Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2280/2015 ~ М-1323/2015 от 16.02.2015

Дело №2-2280/1-2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 мая 2015 г. г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Курчавовой Н.Л.

при секретаре Чеглаковой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Метсяля С. В. к администрации Петрозаводского городского округа, администрации Сегежского муниципального района о признании постановления недействительным, понуждении к совершению определенных действий,

установил:

Метсяля С.В. обратился в суд с иском к администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что он относится к категории лиц из числа детей<данные изъяты>. Постановлением главы местного самоуправления <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец был определен в <данные изъяты> <адрес>, и за ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Постановлением главы администрации Сегежского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за истцом было перезакреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, нанимателем которой являлся дальний родственник истца ФИО5 Истец указывал, что проживание в перезакрепленной квартире невозможно, поскольку истец членом семьи ФИО5 не является, кроме того по сведениям администрации Надвоицкого городского поселения упомянутое жилое помещение приватизировано. Истец указывает, что он более лет проживает в <адрес>, для реализации своего права на получение жилого помещения он обратился в администрацию Петрозаводского городского округа, однако ему в предоставлении жилого помещения было отказано. По изложенным в иске основаниям, ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона <данные изъяты>, иные, принятые в соответствии с упомянутыми законодательными актами, нормативные правовые акты, истец просит включить его в список <данные изъяты>, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать ответчика предоставить ему жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения; взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство образования Республики Карелия и администрация Сегежского муниципального района.

В последующем определением суда процессуальное положение администрации Сегежского муниципального района изменено на соответчика.

В ходе судебного разбирательства, изменив заявленные требования, окончательно истец просил: признать постановление главы администрации Сегежского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ недействительным; установить факт невозможности проживания истца в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>; включить его в список <данные изъяты>; обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ему жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения; взыскать с ответчиков в пользу истца судебные расходы.

В судебном заседании истец и его представитель Озерова Е.Н., допущенная к участию в деле на основании устного заявления истца, заявленные требования поддержали, по доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к нему.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ранее в материалы дела представили письменные возражения относительно предъявленных требований, указывая на необоснованность требований истца.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства образования Республики Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, позиции по делу не высказал.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Установлено, что Метсяля С. В., родился ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. Согласно сведениям, содержащимся в записи акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ по территориальному отделу ЗАГС <данные изъяты> матерью истца является ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сведения <данные изъяты> отсутствуют.

Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО1.

Постановлением главы местного самоуправления <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении несовершеннолетнего ФИО14 в <данные изъяты>» истец был определен в <данные изъяты> и за ним было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление предъявленное в суд отделом социальной работы администрации <адрес> и <адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к ФИО7 и ФИО5 о признании права пользования жилым помещением, было удовлетворено. Суд признал право пользования жилым помещением – квартирой в <адрес> в <адрес> Республики Карелия за Метсяля С.В., паспортно-визовой службе Сегежского ГОВД предписано зарегистрировать несовершеннолетнего по указанному адресу.

В ходе судебного разбирательства также установлено, что постановлением главы <данные изъяты> городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ФИО5 освободившегося жилья» освободившаяся <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты>, жилой площадью <данные изъяты> была предоставлена ФИО5 на состав семьи два человека, в составе которой обозначен <данные изъяты> Метсяля С. В..

Согласно информации адресно-справочной службы УФМС России по Республике Карелия истец был зарегистрирован по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось лет.

Постановлением главы администрации Сегежского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилой площади за ФИО1» за истцом, <данные изъяты>, ввиду выделения нового жилья, взамен утраченного, была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности (выписка из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ), непригодным для проживания не признано (акт администрации Надвоицкого городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ, на основании личного заявления истец был снят с регистрационного учета по указанному адресу в связи с отчислением из <данные изъяты> и поступлением в государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Республики Карелия <данные изъяты> (<адрес>).

С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истец зарегистрирован в общежитии по адресу: <адрес>.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучался в <данные изъяты>, указанное обстоятельство подтверждено пояснениями истца и копией диплома о начальном профессиональном образовании серия от ДД.ММ.ГГГГ.

Из пояснений истца следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в армии, по возвращении сразу же обратился в <данные изъяты> с вопросом о снятии с регистрационного учета в ранее занимаемом жилом помещении, поскольку намерения проживать в <адрес> не имел. Получив разъяснения о том, что он снят с регистрационного учета в ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время на территории <адрес> не зарегистрирован, истец вернулся в <адрес>, где имел намерение жить и работать.

Из представленных в материалы дела сведений следует, что истец состоит в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем ФИО8

Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, учтенных в качестве нуждающихся в жилом помещении, до исполнения им 23 лет.

В соответствии со ст.8 указанного закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ, действующей с 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает на недействительность постановления главы администрации Сегежского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилой площади за ФИО1», поскольку перезакрепление жилого помещения произведено в период, когда истцу исполнилось <данные изъяты>, соответственно орган опеки и попечительства не имел правовой возможности действовать в интересах истца в указанный период.

В силу положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству (ст.15.1).

Законом Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, по состоянию на 13.03.2007) устанавливались меры по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядок их реализации.

Согласно положениям ст.4 упомянутого закона, Республика Карелия передает органам местного самоуправления муниципальных районов Республики Карелия государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе установленные в ч.6 ст.3 настоящего Закона.

Согласно ст.3 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК меры государственной поддержки распространяются на воспитанников, выпускающихся из государственных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и могут быть реализованы в отношении совершеннолетних граждан, относящихся к соответствующей категории.

Часть 6 упомянутой статьи предусматривала, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма.

Анализируя положения приведенных законодательных актов, суд не усматривает нарушения прав истца в результате действий органа местного самоуправления по изданию постановления от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку орган местного самоуправления муниципального района, издавая соответствующее постановление, действовал в интересах воспитанника детского дома ФИО9, который в указанный период еще находился на воспитании в детском доме, то есть пребывал в ведении соответствующего органа опеки и попечительства. К моменту издания оспариваемого постановления истец был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>. По своей сути оспариваемым постановлением орган местного самоуправления привел акт о закреплении жилого помещения за <данные изъяты>, которому было предоставлено иное жилое помещение, в соответствие с реально существующим положением дел.

При этом оснований для выводов о том, что в результате указанных действий, права <данные изъяты> были нарушены, у суда не имеется.

Вместе с тем суд соглашается с позицией ответчика - администрации Сегежского муниципального района, свидетельствующей о том, что наличие или отсутствие закрепленного жилого помещения в рассматриваемом случае, не будет являться юридическим фактом при решении вопроса о включении истца в список <данные изъяты>, поскольку таким юридическим фактом является невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Так как постановлением главы Надвоицкого городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ истцу (в составе семьи ФИО5) было предоставлено жилое помещение по договору социального найма, существенное значение для разрешения настоящего спора является выяснение вопроса о возможности (невозможности) проживания истца в предоставленном жилом помещении.

Следует заметить, что истец, будучи уже совершеннолетним от регистрации по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, отказался и был снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы истца, свидетельствующие о том, что он не помнит факт составления заявления о снятии с регистрационного учета по месту жительства, а о факте перезакрепления жилого помещения узнал лишь при подготовке к обращению в суд с настоящим иском, судом оцениваются критически. В силу правовых предписаний, содержащихся в Положении о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 08.07.1998 №828, в паспорте гражданина Российской Федерации производятся отметки о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета (п.5). Соответственно истец не мог не знать о наличии регистрации по месту жительства по упомянутому адресу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанные сведения фиксировались в его паспорте.

Соответственно заявление ответчика – администрации Сегежского муниципального района о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, заслуживает внимания. Начало течения срока исковой давности Гражданский кодекс РФ связывает с моментом, когда заинтересованное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. О нарушении своего права истец должен был узнать в момент получения паспорта, содержащего отметку о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>. Таким образом, истцом при оспаривании постановления органа местного самоуправления муниципального района пропущен как срок, предусмотренный ст.256 Гражданского процессуального кодекса РФ, так и общий срок исковой давности, предусмотренный ст.196 Гражданского кодекса РФ.

В части установления факта возможности (невозможности) проживания истца в предоставленном ему жилом помещении по адресу: <адрес>, суд приходит к следующим выводам.

Частью 4 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являлись, признается невозможным,если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч.3 ст.72 Жилищного кодекса РФ);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

В рассматриваемом случае, ни по одному из вышеперечисленных обстоятельств, проживание истца в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое было предоставлено ему по договору социального найма, не может быть признано невозможным.

Представленные в материалы дела сведения, свидетельствуют о том, что упомянутое жилое помещение непригодным для проживания не признано, факта проживания в жилом помещении матери истца также не установлено, равно как и не имеется сведений о том, что ФИО5 страдает каким-либо хроническим заболеванием (в соответствии с указанным в п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ перечнем), препятствующим совместному проживанию с ним. Площадь жилого помещения позволяет истцу вселиться в него.

Доводы стороны истца сводились к тому, что он имеет право на получение жилого помещения в рамках Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, поскольку членом семьи нанимателя жилого помещения (ФИО5) он не является. Указанные суждения судом во внимание не принимаются, поскольку они основаны на неправильном понимании норм материального права. Кроме того возможность вселения в жилое помещение и проживания истца в нем, зависела исключительно от его объективных действий, однако истец никогда не имел намерения возвращаться <адрес>, поскольку свое будущее он связывал с <адрес>.

Кроме того из анализа положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ следует, что гарантируемая социальная поддержка, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицам из их числа, возраста 23 лет.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ №1590-О-О от 16.12.2010 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространил действие названного закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.

Закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-либо сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому ст.1 и п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ, иным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Из материалов дела усматривается, что года истцу исполнилось в ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением в орган местного самоуправления истец обратился лишь в ДД.ММ.ГГГГ, когда ему уже исполнилось лет, то есть его обращение последовало за пределами возраста, который определен законодателем для реализации соответствующих прав.

Доводы истца об отсутствии разъяснительной работы со стороны органов опеки и попечительства, судом во внимание не принимаются, поскольку в ходе судебного процесса он неоднократно указывал, что ранее не обращался за реализацией своих прав ввиду концентрации на других вопросах своей жизнедеятельности.

Подвергнув анализу установленные по делу обстоятельства, положения приведенных законодательных и нормативных правовых актов, оценив доказательства, представленные сторонами в материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца.

Таким образом, истцу в удовлетворении иска надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Метсяля С. В. к администрации Петрозаводского городского округа, администрации Сегежского муниципального района оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Л. Курчавова

Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2015 года

2-2280/2015 ~ М-1323/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Метсяля Сергей Владимирович
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
администрация Сегежского муниципального района
Другие
Министерство образования РК
Копач Наталья Александровна
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Курчавова Н.Л.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
16.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2015Передача материалов судье
17.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2015Судебное заседание
19.03.2015Судебное заседание
06.04.2015Судебное заседание
20.04.2015Судебное заседание
05.05.2015Судебное заседание
19.05.2015Судебное заседание
22.05.2015Судебное заседание
28.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2015Дело оформлено
21.07.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее