm.sudrf.ru
11.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2021Передача материалов судье
15.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.02.2021Предварительное судебное заседание
03.03.2021Судебное заседание
17.03.2021Судебное заседание
24.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее